Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА.
Урок 57.
Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Цель:
– усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Ролик из мульт «В стране невыученных уроков»
1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока. Прочитайте название раздела. (Части слова. Окончание и основа.) - Что в его названии вам знакомо? - Предположите, что скрывается за 2-й частью названия раздела. (Тоже части слова.) – Значит, что нам необходимо повторить, узнать? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Открытие нового знания. |
1. Работа на доске под руководством учителя. На слайде появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_. Задание. – Допишите слова так, чтобы получилось предложение. (Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.) - Прочитайте полученные предложения. - У всех получилось одинаково? – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Это одно и то же слово.) – А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.) – Как называется эта изменяемая часть слова? Учащиеся высказывают предположения. 2. Работа с правилом. – Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила в учебнике на с. 144. Вопрос после чтения. – Как вы поняли, что значит изменяемая часть? (То, что у слова меняется.) – Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) - Интересно, для чего нужно окончание? - Попробуем доказать это. 3. Работа в группах по учебнику. Упр. 175. (в каждой группе алгоритм выполнения задания) – Прочитайте слова первой строчки. - Понятен ли смысл каждого из них? - Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) - Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.) Составьте первое предложение и запишите его. – Прочитайте слова на второй строчке. – Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) – Составьте и запишите предложение. Мелодия, нежная, вальса, звучит. Звучит нежная мелодия вальса. Пробуждает, душа, чувства, светлые, она. Она пробуждает в душе светлые чувства. Проверка. Заслушиваем варианты каждой группы. – Почему же вы изменяли окончание слова? – Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) Физ-ка (Танец глаз под музыку вальса») | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 176. - Прочитайте. про ёжика к ёжику с ёжиком - Что записано в столбике – одно и то же слово или разные слова? - Какой вывод можешь сделать? Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. 2. Ученики отвечают на вопросы в виде теста на листочках. - Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? а)да б) нет в) не знаю - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? а)да б) нет в) не знаю - Как найти в слове окончание? а)изменить слово б)выделить корень в)подобрать однокоренное слово Чтение вывода в рамке учебника на с. 145 на слайде. – Какую новую информацию вы получили из учебника? – Что значит – нулевое окончание? – Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) - Почему окончание получило такое название? - Что такое основа? 4. Прочитайте вторую часть правила с.144. – Как вы поняли, что такое основа слова? – Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.) – Как графически обозначается основа? - Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях). 3. Упр. 178 Звучит аудиозапись стих-я С.Есенина - Как поэт С.Есенин рисует картину весны в первом четверостишии? Читаем стихотворение с доски. - Что представили, когда прочитали первую строчку? Сыплет черемуха снегом, Никнут шелковые травы, - Найди и обозначь окончания в выделенных словах. Отдели основу. Выполняем у доски с комментированием. 5. Упр. 180 – развивается умение находить нулевое окончание в словах. Работа в парах. Дети вставляют окончания, проверка со слайда на доске. Оценивают свою работу: - "Молодец!", - "Хорошо!", - "Будь повнимательнее!" Лягушк_ скачет прыг да скок, Присел_ белк_ на пенёк_ В куст__ зайчишк_ задрожал, По тропк_ ёжик_ пробежал. Останься, лет_ , навсегда! Сверкай, озёрная вод_! Купайтесь, ягод_, в трав_, А солнц_ в синев_ ! | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | Работа с тестом устно в форме игры "Да-нет" ( "да"– стоим, "нет" - присели) – Окончание – часть речи? (Нет.) – Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | |
V. Домашнее задание. | 1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".
Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Корень слова"
Разработка урока по теме "Корень слова"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"
Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...
урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"
технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....