Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: ’’Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода’’ (3 класс).
Цели:
- Создать условия для ознакомления с новой орфограммой: ’’Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода’’.
- Проверить сформированность понятий: ’’Мягкий знак обозначает мягкость согласных на письме’’, ’’Разделительный мягкий знак’’.
- Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к изучению темы;
Метапредметные: П. - определять значение мягкого знака именах существительных женского рода с шипящим на конце и обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода; Р. - выстраивать логическую цепочку рассуждений; контролировать и оценивать свою работу ; К. - работать в паре; слушать собеседника;
Предметные: писать "ь" - показатель женского рода в именах существительных с шипящим звуком на конце.
Используемые педагогические технологии:
Проблемные
Игровые
ИКТ
Здоровьезберегающие
Ход урока:
- Организационный момент.
Один, два, три, четыре, пять,
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться –
Будет получаться.
- Целеполагание и мотивация.
-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на весёлом паровозике. Каждое путешествие предполагает открытие. Это открытие должны сделать и вы.
- В путь! Я прочитаю дорожную песенку - стихотворение, а вы обратите внимание на те звуки, которые встречаются чаще.
Слайд 2
Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Поезд мчится скрежеща
Ж-ш-ч-щ.
-Какие же звуки повторяются? ( Шипящие согласные звуки – [ж], [ш], [ч], [щ] ).
-Охарактеризуйте эти звуки.(…….).
-Мы подъехали к 1 станции ’’Чистописание’’. Постараемся красиво написать буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки.
ж // ш /// ч // щ ///
-Вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами. (ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн).
-В народе всегда ценилось и уважалось знание, грамотность. Об этом есть русские народные пословицы.
Слайд 3
’’Хорошую речь хорошо и слушать’’.
’’Ученье луч света, а неученье – тьма’’.
-Как понимаете смысл пословиц? Какие орфограммы встретились? (……..).
-Выберите пословицу, которая вам больше понравилась, и красиво напишите её.
-В пословицах найдите существительные и определите их род.
-Обратим внимание на ’’ь знак’’, который встречается в этих пословицах. Скажите, что это за буква ’’ь знак’’? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем она тогда нужна? Может быть она безработная? (’’ь знак’’ служит для обозначения мягкости согласных на письме и ’’ь знак’’ – разделительный).
Слайд 4
1.Показатель мягкости
Ь
2.Разделительный
- Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения.
-Закрепим эти сведения о ’’ь знаке’’, для этого отправляемся на следующую станцию ’’Словарию’’.
-Стоп, в ’’Словарии’’ беда! Слова расшалились, они толкали друг друга, ставили подножки и в результате потеряли гласные. Поможем им! А чтобы с вами не случилась подобная беда, во время переменок нужно быть очень осторожным и доброжелательным к своим товарищам.
Слайд 5
К . ртофель, в . р . бьи, т . традь, п . льто, речь, с . л . вьи, к . рабль, м . рковь.
*Учащиеся объясняют, какие гласные пропущены.
-Посмотрите внимательно на слова, вы ничего не заметили? (Слово ’’речь’’ лишнее, т. к. оно не словарное). Наведём порядок в ’’Словарии’’. Распределите слова в 2 столбика, в зависимости от работы ’’ь знака’’ и запишите в тетрадь.
*Проверка: ученики обмениваются тетрадями, а также выходят ’’по цепочке’’ и распределяют слова в два столбика.
-Слово ’’речь’’ не случайно оказалось в ’’Словарии’’. В этом слове тоже есть ’’ь знак’’, в какую группу его запишем? (….) Почему?
*Наблюдение над словом.
-Проведём краткий фонетический разбор слова.
Речь – 1слог, 4б., 3зв., 1глас., 2согл.
-Нужен ли здесь ’’ь знак’’ для обозначения мягкости согласного [ч]? (Нет, звук [ч] всегда мягкий).
-Если я закрою ’’ь знак’’ в произношении слова что-то изменится? (Нет. Слово будет произноситься так же).
Значит, в 1-ую группу это слово не отнесём, во 2-ую тоже.
-На нашем пути появилась проблема. Это какая-то новая работа ’’ь знака’’.
-Ребята, а как слово ’’речь’’ попало в ’’Словарию’’? (Из пословиц на станции ’’Чистописание’’).
-Найдите в пословицах ещё одно существительное с шипящим [ч] на конце.(Луч).
-Есть ли ’’ь знак’’ в этом слове? ( Нет, здесь нет ’’ь знака’’ на конце). Может, допущена ошибка?
Слайд 6
РЕЧЬ
?
ЛУЧ
- Постановка цели урока.
