Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
· пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 - го лица;
· формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
· развивать речь, орфографическую зоркость;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4v.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4В-м классе по теме
"Правописание местоимений с предлогами"
Учитель высшей категории Ватагина С. А.
УМК: учебник А. В. Полякова «Русский язык» 4 кл. М. «Просвещение» 2013г.
Цель:
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества;
- пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 - го лица;
- формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
- развивать речь, орфографическую зоркость;
- совершенствовать выполнение операций сравнения и обобщения.
Тип урока: урок - изучение нового материала
Задачи урока:
- Образовательные:
- создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний;
- мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их восприятия особого значения и особых свойств этой части речи);
- проверить у учащихся уровень сформированности умения определять лицо местоимений.
- Развивающие:
- работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, обогащением словарного запаса;
- работать над активизацией познавательного интереса у учащихся;
- Воспитательные:
- развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности, любви к родному языку.
Ожидаемые результаты:
-уметь правильно писать местоимения с предлогами, определять падеж, число и лицо местоимений
Оборудование: мультимедийная установка, карточки, тест, учебник А.В.Поллякова «Русский язык» 4 кл. М. «Просвещение» 2013 г.
Презентация к уроку
Ход урока
I. Оргмомент и сообщение цели урока
- Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного.)
- Имена существительные изменяются по падежам. Как вы думаете, изменяются ли по падежам местоимения?
- На этот вопрос вы сможете ответить, когда послушаете стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика».
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет всем моя семья,
Что, конечно, Именительный -
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный -
Это значит - только Мне!
НЕ смотрите подозрительно,
У меня родня-броня!
И запомните: Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворён совсем не Мной!
Ждёте, видимо, Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Учащиеся приходят к выводу, что местоимения изменяются по падежам.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать над изменением местоимений 1-го лица по падежам и узнаем о том, как пишутся местоимения с предлогами.
II. Проверка домашнего задания
- Что такое местоимение?
- Какие бывают местоимения? (1-го, 2-го, 3-го лица).
- Назовите местоимения первого лица и переведите на родной язык.
- Прочитайте текст, который у вас получился, когда вы заменили выделенные существительные местоимениями.
В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт И. А Некрасов. Самолёт летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру. Оно искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Они сажали цветы, окапывали деревья.
- Местоимения какого лица вы употребили? (3 - го лица).
III. Чистописание
На доске написаны слова: ЮЛА, ЛЮБА, ЮЖНЫЙ, ЛЮБИТ, ВЬЮГА, СПЛЮ.
- Сегодня на чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы может разделить данные слова? (Это буква Ю. В словах ЛЮБА, ЛЮБИТ, СПЛЮ. она обозначает звук [у] - это первая группа. В словах ЮЛА, ЮЖНЫЙ, ВЬЮГА - два звука [й]^] - это вторая группа.
Ю Ю Ю
ю юб юв юм юл
Юла - юлить, юг - южный, Юля — Юленька.
- Разберите слова по составу.
- С одним из данных слов составьте предложение и разберите его.
IV. Словарная работа
Упражнение «Какие это слова?»
- К данным согласным добавить нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.
ВРН (ворон)
МЛК (молоко)
ХРШ (хорошо)
ВСТК (восток)
МЛТК (молоток)
ОКЛ (около)
ГРД (город, огород)
МРЗ (мороз)
ПТМ (потом)
- Что общего у этих слов? (Словарные слова)
- Слова переводятся на родной язык.
V. Работа по теме
а) Знакомство с раздельным написанием местоимений 1 - го лица с предлогами. - измените местоимения 1 - го лица по вопросам:
Кто? Я Мы
У кого? У меня У нас
К кому? Ко мне К нам
На кого? На меня На нас
С кем? Со мной С нами
О ком? Обо мне О нас
По каким вопросам мы изменяли местоимения? (По падежным). Как нужно писать местоимения с предлогами? (Отдельно.) Почему? ( Предлог - это слово.)
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ | ||||||
Местоимения с предлогами пиши раздельно! | ||||||
| 1 - е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | |||
ед.ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед.ч. | мн. ч. | |
кто? | я | мы | ты | вы | он | они |
у кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него | у них |
к кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | к нему | к ним |
на кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | на него | на них |
с кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним | с ними |
о ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о них |
перед кем? передо мной, перед нами, перед тобой и т.д. за кого? за меня, за вас, за ними, за них и т.д. |
б) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 106. Упр.381.
- Найдите местоимения с предлогами (у нас, со мной, для них , они).
- Спишите текст.
Физкультминутка
Мы работаем отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
в) Упражнение на развитие речи.
Карточка
Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.
1. Телёнок пасся на лугу. Он был такой красивый.
2. На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом.
3. У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
4. По реке плывет лодка. Она тихая и светлая.
5. Люба кормила кошку рыбой. Она её любила.
г) Упражнение «Четвертое лишнее»
На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я - местоимение ] - го лица, остальные 3-го лица.)
2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ - местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.)
3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО - союз, остальные - местоимения.)
4) ТЫ, К, ОТ, ЗА.(ТЫ - местоимение, остальные - предлоги.)
5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЁМ. (МНЕ - местоимение, остальные - глаголы.)
д) Тест по теме урока.
Тест
1. Укажите местоимения 1-го лица.
1)я, вы.
2) он, ты.
3) я, мы.
4) он, она.
2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже.
1) у тебя, у вас.
2) у меня, у нас.
3) со мной, с нами.
4) с ним, с ними.
З.В каком предложении местоимение является подлежащим?
1) У нас в классе есть аквариум.
2) Сегодня он пришел раньше всех.
3) Девочки вышли с нами на прогулку.
4. Укажи предложения с местоимением 1-го лица единственного числа;
1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
Тест
1. Укажите местоимения 1-го лица.
1)я, вы.
2) он, ты.
3) я, мы.
4) он, она.
2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже.
1) у тебя, у вас.
2) у меня, у нас.
3) со мной, с нами.
4) с ним, с ними.
З. В каком предложении местоимение является подлежащим?
1) У нас в классе есть аквариум.
2) Сегодня он пришел раньше всех.
3) Девочки вышли с нами на прогулку.
4. Укажи предложения с местоимением 1-го лица единственного числа
1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.
3) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.
4) Мы шли- шли- шли, земляничку нашли.
VII. Домашнее задание
Упр.42, стр.35- правило.
VIII. Итог урока
- С какими местоимениями мы работали сегодня на уроке? (Личными)
- Изменяются ли эти местоимения по падежам? (Да.)
- Как пишутся местоимения 1-го лица с предлогами? (Раздельно.)
- Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы - у новой школы. А между предлогом и местоимением? (Вопрос)
Правописание местоимений с предлогами | ||||||
Местоимения с предлогами пиши раздельно! | ||||||
| 1 -е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | |||
|
|
|
|
|
|
|
кто? | я | мы | ты | Вы | он | они |
у кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него | у них |
к кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | К нему | к ним |
На кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | На него | на них |
с кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним | с ними |
О ком? | обо мне | о нас | О тебе | о вас | о нём | о них |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...
Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова
Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....