Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык
Планирование составлено на основе следующих нормативных документов методических рекомендаций:
1.Основной образовательной программы МБОУ Есинской СОШ;
2.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2015-2016 учебный год;
3. Положения о рабочей программе МБОУ Есинская СОШ (приказ №11 от 30.06.2014г.)
4.Тематическое планирование составлено на основе авторской программы С.В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».– М.: Вентана-Граф, 2012г.)
Цели и задачи предмета «Русский язык»
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Особенности преподавания предмета в данном классе
На начало учебного года в классе 14 обучающихся: 5 мальчиков, 9 девочек. В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности. По результатам итоговой проверочной работы за прошедший год базового уровня достигли двенадцать обучающихся, двое - в группе риска. С учетом того, что не все дети в достаточной степени владеют русским языком, обучение ведется на двух языках. В классе пять обучающихся хорошо усваивают учебный материал, остальным необходимы дополнительные объяснения, индивидуальный подход. Особые затруднение вызывает то, что дети медленно пишут, не полностью понимают суть предлагаемых заданий. Успешность работы в классе определяется методическими приемами, способствующими формированию у обучающихся универсальных учебных действий, а также доступностью содержания заданий и тренировочных упражнений с учетом степени понимания каждым учеником того, что и как ему требуется выполнить, чтобы получить правильный результат.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 2 часа в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Используемая линия учебников
Журова Л.Е.. Букварь. 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1,Ч 2 /Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.— 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Безруких М.М. Прописи №1 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Безруких М.М. Прописи №2 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Безруких М.М. Прописи №3 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь №1,№2 для учащихся общеобразовательных учреждений. /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,М.И.Кузнецова.- 2-е издание,испр. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Иванов С.В.Русский язык. 1-4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; под ред. Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. — 4-е издание, исправленное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Пишем грамотно: 1-4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-хч.Ч 1.2/М.И.Кузнецова.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф, 2014.- (Начальная школа 21 века).
Учебно - тематический план по предмету «Русский язык» 1 класс
Наименование раздела | Наименование темы |
Обучение грамоте | |
Фонетика | Фонетика |
Графика и орфография | Графика и орфография |
Русский язык | |
Слово и предложение. Пунктуация. | |
Педагогическая диагностика | |
Всего: 66 ч в год |
2 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 57 ч |
2. | Фонетика | 10 ч |
3. | Слово и предложение | 6 ч |
4. | Состав слова | 19 ч |
5. | Лексика | 22 ч |
6. | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 58 ч |
7. | Развитие речи | 34 ч |
8. | Повторение | 5 ч |
9. | Резерв | 16 ч |
Итого: | 170 ч |
3 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 50 ч |
2. | Фонетика | 3 ч |
3. | Слово и предложение | 6 ч |
4. | Состав слова | 4 ч |
5. | Морфология | 37 ч |
6. | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 43 ч |
7. | Развитие речи | 21 ч |
8. | Повторение | 5 ч |
9. | Резерв | 17 ч |
Итого: | 136 |
4 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 54 ч |
2. | Фонетика | 1 ч |
3. | Слово и предложение | 16 ч |
4. | Состав слова | 1 ч |
5. | Морфология | 36 ч |
6. | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 52 ч |
7. | Развитие речи | 19 ч |
8. | Повторение | 5 ч |
9. | Резерв | 6 ч |
Итого: | 136 |
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 классы. Общее число часов – 508: в 1 класс-66 часов, во 2-м классе-170, в 3-м классе-136, в 4-м классе-136 часов.
Формы организации занятий и системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
Формы организации учебного процесса:
- сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: интегрированных уроков.
- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Система оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценку успешности освоения содержания отдельных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно- практических и учебно-познавательных задач;
- оценку динамики образовательных достижений учащихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Критерии оценивания.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Сроки проведения педагогической диагностики:
I этап – 2-я неделя сентября ( стартовая диагностика);
II этап – конец 2-ой четверти ; ( завершение букварного периода)
III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая ( итоговая диагностика).
