урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 класс 21 век Суффикс как часть слова | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: суффикс как часть слова
Цель урока:
- Воспитательные – привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, воспитывать прилежание, активность.
- Развивающие – развивать творческую самостоятельность, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развития внимания и зрительной памяти, активность на уроке.
- Обучающие – познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, имеет значение.
Формируемые УУД:
- Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
- Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
- Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
- Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование:
Проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык. Часть первая. 2 класс» авт. С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др., толковый словарь Ожегова.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.
Формы деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная.
Вид обучения: проблемный.
Этапы урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты деятельности этапа урока |
1. Организационный этап. | Создание эмоционального настроя учащихся, доброжелательной творческой атмосферы партнерства и сотрудничества. Взаимное приветствие: | - Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно. Послушайте одну историю: У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил): – Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал... Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: – Ты держишь все, сейчас, в своих руках! - Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. - Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи. - A тему урока мы сформулируем немного позже. | Взаимное приветствие. Слушают историю о Мудреце и показывают движением руки. | Подготовка к первичному восприятию материала |
2. Каллиграфическая минутка (СЛАЙД 1-3) 3.выявление причины затруднения и постановка цели деятельности подведение к теме СЛАЙД 4-5,6 Физминутка | Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети ставят цель на данном этапе урока. Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка | - Прочитайте слова. «Школа, школьник» - Что вы можете сказать об этих словах? Какая часть слова общая? Как называется? Выделите корень, окончание. Дайте характеристику первого звука. Прописать прописную и строчную буквы «Ш,ш» - Почему вы ни как не обозначили часть слова – ник-? -Как вы думаете, чтобы вы можете узнать сегодня о той части слова, которая изменила состав слова? - сегодня мы узнаем: - как называется часть слова, которая изменила состав слова; - какое имеет значение; - где стоит? Отгадайте, как называется эта часть слова по следующей схеме, а поможет вам в этом алфавит. Р..Т Т..Ф У…Х У…Х З…Й Й…Л Р…Т (СУФФИКС) - Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? . ! ? - Какой знак вы не знаете куда отнести? - Каким знаком обозначим часть слова –ник- из предложенных знаков? -встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка. - Как вы думаете, сколько суффиксов в русском языке, которые помогают образовывать новые слова? | Читают, определяют родственность слов, определяют корень –школ-, выделяют. Разбирают слова по составу. Дают характеристику, прописывают. Ставят цель перед собою. Определяют знак и ставят его. Составляют слово «суффикс» Разбивают на 2 группы: состав слова и знаки препинания в конце предложения Решают проблемную ситуацию с помощью логического размышления. | Умеют найти корень слов и выделить его, определить родственность слов. Смена вида деятельности. Умеют определить характеристику первого звука[ш]. Выясняют, что появился новый знак. Смена вида деятельности. Вспоминают алфавит. Умеют выделить знак для обозначения суффикса Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема. | Создание условий для продвижения учащихся в зону ближайшего развития | - Образуйте ряд слов, используя суффиксы: - иц-,–иц-, --их-, -онок-, -ёнок-. Слон –слониха, слонёнок. Ёж – ежиха, ежонок Лиса- лисица, лисёнок - Назовите суффикс, который помог образовать слова животное-мама, животное детёныш?. -Где он находится? (поставить схемы по порядку) - Имеет ли суффикс значение? - Как обозначим суффикс?(выделим суффикс) - откройте учебник на стр.108. прочитаем и сравним наши ответы. Упр.2 учебник стр.108. На доске Дописать ряды слов по образцу самостоятельно. - В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? (на доске суффиксы) | Образуют новые слова, используя данные суффиксы. Находят ответы на поставленные вопросы. Выделяют суффикс в словах. Фронтальная работа письменно в тетрадях, первые два слова на доске. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка по эталону, обсуждение и устранение разночтений. Это родственные слова: они близкие по значению, их общее значение содержится в корне, но во 2-х и в 3-их словах есть свое дополнительное значение и содержится в суффиксе | Смена вида деятельности. Умеют сравнивать, анализировать данные слова, улучшается понимание, осмысление и запоминание «суффикс» Смена деятельности |
5.физминутка | Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка | Суффикс – важная часть слова, Как крючок для рыболова, Как для реченьки – водица И как крылья певчей птице. Им без суффикса так плохо, Не красиво, одиноко… Суффикс – это интересно. Одинок принц без принцессы, А король без королевы… Девочка есть там, где дева. Где есть кошка, там котята, А у рыбок есть рыбята. Как загадка, суффикс этот, С ним волшебно на планете. Он – в цветочке аленьком, В ручеёчке маленьком… Вот и тигр, а с ним – тигрята. Заяц – зайка с ним, зайчата. Суффикс есть и в слове – львята, А ещё в каких, ребята? | Работа со словами учителя | Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала. |
6.первичное закрепление «о чём говорят суффиксы» Словарная работа. | - Какие суффиксы помогли образовывать животные детёныши, животные-мамы? - Знаете ли, какое значение имеют эти суффиксы: -ан-, -ян-, -анин-, -янин-? (карточка на двоих). -Поработаем в карточках(работа в паре) -Выделить суффикс.. 2 группы работают индивидуально - отгадать загадку, найти правильное написание в словаре, определить опасное место, подобрать родственные слово так, чтобы появился суффикс. Назвать суффикс. - отгадать о ком идёт речь. Найти правильное написание в словаре, определить опасное место, подобрать родственное слово с суффиксом. | Вспоминают и называют—ёнок-, -онок-, -иц-, -их-. Помогают образовать слова-жителей планеты. Работают с карточками, отвечают на вопросы. Все записывают в тетрадь новые словарные слова, подчеркивают опасные места. | Умеют находить суффиксы. Умеют работать в паре самостоятельно Учащиеся учатся самостоятельно работать, анализировать, понимать, пополняют словарный запас слов. | |
7. Итог урока. Рефлексия. | Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке. | - С помощью какой части слова образуются родственные слова? - Для чего служит суффикс в русском языке? - Где находится суффикс в слове? - Как обозначаем суффикс в слове? - Как вы можете оценить свою работу на уроке? - Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную работу? - Покажите, на сколько сегодня вы: -были активны, -на сколько вы поняли новую тему, -хотите ли узнать какие ещё бывают суффиксы и какие значения имеют? Закончим урок словами: Я узнал.. Я понял… Мне понравилось Было трудно Для меня было открытием, что.. Могу порадоваться успехам… | Рефлексия, самооценка, принятие оценки учителя | Учатся анализировать, оценивать полученные от успешной (неуспешной) деятельности. |
8. Домашнее задание | Развивает самостоятельность | - рассмотрите в учебнике на стр.109 и 110 упр.4 и упр.5. в этих упражнениях похожее задание, вам предлагаются найти суффиксы в некоторых словах. – выберите сами упражнение по вашим сила и запишите в дневник. | Рассматривают упражнения, изучают задания. Записывают д.з. | Учатся выбирать задание по своим возможностям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова"
Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова", проведенного в 3 классе по УМК "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Урок русского языка по теме "Части слова"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Части слова" ( по программе Л.В.Занкова). Цели: на уроке ученики научатся распознавать части слова, получат возможность применять полученные знания в нестандар...
Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")
Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...
Презентация к уроку русского языка на тему: "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." 2 класс
...Данная презентация может быть использована на уроке русского языка во втором классе как проверочная работа по теме " Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." Работу можно выполнять как устно, так ...