конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макшанцева Елена Николаевна

План- конспект урока содержит материал повторения и систематизации знаний по имени существительному, разноуровневые задания выполняются в парах, группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «В» классе по теме:

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

Предмет: русский язык    

Класс:       4 класс

Автор УМК:  Р.Н.Бунеев

Тема урока:  «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен

                        существительных».

Тип урока:    Урок  повторения, углубления и обобщения изученного.

Цель урока:  Создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты:

                        Предметные: Уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические признаки существительных и роли

существительных в  предложении и тексте.

                          Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке,планировать свое действие соответствии с поставленной задачей, вносить необходимы коррективы в действие после его   завершения     на основе его оценки, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, использовать средства языка и речи                                                                        получения    и передачи информации,   участвовать в продуктивном диалоге (Коммуникативные УУД).

Уметь самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе ее анализа, сжимать информацию до плана и ключевыхслов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

                         Личностные:  Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия: имя существительное, род, число, одушевленные имена существительные, имена существительные собственные и нарицательные, синтаксическая функция существительных.

Этап урока.

Цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируе-

мые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

 актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2.Актуализа-

ция знаний.

Цель: Организовать актуализацию знаний об имени существительном, признаках имен существительных.

3.Постановка темы и цели урока.

Цель:

 организовать постановку цели урока, определить средства достижения.

4.Обощение и систематиза-

ция изученного материала.

Цель:

 организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на повторение и закрепление изученного;

 организовать самопроверку по эталону;

 организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.  

5.Рефлексия.

Итог урока, оценка деятельности.

Цель:

- зафиксиро-вать  содержание урока;

 организовать

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

6.Домашнее задание.

(слайд 2)

-Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
(возьмитесь за руки)    
 — Почувствуйте, как вам стало тепло.
 — Подарите улыбку друг другу.
Встало солнце рано-рано.
Добрый день!
Пляшут волны океана.
Добрый день!
Поднимается пшеница.
Добрый день!
И поют задорно птицы.
Добрый день!


(слайд 3)

-Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила работы на уроке помогут нам ещё и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. (устойчивые сочетания слов).

-Дайте толкование фразеологизмам:

«чувство локтя»,

«ушки на макушке»,

«стоять горой».

-Вывод:

Чистописание

Напишите красиво, покажите соединения этих букв.

о с о в л

• Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию.

-Ребята, как вы думаете, чем является слово в языке? «главным работником»?

(слайд 4)

Послушайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева.

(читают дети)

- О чём это стихотворение?

- Слова главные работники в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния. А разве могли бы мы без слов сформулировать свои мысли?

- На какие группы вы могли бы разделить слова русского языка?

- Как вы думаете, какая группа самая многочисленная?

- Да, действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

(слайд 5)

- Попробуйте вспомнить, что такое имя существительное и сравнить ваши предположения с тем, как определял имя существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

 Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен:

- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?

_ А какое определение имени существительному дадите вы?

- Предметность - понятие грамматическое, оно включает в себя:

(слайд 6)

-Перед вами группа слов, найдите лишнее, назовите признак:

- Ч.л.век, к.питан, .лмаз, учит.ль;

Т.тради, линейка, п.налы, к.р.ндаши;

- Россия, Дон, г.род, М.сква;

 Небо, солнце, туча, обл.ко.

-Услышали ли вы сейчас какое-то новое определение?

- Сегодня весь урок мы будем работать с этими понятиями : род, число, имя собственное-нарицательное, сущ. одушевленное-неодушевленное.

- Какова же будет тема нашего урока?

(слайд 7)

- А зачем нам повторять изученное?

Давайте имена существительные отправим в домик, например в аквариум, чтобы вам было интереснее удобнее повторить       тему.

1.Одушевленность имени существительного.

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить одушевленным или неодушевленным является имя существительное?

Дифференцированное задание:(1уровень слайд 8) работа в парах

-Из данной группы слов выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные:

2 уровень (слайд тот же): добавь в каждый столбик еще по два слова

3 уровень:(карточка- задание 1) выборочное списывание;  выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные, поставив в начальной форме.

