Занимательный русский язык. Урок-путешествие "Устная и письменная речь"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Зачем людям нужна речь.Что такое устная и письменная речь. Конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_ustnaya_i_pismennaya._zanyatie1.docx | 58.48 КБ |
ur.1.pptx | 847.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Серовская санаторная школа – интернат»
______________________________________________________________________________624983, г. Серов, Свердловская обл., Автодорожная ул.,35д.,телефон7-96-26,E-mail:internat2-serov@mail.ru
Занимательный русский язык
- класс
( задания по развитию познавательных способностей. Л.В.Мищенкова)
Учитель начальных классов:
Некрасова Юлия Владимировна
Занятие 1
Тема: Речь устная и письменная.
Цель: дать детям представление о том, зачем людям речь, что такое устная и письменная речь; развивать внимание, мышление, память, воображение, речь; воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Оборудование: у учащихся - цветные карандаши.
Сегодня, ребята, вы начинаете изучать факультативный курс «Занимательный русский язык».
Русский язык – богатство нашего народа. Он красив, меток, полон пословиц и поговорок, которые, как на крыльях, перелетают из одного века в другой. Его нужно беречь, не засорять грязными и бранными словами, а изучать, восхищаться им, говорить на нем так, чтобы речь ваша звучала, как музыка. А доброе слово приятно и слушать. Я хочу, чтобы вы, ребята, выросли людьми культурными, образованными, любящими свою Родину и свой язык.
Кто знает, для чего людям нужна речь? (Выслушиваются ответы учащихся)
Задание 1. ( слайд 2) Если вы согласны с высказыванием, то закрасьте квадрат зелёным цветом, если не согласны – красным.
С помощью речи люди:
- … о чём-либо сообщают;
- … рассказывают друг другу;
- … видят сны;
- …спрашивают;
- …передвигаются;
- …советуют;
- … просят;
- …приказывают.
Давайте приведём примеры на каждый случай. (Выслушиваются ответы детей).
Примеры:
- О чём-либо сообщают . (Я уже стал первоклассником).
- Рассказывают друг другу. ( Вчера я прочитал интересную книгу. В ней с главными героями происходят невероятные приключения).
- Спрашивают. (Сколько тебе лет?)
- Советуют. (Если хочешь быть здоровым, занимайся физкультурой).
- Просят. (Подай мне, пожалуйста, газету).
- Приказывают. (Шагом марш спать!)
УСТНАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называется устной.
Задание 2. Послушайте устную речь. Я прочту вам стихотворение.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон , без дверей… (А.С.Пушкин)
Выслушиваются рассказы детей о том, что они себе представили во время чтения произведения.
Я читала стихотворение – вы слушали. Затем вы по очереди рассказывали о том , что представили себе во время слушания. Всё это – устная речь.
А теперь вас ждёт привал. Кто знает, что такое привал? (слайд 3)
ПРИВАЛ – это остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки (стоянка).
Когда путешественники отправляются, например, в лес или горы, они долго идут пешком, а затем делают привал, т.е. остановку в пути, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
Сделайте иллюстрацию к стихотворению.
Осеннее.
Хмурит брови день осенний,
Без зонта – совсем пропасть.
Замедляет лист круженье,
Словно ищет, где упасть…. Е.Неменко
Привал окончен. Продолжаем работать. Мы познакомились с понятием «устная речь», а сейчас нам предстоит выяснить, что такое письменная речь.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - это речь написанная. ( слайд 4). Для письма используют буквы или другие знаки. Например, китайцы пишут иероглифами.
Буквы, которыми мы пишем сейчас, придумали не сразу. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть, например, на дорожных знаках.
