Конспект урока "Родственные слова" (УМК "Планета знаний", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кудрявцева

Цель урока:

  • создать условия для формирования у учащихся понятия «родственные слова».

Задачи:

·         обучающая:

ü  формировать умение находить в родственных словах общую часть, подбирать однокоренные слова

·         развивающая:

ü  развивать речь учащихся;

ü  развивать орфографическую зоркость, умение объяснять и доказывать;

·         воспитательная:

ü  воспитывать любознательность, стремление познавать новое, интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (1 класс).

Учитель: Кудрявцева Татьяна Владимировна

Школа: МОУ СОШ №1 г.Неи Костромской области

Класс: 1

Предмет: русский язык

УМК/система: «Планета Знаний».

Тема:  «Родственные слова».

Цель урока:

  • создать условия для формирования у учащихся понятия «родственные слова».

Задачи:

  • обучающая:
  • формировать умение находить в родственных словах общую часть, подбирать однокоренные слова 
  • развивающая:
  • развивать речь учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, умение объяснять и доказывать;
  • воспитательная:
  • воспитывать любознательность, стремление познавать новое, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового.

Планируемые результаты образования:

  • Личностные УУД:
  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах.

Развивающие метапредметные:

  • Регулятивные УУД:
  • уметь определять и формулировать тему, цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные УУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Познавательные УУД:
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Предметные:
  • расширять словарный запас за счёт родственных и однокоренных слов.

Оборудование:

  • Русский язык. Учебник для 1 класса начальной школы. / Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык»:  1 кл./ Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина – М.: АСТ: Астрель, 2013.
  • для учителя: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
  • для ученика: учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки, змейка успеха для рефлексии.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

В майский солнечный денёк

Улыбнись ты всем, дружок!

Лучик солнышка возьми

И писать скорей начни:

Буквы, слоги и слова.

Будем грамотны всегда!

- Запишем число, классная работа.

Произносят последнюю строчку хором.

Записывают с комментированием.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

- Восстановите слово по элементам букв

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img495.jpg

-Что обозначает это слово?

- Только ли у людей бывают родственники?

- Где встречали слова-родственники?

- Умеете находить родственные слова в тексте? Проверим.

- Внимание, учебная задача! Услышать и записать в тетрадь родственные слова из сказки С.Я. Маршака «Тихая сказка»  

(слайд 2)

Самостоятельно восстанавливают слово «родственники», работая на карточке.

- Внешне похожие люди, имеющие общих предков.

- У животных, у слов.

- На уроках обучения грамоте и литературного чтения.

- Да.

Смотрят мультипликационный фильм и записывают услышанные родственные слова.

3. Постановка учебной задачи.

- Поверяем правильность выполнения задания (слайд 3)

- Получилось определить все родственные слова?

-Как вы думаете, почему не получилось?

- Определите тему урока.

- Поставьте учебную задачу на урок.

- Кто или что нам поможет выполнить учебную задачу?

Проверяют по образцу учителя, самооценка.

- Нет.

- Не знаем признаки родственных слов.

- Родственные слова.

- Узнать признаки родственных слов, учиться находить и подбирать родственные слова.

- Учитель, учебник, наши знания.

4.  «Открытие» нового знания.

Слайд 4.

- Какие же слова можно назвать родственными? Первый признак родственных слов узнаем, работая в паре.

Рабочая тетрадь стр.34 упр.2

- Подведём итоги, сделаем вывод (слайд 5)

- Второй признак родственных слов узнаем, работая в группе.

Карточка 1.

- Подведём итоги, сделаем вывод (слайд 6)

- Какие же слова можно назвать родственными?

Выполняют задание в паре.

- Родственные слова имеют одинаковую часть слова или одинаковый корень.

- Родственные слова близкие по смыслу.

- Слова близкие по смыслу и имеющие одинаковый корень называются родственными.

Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперёд смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать — это пять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.

5. Первичное закрепление.

- Откройте учебник на стр.76, выполним упр.3 устно.

Фронтальный опрос, проговаривание правила.

6. Тренировочные упражнения.

- Выполним тренировочное упражнение 4, работаем по рядам: 1 столбик – 1 ряд, 2столбик – 2 ряд, 3 столбик – 3 ряд.

Слайд 7.

Выполняют самостоятельно, коллективная проверка.

Физкультминутка для глаз.

Слайд 8.

Выполняют упражнения для глаз.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Карточка №2 (слайд 9)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний.

Учебник стр.77 упр.7 – дать клички животным соответственно их виду.

Слайд 10.

- Подбирают родственные слова, записывают клички животных в тетрадь с комментированием изученных ранее орфограмм.

9. Рефлексия.

- Какую учебную задачу ставили перед собой на урок?

- Удалось ли вам её выполнить?

- Что помогло?

- Оцените свою работу на уроке по змейке успеха (слайд 11)

- Спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы, анализирую свою деятельность на уроке.

Самооценка.

Карточка 1.

Найдите в каждом столбике «лишнее» слово.

гора                  вода                        лев

горка               подводник              левша

горелый          водяной                   левый

горный            водитель                 налево

Карточка 2.

Найди и подчеркни родственные слова.

        Миша с папой любят ловить рыбу. Летом они рыбачат на Волге. Сами варят рыбный суп. Мелкую рыбёшку вялят на солнце. Большую рыбину засаливают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила"

Конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила" в форме игры "Звёздный час"...

Конспект урока по математике 2 класс. Закрепление знаний учащихся по теме: «Умножение и деление однозначных чисел. Числовые выражения».

В конспекте урока представлен интересный материал, который помогает легче учащимся запомнить табличные случаи умножения и деления, позволяет школьникам самостоятельно сформулировать тему, задачи, прое...

Презентация и конспект к уроку во 2 классе по теме: "Длина ломанной. Периметр многоугольника" А.Милн «Винни – Пух и его друзья» составлен по программе Школа 2000. автор Л.Г.Петресон. Урок предусматривает закрепления и уточнение раннее изученых знаний вмес

Презентация и конспект к уроку во 2 классе по теме: "Длина ломанной. Периметр многоугольника" А.Милн «Винни – Пух и его друзья» составлен по программе Школа 2000. автор Л.Г.Петресон. Урок предусматрив...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект 1 урока в 1 классе "Урок знаний"

Первый урок 1 сентября в 1 классе...

Конспект урока по математике, 2 класс, УМК «Планета Знаний», автор М.И. Башмаков , М.Г. Нефёдова Разработал учитель начальных классов: Ушакова О. И. Тема: Увеличение в 2 раза.

Тема: Увеличение в 2 раза.Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений увеличивать числа вдвое и различать действия в случаях «увеличить на 2» и «увеличить в 2 ...