Жила у меня на окошке,

Рыбка в стеклянной банке,

И очень хотелось кошке

Отведать этой рыбешки.

Но рыбка в броне стеклянной,

Спокойно корм жевала,

На хищницу окаянную,

Из банки молча взирала.

Какая орфограмма выделена?

А написание каких букв вы объяснить не можете?

А кто может предположить изучение какого признака существительного может помочь? (падеж)

 (учебник)

Найдите сущ. неодушевлённые из упр. 101 с.97

(слайд 10)  –Назовите предметы, отвечающие на вопрос кто?, что? Куда отправим рыбку?

- Как вы считаете, это постоянный или изменяющийся признак имен существительных?

(слайд 11)

- Поставим перед собой еще одну цель:

2.Число имени существительного

- Как определить в каком числе стоит имя существительное?

Работа в парах

1 уровень (на доске)  работает с учителем:(затем самост.)

 - образуйте существительные во множественном числе.

2 уровень:(слайд11 задание 2)  : Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных.

3 уровень (задание 2 слайд тот же) Продолжи текст. Составь и запиши одно сложное предложение. Обозначь число имен существительных.

(слайд 12)

(слайд 13)

 -Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа или только форму множественного числа. 


Назовите какие сущ. мн. , ед.ч. , а какие мн.ч.?

А если в аквариуме одна рыбка то… продолжите…

- Число – постоянный или непостоянный признак имен существительных?

(слайд 14 ) совместная работа

А можете ли вы догадаться о каком признаке мы будем говорить?

3.Род имени существительного.

- Сколько родов вы знаете?            

-  Как определить род имени существительного?

- На экране записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали среди ребят нашего класса. Рядом с этими словами запишите антонимы и определите их род.

(Слайд 15)

А какого рода наша рыбка?

Можно ли изменить род?

(слайд 16) ФИЗМИНУТКА(про рыбку)

(слайд 17) О каком признаке будем говорить?

4.Имена собственные и нарицательные.


(Работа по учебнику)

Задание : найдите в упр 101 с.97 собственные имена существительные. Как это можно сделать не читая текста.

1 уровень (слайд 17 задание 4) работа в парах

-Образуйте от слов клички животных.

Над чем вели наблюдения, выполняя морфемный разбор?

2 уровень (задание 4) работа в парах

-Замени имена собственные, данные в тексте, на придуманные тобой.

3 уровень (слайд 18 + задание 4) групповая работа

-Составьте заявку в редакцию журнала «Непоседа», укажите о ком или о чем вы хотели написать. Можете указать любимого писателя, ученого, героя, любимую книгу. Как думаете, в какую рубрику могла бы опубликована ваша работа?

- Как вы считаете, является ли постоянным данный признак имени существительного?

В какую колонку отправим рыбку? (слайд 19)

5.Синтаксическая функция существительного.

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести мини-исследование: определите, каким членом предложения является выделенное имя существительное.

  Работа в парах.

    1уровень (задание №5)

2 уровень (задание №5)

3 уровень (задание №5)

2 уровень (показ на доске)

Проверка 1 уровня (слайд 20)

Вывод:

Теперь нужно вспомнить морфологический разбор                им. существительных

Вывод:

Какую цель ставили перед собой?

- Достигли ли поставленной цели?

- Перед вами лестница знаний. У каждого из вас смайлик, символизирующий вас . Если вы справились со всеми заданиями на уроке, поставьте смайликна вершину лесенки, если остались вопросы – в серединку, если было очень трудно и большую часть урока вы не поняли  – на нижнюю ступеньку.

(слайд 21)

1 и 2 уровеньупр. 103, стр.98

3 уровень: напиши сказку об имени существительном (упр.105 стр. 99)

Положительный настрой на работу, уважение друг к другу, взаимопомощь.

- чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах;

- внимательно слушать;

- всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо.

На уроке внимательно слушаем, помогаем друг другу, сотрудничаем, отстаиваем собственное мнение.

В

О

Л

С

СЛОВО

Высказывают предположения.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз-  

 Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

- О словах.

Слова русского языка можно разделить на части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.

- Имя существительное.

Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку.

Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта!!!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

 

Имя существительное самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.