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся;
результаты тестирования.
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
выбор ответа ,
самооценка.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Контрольные работы проводятся по блокам. В календарно-тематическом планировании для каждой контрольной работы указан примерный срок ее проведения.
Учитель сам определяет уровень сложности заданий для каждого ученика, а также выбирает один из вариантов, который, с его точки зрения, будет соответствовать уровню подготовки всего класса. Если хорошо успевающий ученик не справился с работой повышенного уровня сложности ( выше опорного уровня), ему предоставляется возможность выполнить контрольную работу менее сложного варианта. Каждый вариант контрольной работы к блоку « Как устроен наш язык» состоит из пяти основных заданий. За выполнение этих заданий выставляется отметка. Шестое дополнительное задание в каждом варианте выполняется по желанию ученика.
Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная оценка.
Текущие и итоговые контрольные работы оцениваются следующим образом:
5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее1/2 всех заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые ученик сделал, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих контрольных диктантов к урокам блока «Как устроен наш язык». Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Контрольные работы к блоку «Правописание» - диктанты с орфографическим заданием.
За диктант выставляется одна отметка:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если в работе допущены две ошибки;
«3» - если в работе допущены 4 ошибки;
«2» - если в работе допущено5 и более ошибок.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
Недочетом считается:
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Орфографическое задание оценивается так:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оценивается отдельной отметкой- за общее впечатление от работы.
Контрольное списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, выбирает один из вариантов качестве опорного уровня.
Оценивание списывания:
5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;
«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.
Контрольный словарный диктант включает не более 10 слов с непроверяемыми написаниями.
Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой допущено 2 ошибки;
«2» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Результаты изучения курса «Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3.Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение с известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7.овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основное содержание (508 часов)
Виды речевой деятельности (116 часов)
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме1. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Система языка (практическое усвоение)
Фонетика и графика (195 часов)
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн2.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: книга, по-крышка и т.д.).
Состав слова (24 часов)
Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.
Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.
Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.
Морфология (73 часов)
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.
Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Синтаксис и пунктуация (100 часов)
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).
Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении..
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Национально-региональные этнокультурные особенности содержания вводится при изучении следующих тем: 1 класс
- «Составление рассказа по сюжетным картинкам» (Мост через реку Таштып – описание).
- «Звуковой анализ слов» (названия дикорастущих цветов нашей местности, например, жарки, пион –сиңне и т.д.)
- «Знакомство с буквой Я,я» ( числительные на хакасском языке до 10)
- «Знакомство с буквами Ё,ё» (хвойные деревья нашей местности, района)
- «Закрепление правил обозначения гласных звуков после твердых и мягких согласных»
( микросоциум школы).
- «Знакомство с буквой Н, н» ( топонимика аала)
- «Знакомство с буквой Р,р» ( озеро Ханкуль)
- «Знакомство с буквой Л,л» (дикие животные местности)
- «Знакомство с буквой й» (родословная семьи)
- «Знакомство с буквой Г,г» (насекомые местности)
- «Знакомство с буквой Д,д» (ягода нашей местности).
- Считалки, скороговорки на хакасском языке.
- Материалы по экономическому, социальному и культурному развитию аала, Аскизского района, Республики Хакасия
2-3 классы
1.Раздел «Как устроен наш язык»
Тема: « Звуки речи и буквы» ( Звуки речи и буквы на хакасском языке в сравнении с русским языком)
2. Раздел « Как устроен наш язык»
Тема: « Гласные и согласные звуки и их буквы» (Гласные и согласные звуки и буквы на хакасском языке в сравнении с русским языком)
3. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Обозначение звуков речи на письме» (Животные нашей местности)
4. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Ударные и безударные гласные звуки в слове (Зимующие птицы местности)
5. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Слог» (овощи)
6. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Слова, называющие предметы» ( имена существительные – адалыс; вопросы на русском и хакасском языках)
7. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Слова, называющие признаки и действия предметов» (вопросы на русском и хакасском языках; перевод стихотворения на хакасский язык стр.55 упр.4)
8. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Окончание как часть слова» ( Пословицы о приметах осени на хакасском языке; окончание в сравнении с хакасским языком)
9. Раздел «развитие речи»
Тема «текст» ( Признаки текста на русском и хакасском языках, сравнение с хакасским языком, встречающихся терминов в тексте)
10. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Корень как часть слова» ( Родственные слова, корень слова на хакасском языке; грибы нашей местности)
11. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Слова однозначные и многозначные» ( в сравнении с хакасским языком).
12. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема « Как появляются многозначные слова» ( хвойные и лиственные деревья нашей местности)
13. Раздел «Как устроен наш язык»
Тема «Устаревшие слова» ( устаревшие слова на хакасском языке)
14. Считалки, скороговорки на хакасском языке.
15. Материалы по экономическому, социальному и культурному развитию аала, Аскизского района, Республики Хакасия
16. Дополнительный материал о птицах, растениях, животных, природе Хакассии, Аскизского района, использование местного материала.
4 класс
Урок№3. Имя существительное. Вопросы «кто?» и «что?» в грамматике хакасского языка.
Урок №8. Окончания имен существительных. Состав имен существительных в хакасском языке.
Урок№18. Твердый и мягкий знаки. Обозначение мягкости согласных в хакасских словах.
Урок№63.Текст. Заимствованные слова в русском и хакасском языках.
Планируемые результаты:
Ученик 1 класса научится:
различать, сравнивать:
звуки и буквы;
ударные и безударные гласные звуки;
твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
выделять в словах слоги;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
переносить слова;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
правильно писать словарные слова, определенные программой;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;
осознавать цели и ситуации устного общения;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Второклассник научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки,
- парные и непарные по звонкости-твердости согласные звуки,
- изменяемые и неизменяемые слова,
- формы слова и однокоренные слова,
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
- решать учебные и практические задачи;
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей).
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: ОБ-, ОТ-, ДО-,ПО-, ПОД,- ПРО,- ЗА,-НА,-НАД;
- раздельное написание предлогов с другими словами ( кроме личных местоимений)
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значения суффиксов и приставок ( в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: -ОНОК-, ЕНОК,-ОК-, ЕК-,ИК,-ОСТ (Ь);
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ОВ,-ЕВ,-ИВ,- ЧИВ-,ЛИВ;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника ( в объеме представленного в учебнике материала).
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложения по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
Получат возможность научиться решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имён существительных;
- суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-;
- падежных окончаний имён прилагательных;
- словарных слов, определённых программой;
постановки знаков препинания при однородных членах предложений.
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарём.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся имеют возможность научиться:
различать, сравнивать:
- слово и предложение;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложения;
- текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- разбирать простое предложение по членам;
- суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
- наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- выделять основную мысль текста;
- подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
- составлять план текста (при помощи учителя);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
- писать изложения различных видов (обучающего характера).
Перечень учебно - методического обеспечения
Журова Л.Е.. Букварь. 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1,Ч2 /Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.— 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.-
Безруких М.М. Прописи №1 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Безруких М.М. Прописи №2 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Безруких М.М. Прописи №3 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь №1,№2 для учащихся общеобразовательных учреждений. /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,М.И.Кузнецова.- 2-е издание,испр. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Иванов С.В.Русский язык. 1-4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; под ред. Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. — 4-е издание, исправленное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Пишем грамотно: 1-4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-хч.Ч 1.2/М.И.Кузнецова.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф, 2014.-(Начальная школа 21 века).
