1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
2.Актуализа- ция знаний. Цель: Организовать актуализацию знаний об имени существительном, признаках имен существительных.
3.Постановка темы и цели урока. Цель: организовать постановку цели урока, определить средства достижения.
4.Обощение и систематиза- ция изученного материала.
Цель: организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на повторение и закрепление изученного; организовать самопроверку по эталону; организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.
5.Рефлексия. Итог урока, оценка деятельности. Цель: - зафиксиро-вать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
6.Домашнее задание.
| (слайд 2) -Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом. (возьмитесь за руки) — Почувствуйте, как вам стало тепло. — Подарите улыбку друг другу. Встало солнце рано-рано. Добрый день! Пляшут волны океана. Добрый день! Поднимается пшеница. Добрый день! И поют задорно птицы. Добрый день! (слайд 3)
-Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила работы на уроке помогут нам ещё и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. (устойчивые сочетания слов).
-Дайте толкование фразеологизмам: «чувство локтя», «ушки на макушке», «стоять горой».
-Вывод:
Чистописание Напишите красиво, покажите соединения этих букв. о с о в л • Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию.
-Ребята, как вы думаете, чем является слово в языке? «главным работником»? (слайд 4) Послушайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева. (читают дети)
- О чём это стихотворение?
- Слова главные работники в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния. А разве могли бы мы без слов сформулировать свои мысли?
- На какие группы вы могли бы разделить слова русского языка?
- Как вы думаете, какая группа самая многочисленная? - Да, действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
(слайд 5) - Попробуйте вспомнить, что такое имя существительное и сравнить ваши предположения с тем, как определял имя существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен:
- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков? _ А какое определение имени существительному дадите вы?
- Предметность - понятие грамматическое, оно включает в себя:
(слайд 6) -Перед вами группа слов, найдите лишнее, назовите признак: - Ч.л.век, к.питан, .лмаз, учит.ль; Т.тради, линейка, п.налы, к.р.ндаши; - Россия, Дон, г.род, М.сква; Небо, солнце, туча, обл.ко.
-Услышали ли вы сейчас какое-то новое определение? - Сегодня весь урок мы будем работать с этими понятиями : род, число, имя собственное-нарицательное, сущ. одушевленное-неодушевленное. - Какова же будет тема нашего урока? (слайд 7)
- А зачем нам повторять изученное?
Давайте имена существительные отправим в домик, например в аквариум, чтобы вам было интереснее удобнее повторить тему.
1.Одушевленность имени существительного. - Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить одушевленным или неодушевленным является имя существительное?
Дифференцированное задание:(1уровень слайд 8) работа в парах -Из данной группы слов выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные:
2 уровень (слайд тот же): добавь в каждый столбик еще по два слова
3 уровень:(карточка- задание 1) выборочное списывание; выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные, поставив в начальной форме. Жила у меня на окошке, Рыбка в стеклянной банке, И очень хотелось кошке Отведать этой рыбешки. Но рыбка в броне стеклянной, Спокойно корм жевала, На хищницу окаянную, Из банки молча взирала. Какая орфограмма выделена? А написание каких букв вы объяснить не можете? А кто может предположить изучение какого признака существительного может помочь? (падеж) (учебник) Найдите сущ. неодушевлённые из упр. 101 с.97
(слайд 10) –Назовите предметы, отвечающие на вопрос кто?, что? Куда отправим рыбку? - Как вы считаете, это постоянный или изменяющийся признак имен существительных?
(слайд 11)
- Поставим перед собой еще одну цель:
2.Число имени существительного - Как определить в каком числе стоит имя существительное?
Работа в парах 1 уровень (на доске) работает с учителем:(затем самост.) - образуйте существительные во множественном числе.
2 уровень:(слайд11 задание 2) : Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных.
3 уровень (задание 2 слайд тот же) Продолжи текст. Составь и запиши одно сложное предложение. Обозначь число имен существительных.
(слайд 12)
(слайд 13) -Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа или только форму множественного числа. Назовите какие сущ. мн. , ед.ч. , а какие мн.ч.?
А если в аквариуме одна рыбка то… продолжите… - Число – постоянный или непостоянный признак имен существительных?
(слайд 14 ) совместная работа А можете ли вы догадаться о каком признаке мы будем говорить? 3.Род имени существительного. - Сколько родов вы знаете? - Как определить род имени существительного?
- На экране записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали среди ребят нашего класса. Рядом с этими словами запишите антонимы и определите их род.
(Слайд 15)
А какого рода наша рыбка? Можно ли изменить род?
(слайд 16) ФИЗМИНУТКА(про рыбку)
(слайд 17) О каком признаке будем говорить?
4.Имена собственные и нарицательные.
(Работа по учебнику)
Задание : найдите в упр 101 с.97 собственные имена существительные. Как это можно сделать не читая текста.
1 уровень (слайд 17 задание 4) работа в парах -Образуйте от слов клички животных. Над чем вели наблюдения, выполняя морфемный разбор?
2 уровень (задание 4) работа в парах -Замени имена собственные, данные в тексте, на придуманные тобой.
3 уровень (слайд 18 + задание 4) групповая работа -Составьте заявку в редакцию журнала «Непоседа», укажите о ком или о чем вы хотели написать. Можете указать любимого писателя, ученого, героя, любимую книгу. Как думаете, в какую рубрику могла бы опубликована ваша работа?
- Как вы считаете, является ли постоянным данный признак имени существительного?
В какую колонку отправим рыбку? (слайд 19)
5.Синтаксическая функция существительного.
- Каким членом предложения может быть имя существительное? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести мини-исследование: определите, каким членом предложения является выделенное имя существительное. Работа в парах. 1уровень (задание №5)
2 уровень (задание №5)
3 уровень (задание №5)
2 уровень (показ на доске)
Проверка 1 уровня (слайд 20)
Вывод: Теперь нужно вспомнить морфологический разбор им. существительных
Вывод: Какую цель ставили перед собой? - Достигли ли поставленной цели? - Перед вами лестница знаний. У каждого из вас смайлик, символизирующий вас . Если вы справились со всеми заданиями на уроке, поставьте смайликна вершину лесенки, если остались вопросы – в серединку, если было очень трудно и большую часть урока вы не поняли – на нижнюю ступеньку.
(слайд 21) 1 и 2 уровеньупр. 103, стр.98 3 уровень: напиши сказку об имени существительном (упр.105 стр. 99)
|
Положительный настрой на работу, уважение друг к другу, взаимопомощь.
- чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах; - внимательно слушать; - всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо.
На уроке внимательно слушаем, помогаем друг другу, сотрудничаем, отстаиваем собственное мнение.
В О
Л С
СЛОВО
Высказывают предположения.
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным - полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами,- И все, что в памяти у нас,- Означено словами.
- О словах.
Слова русского языка можно разделить на части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.
- Имя существительное.
Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку. Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь? Вот эта!!! Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна. Имя существительное самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. -лица, - погодные явления, - ощущения и чувства, - состояния, - отношения, - вещества
Фронтальная работа. - одушевленный-неодушевл.; - число; - имя собственное или нарицательное; - род.
- Нет.
Повторение и обобщение знаний об имени существительном.
- Чтобы на основе этих знаний приступить к изучению нового материала.
Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
хозяин вода гость зелень рыбка сердце люди зима ученик боль Фронтальная проверка
(слайд 9) Рыбка окошко Кошка банка Рыбёшка броня Хищница корм
Проверка по эталону
- Постоянный признак.
- Распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность - неодушевленность |
|
|
|
|
|
|
|
- Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в ед. числе, если несколько – во множественном. Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат. Проверка по эталону.
Звено - звенья пень - крыло - стул - лист – край день –
Прошли осенние дождливые денёк. Весело закружились в воздухе лёгкие снежинка.
Заискрились шишка на ветках ёлки. На лесной тропах затаилась рыси. Н/п: Белые кружева застыли на березках, а на дубах блестят пушистые шапки. Холод загнал зверьков в норки, а пташки спрятались в гнезда. Фронтальная проверка.
- Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество. - Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота.
Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность-неодушевленность | Число |
|
|
|
|
|
|
- Чтобы определить род имени существительного надо заменить имя существительное одним из местоимений (он, она, оно).
Работа у доски (1 ученик). Грусть-радость (ж.р.) Зло-добро (ср.р.) Трусость-героизм (м.р.),смелость (ж.р.) Безделье-трудолюбие (ср.р.) Ненависть-любовь (ж.р.) Глупость-ум (м.р.)
- Нет. Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность-неодушевленность | Число | Род |
|
|
|
Существительное собственное — это индивидуальное название предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных. Существительное нарицательное — это обобщённое название однородных предметов, живых существ.
друг –Дружок шар – Шарик мурлыкать – Мурка белая – Белянка пёстрая – Пеструшка рыжий – Рыжик черная - Чернушка умный - Умка Проверка по эталону Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут в Москве. Мальчики гуляют с собакой Рыжиком и кошкой Муркой. Их улица Строителей самая красивая!
Н/п: Дорогая редакция журнала «Непоседа», мы учащиеся 4 «В» класса. Нам очень нравится … Пожалуйста, разместите … Фронтальная проверка
Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность – неодушевленность | Число | Имя собственное – имя нарицательное |
| род |
|
|
|
|
|
1 уровень: Город тихо спит. На рассвете разведчики тихо вошли в город.
2 уровень: Рыбы умеют издавать под водой разные звуки. И звуки музыки прекрасные лились…
3 уровень: учебник с.98 упр.103 (найди и запиши сложное предложение, какими членами предложения являются существительные? В предложении имя существительное может являться и главным, и второстепенным членом.
Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность-неодушевленность | Число | Имя собственное-имя нарицательна | Синтаксическая функция | Род |
|
|
|
Постоянными признаками имени существительного являются: род, одушевленность, принадлежность к именам собственным или нарицательным. Непостоянными признаками имен существительных являются: число, синтаксическая функция в предложении.
- Повторить и обобщить знания об имени существительном, распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
|
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникатив-ные УУД).
Уметь анализиро- вать объекты с целью выделения признаков (познавательные УУД).
Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений с опорой на изученное правило (познавательные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД). Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)
Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)
Учебное сотрудничество со сверстниками, оценка действий партнера (коммуникатив-ные УУД)
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (регулятивные УУД).
Освоение личностного смысла учения (личностные УУД)
|