-лица,

- погодные явления,

- ощущения и чувства,

- состояния,

- отношения,

- вещества

Фронтальная работа.

- одушевленный-неодушевл.;

- число;

- имя собственное или нарицательное;

- род.

- Нет.

 Повторение и обобщение знаний об имени существительном.

- Чтобы на основе этих знаний приступить к изучению нового материала.

Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?  Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? 

хозяин      вода

гость         зелень

рыбка         сердце

люди          зима

ученик       боль

Фронтальная проверка

 

(слайд 9) Рыбка        окошко

                Кошка         банка

               Рыбёшка      броня

               Хищница    корм

Проверка по эталону

- Постоянный признак.

- Распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность - неодушевленность

- Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в ед. числе, если несколько – во множественном.

Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат.

Проверка по эталону.

Звено   - звенья

  пень    -  

 крыло  -

 стул -

 лист –

край

 день –

 

Прошли осенние дождливые денёк. Весело закружились в воздухе лёгкие снежинка.

Заискрились шишка на ветках ёлки. На лесной тропах затаилась рыси.

Н/п: Белые кружева застыли на березках, а на дубах блестят пушистые шапки.

Холод загнал зверьков в норки, а пташки спрятались в гнезда.

Фронтальная проверка.

- Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество. 

- Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота. 

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность-неодушевленность

Число

- Чтобы определить род имени существительного надо заменить имя существительное одним из местоимений (он, она, оно).

Работа у доски (1 ученик).

Грусть-радость (ж.р.)

Зло-добро (ср.р.)

Трусость-героизм (м.р.),смелость (ж.р.)

Безделье-трудолюбие (ср.р.)

Ненависть-любовь (ж.р.)

Глупость-ум (м.р.)

- Нет.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность-неодушевленность

Число

Род

 Существительное собственное — это индивидуальное название  
предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных.  

Существительное нарицательное — это обобщённое название  
однородных предметов, живых существ.

друг –Дружок

шар – Шарик

мурлыкать – Мурка

белая – Белянка

пёстрая – Пеструшка

рыжий – Рыжик

черная  - Чернушка

умный - Умка

Проверка по эталону

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут в Москве. Мальчики гуляют с собакой Рыжиком и кошкой Муркой. Их улица Строителей самая красивая!

Н/п: Дорогая редакция журнала «Непоседа», мы учащиеся 4 «В» класса. Нам  очень нравится … Пожалуйста, разместите …

Фронтальная проверка

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность – неодушевленность

Число

Имя собственное – имя нарицательное

род

1 уровень: Город тихо спит.  На рассвете разведчики тихо вошли в город.

2 уровень: Рыбы умеют издавать под водой разные звуки. И звуки музыки прекрасные лились…

3 уровень: учебник с.98  упр.103 (найди и запиши сложное предложение, какими членами предложения являются существительные?

В предложении имя существительное может являться и главным, и второстепенным членом.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность-неодушевленность

Число

Имя собственное-имя нарицательна

Синтаксическая функция

Род

Постоянными признаками имени существительного являются: род, одушевленность, принадлежность к именам собственным или нарицательным.

Непостоянными признаками имен существительных являются: число, синтаксическая функция в предложении.

- Повторить и обобщить знания об имени существительном, распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникатив-ные УУД).

Уметь анализиро-

вать объекты с целью выделения признаков (познавательные УУД).

Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений с опорой на изученное правило (познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).

Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)

Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)

Учебное сотрудничество со сверстниками, оценка действий партнера (коммуникатив-ные УУД)

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (регулятивные УУД).

Освоение личностного смысла учения (личностные УУД)

МБОУ «СОШ №2 имени С.И. Подгайнова г. Калининска»

Проект урока

на РМО по русскому языку

в 4 «В» классе по теме

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные

признаки имен существительных».

(по УМК Р.Н.Бунеева)

       

   Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

I кв. категории

Макшанцева Е.Н.

17.11.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"

Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....

План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"

Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"

Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...

Урок по русскому языку 3 класс (УМК Т. Г. Рамзаевой) Род имён существительных

Урок по русскому языку 3 класс (Линия УМК Т. Г. Рамзаевой) Род имён существительных...