-Сформулируйте цель нашего путешествия. Что мы должны выяснить? (Мы должны узнать, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий, в одних случаях пишется ’’ь знак’’, а в других – не пишется).
-Молодцы! И мы отправляемся на следующую станцию ’’Открытие’’.
- Физминутка (для глаз).
-Сейчас каждый из вас получит задание. Вы должны чётко ’’шаг за шагом’’ выполнить работу. Для этого нужно быть внимательным.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- ’’Открытие’’ нового знания.
-Из конверта достаньте карточку №1. У меня эта карточка на доске.
Слайд 7
-Прочитайте слова. Все ли слова понятны?
*Если какие-либо слова вызовут затруднение, то учитель может воспользоваться толковым словарём.
-Какой частью речи являются все слова? (Имя существительное).
-На какой согласный звук оканчиваются все слова? (На шипящий).
*Один ученик работает у доски.
Карточка № 1
Соедини линиями:
печь ночь
рубеж м.р. мяч
вещь ж.р. брошь
дочь кирпич
-Что заметил?
-Попробуй сделать вывод о правописании ’’ь знака’’.
*Происходит обсуждение заданий и ’’открытие’’ нового знания. Мягкий знак после шипящих пишется только на конце существительных ж.р.
- Работа с учебником.
-Проверим, верны ли ваши выводы. Обратимся к нашему другу и помощнику в учёбе-учебнику. Прочитаем правило.
-Подтвердил учебник наши выводы? (Да)
- Возвращение к поставленной проблеме.
-Мы возвращаемся к нашему вопросу. Почему же в слове ’’речь’’ есть ’’ь знак’’, а в слове ’’луч’’- нет? (Речь - ж.р., луч -м.р.)
Слайд 8
*Учитель убирает знак вопроса.
РЕЧЬ - Ж.Р.
ЛУЧ - М.Р.
-Выработаем план действий, как поступить, если вы, например, в диктанте встретите существительное с шипящим на конце. Надо писать ’’ь знак’’ или нет. Ваши действия?
* В ходе обсуждения ’’шаг за шагом’’ на доске появляется совместно выработанный алгоритм.
Слайд 9
Существительное с шипящим на конце(ж, ш, ч, щ)
род
ж.р. м.р.
ь -
- Физминутка ( для спины).
-А теперь оправимся на станцию ’’Закрепляйка’’.
*Звучит песенка из мультфильма ’’Паровозик из Ромашково’’.
Ученики выполняют ритмичные движения.
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-На станции ’’Закрепляйка’’ попробуйте самостоятельно применить полученное знание о правописании ’’ь знака’’.
*Задание даётся на карточках №2 и №3. Задание на карточке №2 выполняют все, а на карточке №3 – для тех, кто быстро справился с 1-ым заданием.
Карточка №2
Запиши слова и подумай, где вставить ’’ь знак’’, а где – не надо.
Борщ . , шалаш . , лещ . , мелоч . , душ . , дич . , лож . , уж . , малыш . , врач . , глуш . , ландыш . , чиж . , калач . , молодёж . .
Карточка №3
- Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. (Нож).
- Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
- Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
-Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).
-Проверим выполнение задания на 1-ой карточке. Я буду читать слова, если вставили ’’ь знак’’, то топаем, если нет ’’ь знака’’- хлопаем.
-Кто смог разгадать кроссворд? Какое слово получилось в выделенных клетках? (Ночь). Составим с этим словом предложение.
*Сильные ученики сами составляют предложение, слабые - получают карточку с опорными словами:
людям, спокойный, Ночь, и здоровый, сон, приносит.
(Ночь приносит людям спокойный и здоровый сон.)
*Составленное предложение записывается в тетрадь, один ученик работает у доски. В предложении выделяется грамматическая основа, определяются части речи.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Слайд 10
-Наше путешествие заканчивается. Мы подъехали к станции ’’Итоговая’’.
-Какое открытие вы сегодня сделали в путешествии?
-Оцените свои достижения на уроке.
-Кто доволен своей работой?
-Все ли было понятно?
-Ключевое слово при разгадывании кроссворда было ’’ночь’, а в наших пословицах найдите слово с тем же значением. (Тьма). Чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат в конвертах (звёзды разного цвета).
1).Жёлтая - самая яркая – если было легко и во всём разобрались.
2).Синяя - были трудности, сомнения.
3).Красная – не разобрались в теме.
*Домашнее задание задаётся в соответствии с поднятой звездой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных по...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. 4 класс Школа 2100
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". Урок спланирован с требованиями ФГОС. 4 класс ОС "Школа 2100"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода...