Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_sostav_slova_1.doc | 131.5 КБ |
karta_zadaniy.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
2 В класс МКОУ ШР «Гимназия»
УМК Перспектива
Тема: Состав слова
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
2. Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;
3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре; уважительного отношения к профессии строителя.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;
получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям
Этап урока | деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.) | -Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. | Мы пришли сюда учиться, | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов. |
(2 мин.) | -Чтобы настроиться на работу, привести ум в порядок я предлагаю вам сразу выполнить несколько упражнений. | 1) Движения глазами по четырем направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положжениях 2) Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки последовательно сменяющих друг друга. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно. 3) Колечко. Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. | |
Актуализация знаний. (4-5 мин.) | -Прочитайте слово на доске. Что вы можете про него рассказать? (слово обозначает предмет, в нем 3 слога, второй слог ударный, 3 буквы согласных звуков, 3 буквы гласных звуков) -Пропишите каллиграфически правильно буквы согласных звуков, буквы гласных звуков. -Запишите слово работа. Определите ударный слог, поставьте знак ударения и подчеркните безударные гласные. -Как думаете, почему наш урок начинается с этого слова? -Это слово сегодня поможет изучить новую тему всем, кто умеет хорошо работать, трудиться. | на доске записано слово Работа рбт аоа работа | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют каллиграфически правильную запись букв, слова. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
Постановка цели и задач урока. (5 мин.) | -Сегодня на уроке вы будете работать в паре. Давайте обсудим правила работы в паре. -Перед вами лежат кубики. Что можно с ними сделать? (построить постройку) -Сегодня мы – строители. Важна ли профессия строителя? В чем она заключается? Выполните свои постройки. -Что у вас получилось? -А у кого получилось слово? -Какие открытия в русском языке вы сделали? (слова состоят из частей) -Эти части являются слогами? А может эти части - отдельные буквы или звуки? -На какие вопросы вы хотите найти ответ на нашем уроке? -Над какой темой будем работать? | Кубики с записанными частями слов. На доске предполагаемые вопросы. Записывается тема урока. | обсуждают правила работы в паре. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Выполняют постройки из кубиков. Делают выводы. | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |
Первичное усвоение новых знаний. (3 мин.) | Я тоже составляла из кубиков слова и вот что у меня получилось. -Что можете сказать? (эти слова родственные; общая часть одинаковая, добавляются другие части и получаются новые слова). -Как называется общая часть родственных слов? (корень) (Читаю стихотворение про корень слова, показываю как выделяется) -А раз у них одинаковый корень, то эти слова - …. (однокоренные) -Какие части помогли образовать новые слова? (приставка, суффикс) -Как думаете, какую роль играет окончание? (меняется форма слово, но новое не образуется) (на примере слова РАБОТА меняю окончание) | Работа Работники Работница Подработка Корень Корень я, фундамент слова, Иногда его основа. Поручиться не боюсь: Корни есть на всякий вкус. Для дворца и для избушки, Для банкира и старушки. Суффикс Ну, а я совсем особый, И скажу без хвастовства, Что в секунду дом огромный В домик превращаю я. Приставка Перед корнем есть приставка, Окончание Обратите вы внимание На меня. Я – Окончание. Не люблю собой гордиться, Вмиг готова измениться. | Наблюдают за словами, рассуждают, высказывают предположения, делают выводы. | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания. |
Физминутка (1-2 мин.) | -Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку. -Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой. -Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими. -Нарисуйте суффикс правой ногой и левой рукой, а теперь противоположными. -Двумя руками одновременно нарисуйте окончание. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. | ||
Первичная проверка понимания (2 мин.) | -Проверьте по учебнику на странице 45, правильно ли мы сделали вывод? (работа с правилом) -Для чего надо знать состав слова? | «Чтобы хорошо понимать слова и овладеть правописанием, надо знать составные части слова: приставку, корень, суффикс, окончание» | Самостоятельно открывают учебник и читают правило. Соотносят со сделанным выводом. | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о необходимости знаний о частях слова; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из учебника). Регулятивные: ориентируются в учебнике. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания. |
Первичное закрепление (7 мин,) | -Вернемся к нашим кубикам. Составьте и запишите как можно больше однокоренных слов. -У кого получится самое длинное слово. -Выделите во всех словах части. -Какие слова получились у вас? -Прочитайте самое короткое слово. -Прочитайте самое длинное слово. | Слово делится на части! | Работают в паре. Составляют из частей слова и записывают их. Выделяют в словах части. | Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) | -Посмотрите, на правой странице вашей карты урока изображен дом. На фундаменте домика и стенах записаны разные части слов. Составьте из этих частей разные слова и запишите на свободных строчках. | -корм-, -а, -ушк-, -ит, по-, за-, пере-, -ов-, -ой. | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) | -Над какой темой работали на уроке? -На какие вопросы вы хотели найти ответы? У кого всё получилось? На последней страничке вашей карты записано незаконченное предложение Моя работа на уроке была …. выберите из списка подходящие слова и закончите это предложение. | Моя работа на уроке была… интересная познавательная активная неинтересная скучная | Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности на уроке. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..
С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....
Конспект конкурсного урока русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу"
В данном материале представлен конспект урока русского языка для 2 класса. Цель урока - закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи/ши, ча/ща, чу/щу....