Урок русского языка во 2 классе "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок поможет сформировать у учащихся умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью вуффиксов и приставок, развивать умение обобщать изученное, используя проблемные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk_sostav_0.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Состав слова.
Опубликовано: Попович Светлана Павловна
Учитель начальных классов МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район Краснодарского края.
Тип урока: обобщающее повторение
Цели урока:
создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
• рассказ учителя,
• проблемные вопросы,
• работа над новыми понятиями,
• творческие задания,
• практические упражнения.
Педагогические технологии:
• элементы технологии проблемного обучения,
• элементы игровой технологии,
• здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока:
I. Организационный момент. “Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний. На нашем пути встретятся интересные острова. Мы посетим эти острова.
Минутка чистописания: II.
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания
А) На доске: небо мороз солнце капель
о з е ?
- Рассмотрите запись на доске и догадайтесь, какую букву будем
писать на чистописании.
- Почему так решили?
- Что знаете о букве Ь?
II. Постановка темы урока
- Итак наше путешествие начинается и первый остров в океане Знаний «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем в парах.
(у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах)
Кроссворд:
1. Учебное помещение для занятий.
2. Верхняя женская или мужская одежда.
3. Корм для лошади.
4. Защитник Отечества.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)
- Верно! Состав чего? (слова)
III. Работа по теме урока.
А)- Работать мы сегодня будем на листочках. Это будут наши маршрутные листы, которые помогут нам в путешествии. В ваших маршрутных листах нарисован грамматический человечек, сейчас мы будем формировать лицо этого человечка. Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются
части слова и как они называются, и лицо человечка примет определенное выражение.
- Графически обозначаем левый глаз. Что такое окончание?
- Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.
- Что такое приставка? Обозначаем нос.
- Что называется корнем слова? Обозначаем рот.
- А что такое основа слова? Обозначим челочку над глазами.
- Вот такой грамматический человечек у нас получился. Вам нравится его выражение лица? (нет).
- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а вы ему в этом поможете. Хотите, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
Б) - Следующий остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка)
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям
Физкульт – привет!
В) Остров «Найди-ка»
Учитель:
1. - В ваших маршрутных листах записаны предложения. Прочитайте их. Почему не получается? Добавьте окончания. Сделайте вывод.
Наш корабль плыл по мор… .На пути нам встречалось много остров… .
- Как выделить окончание? Для чего нужно окончание?
2. Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(на) столе, на( писать), с( бежать), во (дворе),во (шёл), с (дерева).
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
3. Учитель:
- Подумайте, при помощи чего образовались эти слова?
Море – морской, вода – водичка, корабль – кораблик, остров – островок
- Для чего нам нужны суффиксы и приставки?
- Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают.
Учитель:
Г) - А у нас на пути снова остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка для глаз)
-Ветер по морю гуляет
И корабль подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Проследите глазками за движением кораблика.
Д) - Следующее задание на ваших маршрутных листах.
Нос, носильщик, носик, переносица.
Дерево, сосна, деревянный, деревце.
Храбрый, смелый, отважный.
- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными? Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.
- Что такое корень?
Е. Следующий остров на нашем пути «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1
Выберите из слов для справок и запишите однокоренные слова, состав которых соответствует схемам:
Слова для справок: подставка, полевой, пальто, поход, полярник, посадить.
Карточка 2
Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.
Лес, лесник, перелесок, дождь, дождливый, задождил,
Карточка 3
Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
походка ученик сестрицы река
з. Следующий остров, на который мы попали «Проверяй-ка»
Учитель: проверим свои знания.
Правильно разбери по составу: поварёнок, весенний, переход, ночка, луковка.
IV. Итог урока.
Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
V. Рефлексия: Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит.
-Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. А теперь посмотрите на нашего грамматического человечка. Он тоже улыбается, значит мы хорошо поработали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....