В старину на Руси писали на бересте – берёзовой коре. ( слайд 5). Бумагу тогда ещё не изобрели. Буквы царапали острой палочкой. Она называлась «писало». Позже стали писать на бумаге заострённым гусиным пером, которое макали в чернила. (слайд 6). Сейчас мы пишем шариковыми ручками. ( слайд 7). Почему «шариковыми»? потому что внутри ручки есть стержень с пастой, а на его конце – маленький металлический шарик. При письме он вращается, заставляет пасту вытекать из стержня и ложиться тонкой линией на бумагу.
Задание 3. (слайд 8). Перед вами письменная речь, в которой некоторые слова заменены рисунками. Попробуйте прочитать.
А теперь, ребята, познакомьтесь с Мишуткой. ( слайд 9). Он будет часто приходить к вам на занятия и вести рубрику «Мишуткина академия».
Мишуткины задания трудные, но интересные. Они помогут вам лучше узнать русский язык и его секреты.
ЗАДАНИЕ 1. (слайд 10). Из букв К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток, кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из следующих букв? Запишите эти слова печатными буквами.
ЗАДАНИЕ 2 (слайд 11). Подчеркните слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные.
ЗАДАНИЕ 3. ( слайд 12). Внук приехал у бабушке в деревню. Гуляя по деревне, он встретил разных животных, но особенно ему понравились лошади. Придя домой, он рассказал об этом бабушке. «Их та было много-много - …». Закончите речь внука одним словом.
(слайд 13). Занятие окончено. Продолжите , пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С помощью речи люди: …о чём либо сообщают; … рассказывают друг другу; … видят сны; … спрашивают; …передвигаются; …советуют; … просят; … приказывают.
Привал – это остановка в пути для отдыха.
Письменная речь – это речь написанная. Китайцы пишут иероглифами.
В старину на Руси писали на бересте- берёзовой коре. Буквы царапали острой палочкой. Она называлась «писало».
Позже стали писать на бумаге заострённым гусиным пером, которое макали в чернила.
Сейчас мы пишем шариковыми ручками.
очень колюч. Услышит шорох – и свернётся в . Но при встрече с это не помогает. боится воды . Хитрая закатывает в или . В воде развёртывается. (по Г. Скребицкому )
Мишуткина академия
Задание 1. Из букв К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток, кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из следующих букв? Н С О запишите эти слова печатными буквами. Ответ: СОН, НОС
ОТВЕТ: РОЩА ПОЛЕ ЛЕС ДУБРАВА Задание 2. Подчеркните слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные слова. РОЩА ПОЛЕ ЛЕС ДУБРАВА
Ответ: КАРАВАН ТАБУН СТАЯ СТАДО Задание 3. Внук приехал к бабушке в деревню. Гуляя по деревне, он встретил разных животных, но особенно ему понравились лошади. Придя домой , он рассказал об этом бабушке. «Их там было много-много - …». Закончите речь внука одним словом. КАРАВАН ТАБУН СТАЯ СТАДО
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ….» .
МОЛОДЦЫ!
Используемые источники Картинки из личной коллекции . Л.В.Мищенкова Занимательный русский язык. 1 класс Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Небо https :// img - fotki . yandex . ru / get /6422/134091466.34/0_91 e 3 b _ ff 38 d 5 cf _ S Рамка http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/16969765.46/0_68d80_78ecd6f1_L.png Ландшафт https://img-fotki.yandex.ru/get/9666/134091466.17a/0_f624b_c29e1426_S Животное https :// img - fotki . yandex . ru / get /9306/134091466.117/0_ dd 3 ba _ c 1418933_ S Пальма https://img-fotki.yandex.ru/get/9822/134091466.13b/0_e6a77_fbb2c54_S
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 1 классе. Письменная речь . Правила правописания имен собственных.
Материал может быть использован на уроках русского языка в 1 классе....
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Урок русского языка "Культура устной и письменной речи. Формы глаголов" (4 класс)
Дети часто затрудняются правильно построить предложение, т. к. у них беден словарный запас. На этом уроке просматриваются разные варианты для правильного построения предложения. Дети учатся объяснять ...
Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".
Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был проведён в рамках школьного методического объединения....
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...