Урок русского языка в 4 классе по теме:"Глагол"(обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
русского языка
в 4 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Учитель: | Савченко Е. М. |
Класс | 4 |
Число | 18 ноября 2014 г. |
Предмет: | Русский язык |
Авторы учебника: | С. В. Иванов (УМК Начальная школа XXI века) |
Тема урока: | Глагол. Обобщение. |
Тип урока | Урок закрепления изученного материала. |
Цель: | расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол». |
Задачи: | Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
|
Результаты: | Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение умение работать в группе, строить логические рассуждения, умозаключения, адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать; уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные: Совершенствовать умение уч-ся сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их. Совершенствовать умение в употреблении различных частей речи в предложениях, текстах. Поддерживать интерес уч-ся к родному языку, используя инновационные технологии. систематизировать знания о глаголе, как части речи; формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. |
Оборудование |
Дидактический материал:
|
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность. | - У нас сегодня необычный урок, на котором присутствует много гостей, давайте поздороваемся и улыбнёмся им, чтобы им вновь захотелось прийти на наш урок. А теперь улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи удачи. - Так как сейчас прекрасное время года – Осень, то перед вами на столах лежат разноцветные листочки: красные, синие, зеленые. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который именно сейчас соответствует вашему эмоциональному настроению. Синий листочек – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Красный листочек – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый листочек – вы спокойны. А в конце урока мы увидим, из каких красок будет наш осенний листопад! (Слайд 2) | Вот звонок нам дал сигнал- Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем! Выбирают листочки. |
II. | Постановка учебной задачи.. Цель: постановка цели урока. | Ребята, мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране (какой?) Глаголии. А какая часть речи там живет? Мы уже знаем, что это очень удивительная страна, в ней много загадочного, неизвестного и очень интересного. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания о глаголе и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. (Слайд 3) -Откройте тетради и запишите число (восемнадцатое ноября), «классная работа», тему урока (Глагол).
| Записывают число ,тему урока. |
III. | Закрепление изученного материала Цель: усвоение нового способа действия при решении учебной задачи с их проговариванием во внешней речи. | 1. Чистописание: - Перед далёким путешествием нужно сделать небольшую разминку. (Слайд 4) - Внимание! (Слайд 5) ем ешь ете ет ут ют им ишь ите ит ат ят - Что это за соединения? - Как называются эти окончания? - Почему? - Девочки записывают окончания, выделенные сиреневым цветом, а мальчики – записывают окончания, выделенные синим цветом.
- Ну что отправляемся в путешествие - Давайте запишем это слово. (Слайд 6) - Объясните орфограммы в слове путешествие. 1.Запись в тетради: ПУТЕШЕСТВИЕ. (выделите корни и подчеркните соединительную гласную) Учитель: - Совершим мы наше путешествие на САМОЛЁТЕ.
-Объясните орфограммы в слове самолёт. 1.Запись в тетради: САМОЛЁТ. (выделите корни и подчеркните соединительную гласную) Учитель: А теперь задание! (Слайд 7) 1 ряд – сделать транскрипцию слова; (самолёт) 2 ряд – составить словосочетание; (со словом путешествие) 3 ряд – составить предложение. (С любым словом, которое вам понравилось)
| Уточняют и согласовывают тему урока. ( окончания глаголов) (Личные) (Глаголы изменяются по лицам.) Объяснение орфограмм в данном слове. (это слово – имя существительное, состоит из двух корней и соединительной гласной - Е -) Объяснение орфограмм в данном слове(это слово – имя существительное, состоит из двух корней и соединительной гласной - О -) |
- Что мы знаем о глаголе ! Что такое глагол? (Слайд 8) -Правильно! Глагол – необыкновенная часть речи, она обозначает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность, если все глаголы убрать, то исчезнет эмоциональность действия. - Сейчас я продиктую вам слова, а вы запишите их в 3 группы! (Слайд 9) 1группа - Глаголы, обозначающие действие или движение. 2 группа - Глаголы, обозначающие состояние человека. 3 группа - Глаголы, называющие состояние природы. ( слова: переходит, болеет, бежит, светает, веселится, летит, морозит, поёт, холодит, сидит, грустит) (Слайд 10) Учитель: Поднимите (! Знак), если вы справились с заданием и (? Знак), если допустили ошибки. 2. Определить грамматические признаки глагола – Летит. - С помощью чего выражается значение действия или состояния глагола? (С помощью грамматических признаков - вида, времени, наклонения, лица, числа, рода) Учитель: - А какое действие совершает самолёт? (Слайд 11) - Запишите это слово в тетрадь. - Определите морфологические признаки глагола – летит. (У доски работает 1 ученик) 6. Работа в группе. -Какой из данных глаголов является лишним? (Слайд 12) -читать! - А почему? - Ребята, а вы любите читать? - А для чего нужно много читать? (Слайд 13) - А что ещё за глаголы мы с вами образовали? - А как ещё называют начальную форму?