№п/п | Название раздела и темы | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | |
план | факт | ||||
1 | Фонетика и словообразование. Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | 02.09 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
2 | Повторение орфографии. | 1 | 03.09 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |
3 | Морфология. Имя существительное. Повторяем признаки имени существительного. | 1 | 07.09 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
4 | Окончание имён существительных. | 1 | 08.09 | Организовывать свое рабочее место. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
5 | Окончание имён существительных. | 1 | 09.09 | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | |
6 | Окончание имён существительных. | 1 | 10.09 | Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | |
7 | Морфология. Имя существительное | 1 | 14.09 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. | |
8 | Окончания имен существительных. | 1 | 15.09 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
9 | Морфология. Имя прилагательное. | 1 | 16.09 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
10 | Диктант по теме: «Повторение изученных в 3-м классе орфограмм» | 1 | 17.09 | ||
11 | Окончание имен прилагательных. | 1 | 21.09 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
12 | Морфология. Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 22.09 | Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | |
13 | Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных. | 1 | 23.09 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. | |
14 | Текст | 1 | 24.09 | ||
15 | Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | 28.09 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | |
16 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | 1 | 29.09 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
17 | Приставка. Орфограммы приставок. Буквы о-ё после шипящих и ц | 1 | 30.09 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
18 | Твердый и мягкий знак. Обозначение мягкости согласных в хакасском языке. Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. | 1 | 01.10 | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | |
19 | Синтаксис. Простое предложение. Разбор по членам предложения.. | 1 | 05.10 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
20 | Синтаксис. Простое предложение. Синтаксический разбор предложения. | 1 | 06.10 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
21 | Предложение с однородными членами. | 1 | 07.10 | Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. | |
22 | Синтаксис. Простое предложение. Синтаксический разбор предложения. | 1 | 08.10 | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | |
23 | Текст. Деление текста на абзацы. | 1 | 12.10 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |
24 | Морфология. Глагол. Глагол как часть речи. | 1 | 13.10 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | |
25 | Правописание глаголов. Правописание приставок в глаголах. | 1 | 14.10 | Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. | |
26 | Работа над изложением. Изложение. «Пусть птица выводит птенцов» | 1 | 15.10 | ||
27 | Правописание глаголов. Правописание не с глаголами. | 1 | 19.10 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | |
28 | Морфология. Глагол. Вид глагола. | 1 | 20.10 | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | |
29 | Морфология. Глагол. Начальная форма глагола. | 1 | 21.10 | Корректировать выполнение задания в дальнейшем. | |
30 | Морфология. Глагол. Личные формы глагола. | 1 | 22.10 | Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | |
31 | Диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм» | 1 | 26.10 | Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. | |
32 | Морфология. Глагол. | 1 | 27.10 | Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | |
33-34 | Правописание глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 2 | 28.10 29.10 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
35 | Текст. | 1 | 09.11 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |
36 | Текст. | 1 | 10.11 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | |
37-38 | Правописание глаголов. Правописание-ться и тся в глаголах.
| 2 | 11.11 12.11 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
39-41 | Морфология. Глагол. | 3 | 16.11 17.11 18.11 | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) | |
42 | Правописание глаголов. Правописание глаголов. | 1 | 19.11 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
43 | Текст. Приём противопоставления в тексте. | 1 | 23.11 | Понимать точку зрения другого | |
44-46 | Правописание глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. | 3 | 24.11 25.11 26.11 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
47-49 | Правописание глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. | 3 | 30.11 01.12 02.12 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
50 | Текст. | 1 | 03.12 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | |
51 | Правописание глаголов. (Правописание глаголов) | 1 | 07.12 | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. | |
52 | Морфология. Глагол. Глагольное время. Настоящее время. | 1 | 08.12 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
53 | Проверка. Контрольная работа. Тема: повторение изученного. | 1 | 09.12 | ||
54 | Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 10.12 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
55 | Морфология. Глагол. | 1 | 14.12 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
56 | Работа над изложением. | 1 | 15.12 | ||
57 | Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 16.12 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |
58 | Морфология. Глагол. | 1 | 17.12 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
59 | Правописание глаголов. | 1 | 21.12 | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | |
60 | Морфология. Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 | 22.12 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | |
61 | Текст. | 1 | 23.12 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
62 | Диктант. Тема: Повторение изученного за I полугодие. | 1 | 24.12 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | |
63 | Морфология. Глагол. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | 28.12 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | |
64 | Морфология. Глагол. Условное наклонение глагола. | 1 | 29.12 | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | |
65 | Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 11.01 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | |
66 | Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 13.01 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
67 | Текст. Работа с текстом. | 1 | 14.01 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
68 | Морфология. Глагол. | 1 | 18.01 | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. | |
69 | Глагол. | 1 | 20.01 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
70 | Текст. Заимствованные слова в русском и хакасском языках. Работа с текстом. | 1 | 21.01 | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. | |
71 | Глагол. | 1 | 25.01 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
72 | Правописание глаголов. Правописание глаголов. | 1 | 27.01 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
73 | Текст. Работа с текстом. | 1 | 28.01 | Понимать точку зрения другого. | |
74 | Диктант .Тема: окончание глаголов в про шедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов. | 1 | 01.02 | ||
75 | Морфология. Глагол. Морфологический разбор глагола. | 1 | 03.02 | Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | |
76 | Повторение пройденного. | 1 | 04.02 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
77 | Морфология. Наречие. | 1 | 08.02 | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. | |
78 | Морфология. Наречие. Как образуются наречия. | 1 | 10.02 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
79 | Правописание наречий. Правописание гласных на конце наречий. | 1 | 11.02 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
80 | Текст. Учимся писать сочинения. | 1 | 15.02 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |
81 | Морфология. Наречие. Морфологический разбор наречий. | 1 | 17.02 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
82 | Правописание наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | 1 | 18.02 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | |
83 | Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | 22.02 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
84 | Диктант. Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих. | 1 | 24.02 | ||
85 | Морфология. Имя числительное. Имя числительное. | 1 | 25.02 | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. | |
86 | Текст. (Развитие речи). Работа с текстом. | 1 | 29.02 | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | |
87 | Морфология. Имя числительное. Изменение имён числительных. | 1 | 02.03 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | |
88 | Морфология. Имя числительное. Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | 03.03 | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | |
89 | Правописание числительных. | 1 | 07.03 | Корректировать выполнение задания в дальнейшем. | |
90 | Правописание числительных. Правописание числительных. | 1 | 09.03 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
91 | Текст. Работа с текстом. | 1 | 10.03 | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
92 | Правописание мягкого знака. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | 1 | 14.03 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
93 | Контрольная работа (тест). Тема: глагол, наречие, имя числительное. | 1 | 16.03 | ||
94 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в предложении. Словосочетание. | 1 | 17.03 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
95 | Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание. | 1 | 04.04 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
96 | Синтаксис. Словосочетание. Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | 06.04 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
97 | Текст. Учимся писать сочинение-рассуждение. | 1 | 07.04 | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
98 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 11.04 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
99 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | 13.04 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
100 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 14.04 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | |
101 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | 18.04 | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. | |
102 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | 20.04 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
103 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 21.04 | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | |
104 | Контрольная работа. Тема: Словосочетание. | 1 | 25.04 | ||
105 | Текст. Учимся писать текст-рассуждение. | 1 | 27.04 | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | |
106 | Диктант Тема: правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 28.04 | ||
107 | Синтаксис. Сложное предложение. Сложное предложение. | 1 | 02.05 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | |
108 | Синтаксис. Сложное предложение. Как связаны части сложносочиненного предложения. | 1 | 04.05 | Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | |
109 | Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 05.05 | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | |
110 | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 11.05 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
111 | Синтаксис. Сложное предложение. Как связаны части сложноподчинённого предложения. | 1 | 12.05 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | |
112 | Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | 1 | 16.05 | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | |
113 | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 18.05 | Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | |
114 | Диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах. | 1 | 19.05 | ||
115 | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 23.05 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
116 | Проверка. Итоговое изложение. | 1 | 25.05 | ||
117 | Фонетика и словообразование Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | 26.05 | Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |
118 | Повторение. Вспоминаем изученные орфограммы. Проверочная работа. | 1 | 30.05 | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...