Учитель: - Как переводится слово – инфинитив? - Что указывает на то, что это глаголы начальной формы? - С помощью каких еще суффиксов образуется начальная форма - Изменяется ли начальная форма глагола? - На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы? - Почему два вопроса? (Слайд 14) 7.Работа по вариантам. - Перед вами глаголы, нужно распределить их по группам): (Слайд 15) (думать, верить, петь, убрать, подумать, лететь, убирать, вылететь, поверить, запеть) - Проверяем! 1 вариант поднимите (! Знак), если вы справились с заданием и (? Знак), если допустили ошибки. - Проверяем 2 вариант ! | Записывают слова 1. переходит бежит летит сидит 2.болеет веселится любит грустит 3.светает морозит холодит (С помощью грамматических признаков - вида, времени, наклонения, лица, числа, рода) ( Летит - гл., н.вр., нес.в., 3 – е л., ед. ч.) | ||
Дети работают в группах на листочках. Обсуждают, приходят к единому мнению, делятся им с одноклассниками и учителем. (это глагол стоит в начальной форме) (глагол имеет следующие формы: начальную – говорить, писать, читать; личные - я говорю, ты говоришь, он говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят) (знать, понимать, чувствовать) (неопределённая форма глагола и инфинитив) (Инфинитив – латинское слово "неопределённый") (суффикс – ть-) (-ти, -чь) (В н. ф. глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида в начальной форме – что сделать?)
1 вариант - Глаголы, совершенного вида (убрать, подумать, вылететь, поверить, запеть) 2 вариант - Глаголы, несовершенного вида (думать, верить, петь, лететь, убирать) | |||
Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил. | 8. Физкультминутка (Слайд 16) Я буду называть вам слова разных частей речи, если это – глагол – вы хлопаете, если это слова другой части речи – вы топаете! Приготовились!(картина, спит, лежит, зелёный, сидит, дверь, арбуз, играть, солнышко, я, читать, грустный, вы, лимон, начинаем, нарисуют, красивый, они, беречь, девочка) . | Выполняют физминутку | |
9. Работа в командах. (Слайд 17) (Слова записаны на доске) - А сейчас работаем в командах! Первый ряд – 1 команда, второй ряд – 2 команда, третий ряд – 3 команда. - Внимание на доску! В какой форме стоят глаголы?
- Образуйте от глаголов в неопределенной форме глаголы 3-го лица множественного числа. - На какой вопрос отвечают глаголы в форме 3-го лица множественного числа? - Каждая команда свои слова записывает в тетрадь. От каждой команды выходит к доске капитан и записывает слова. Учитель: - Проверяем! Поднимите (! Знак), если 1 ряд(2, 3) справился с заданием. и (? Знак), если допустили ошибки. 10. Работа с пословицами. - Обратите внимание на экран. (Слайд 18) - Нужно собрать пословицы! Соберите пословицы. Кто (не) работает, торопись делом. (Не) спеши языком, тот не ест. Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем. Легко забыть то, и в воде (не) тонет. - Как вы понимаете смысл 1 пословицы? - А какое правило о глаголе спряталось в пословицах? - А как пишется НЕ с глаголами? Вспомним наше стихотворение? - Так как пишется НЕ с глаголами? - Запишите пословицу, которая вам понравилась больше всего.
11. Работа в паре. (Слайд 19) - Дополните данные предложения подходящими по смыслу глаголами; - спишите, вставляя пропущенные буквы; - определите время глагола. - Какие времена глагола мы знаем? (Прошедшее, настоящее, будущее Что делал? Что делает? Что будет делать?) Вот и (…………….) осень. Всё ч…ще (………) дожди. Скоро лист…я (…………….) земл… разноцв…тным ковром, а птиц… (………) на юг.
| (в начальной форме) (Один человек от команды- капитан работает у доски, остальные записывают в тетрадь). 1). читать – читают вязать - вяжут пахать – пашут 2). читать – думают тянуть – тянут рубить – рубят 3). сидеть - сидят петь - поют ходить – ходят. Соберите пословицы Кто не работает, тот не ест. Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит, и в воде не тонет. Легко забыть то, чего не знаем. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Не с глаголами пишется раздельно: Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши. Только помни об исключениях: Негодовать, невзлюбить, ненавидеть, Недоумевать, нездоровится! Работают в парах. (Прошедшее, настоящее, будущее Что делал? Что делает? Что будет делать?) Запись. Вот и наступила (пр. в.) осень. Всё чаще идут (н. в.) дожди. Скоро листья покроют (б. в.) землю (В. П.) разноцветным ковром, а птицы улетят (б.в.) на юг. | ||
Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил. | 12.Физкультминутка Провожу гимнастику для глаз. | Выполняют гимнастику для глаз | |
IV | Включение в систему знаний (закрепление и обобщение). Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | Тестовая работа с самопроверкой. (Слайд 20) - У вас у каждого на столе лист с тестом. Выберите вариант ответа и поставьте знак Х в клеточку, номер, которого соответствует номеру задания. - А теперь поменялись листочками и проверили друг у друга работу. Ключ к тесту. (Слайд 21) - Проверяем! Поднимите (! Знак), кто получил «5» и набрал 7 баллов, поднимите (! Знак), кто получил «4» и набрал 6-5 баллов. | Выполнение теста. Взаимопроверка. |
V. | Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке, неразрешённых затруднений как направлений будущей деятельности | - Ребята, вам понравился наш необычный урок? - По какой стране мы сегодня опять с вами путешествовали? -Чем богата эта страна? - Где мы с вами путешествовали и что закрепили? - Мне тоже очень понравилось, как вы работали. - Вы сегодня все получили оценки за тест, а многие за активную работу на уроке. Выставление оценок. Домашнее задание: (Слайд 22) - В начале урока вы выбирали из трех разноцветных листиков, тот, который соответствовал вашему эмоциональному настроению! - Выберите еще раз листочек, который именно сейчас соответствует вашему эмоциональному настроению, когда наше увлекательное путешествие завершилось. Синий листочек – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Красный листочек – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый листочек – вы спокойны. - Выбрали? А теперь представьте , что мы гуляем в нашем городском парке , шуршат листья на деревьях, подул лёгкий ветерок и начался настоящий - листопад! Я вам обещала сюрприз? Возьмите листочки в руки и на счёт 3 – бросаем их вверх и у нас получится листопад! (Используя цветовой тест, учитель отслеживает, как изменилось эмоциональное состояние учащихся, насколько психологически комфортно чувствовали себя на уроке дети, насколько интересно было им). - А ещё вас ждёт сюрприз на столе в коридоре! Осень вас угощает своими дарами! Отдыхайте! - Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание. Ьросают листочки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".
Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка. 4 класс На тему: "Глаголы исключения"
Урок совершенствует умение определять спряжение глаголов, правильно писать безударные окончания глаголов....
Урок – соревнование в 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение».
Цели: обобщить знания учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, полученные в 4 классе;способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых ум...
урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)
урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)...
Урок-обобщение по русскому языку 3 класс по теме "Глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма урока: групповая...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Неопределенная форма глаголов (обобщение)
УМК "Школа России"...