Урок русского языка "Написание корня в однокоренных словах" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План-конспект урока русского языка на тему "Написание корня в однокоренных словах" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка "Написание корня в однокоренных словах" | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
3 класс
Тема урока: Написание корня в однокоренных словах.
.Тип урока: Урок постановки учебной задачи.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
- Продолжить формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
- Создать условия для развития умения взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
- Возбудить интерес к прекрасному через слушание музыки, рассматривание картин.
- Способствовать развитию внимания, мыслительных операций: аналогии, обобщению.
Оборудование:
Слайдовая презентация: картины русских художников, звукозапись «Времена года» П.И. Чайковского, таблицы слов, фотография «Клюква»; карточки для индивидуальной работы; схемы «Признаки однокоренных слов»; карточки индивидуальных целей; листы самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
- Учащиеся должны знать:
что такое корень слова, однокоренные слова
- Учащиеся должны уметь:
подбирать к данному слову однокоренные слова, выделять в слове корень, различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не
однокоренные.
Личностные результаты
- Осознание своих возможностей в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
- Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
- Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Ход урока
Этап урока | Цель | Содержание |
I. Самоопределение к учебной деятельности | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Звучит музыка. П.И. Чайковский. Времена года (октябрь). - Какое настроение создаёт эта музыка? - Много тайн и в стране русского языка. Сегодня мы с вами попробуем открыть одну из них. А чтобы у нас это получилось, отметьте в карточке целей, что, на ваш взгляд, может помочь проникнуть в тайны русского языка. |
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуаль ной деятельности | Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; повторить признаки однокоренных слов Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. . | - Откройте тетради, запишите дату. - Как нужно сидеть при письме? Минутка чистописания К к (Характеристика буквы) - Ребята, вы узнали музыку, которая звучала в начале урока? - Как называется? Кто автор, композитор этого музыкального произведения? - Какие картины вы представляли, слушая музыку? - Посмотрите, какие картины не только представили, но и изобразили русские художники. Звучит музыка. Рассматривание картин.(Слайды 2-5) - Вспомните, с изображения какого времени года начался показ? Запишите слова по порядку в столбик. - Проверьте. (Слайд 6) - Какие буквы пропущены в словах? - Что нужно сделать, чтобы правильно их написать? - Запишите проверочные слова рядом. - Какие слова вы написали в каждой строчке? - Как они называются? - Почему вы считаете, что это однокоренные слова? - Есть ли у слова лето однокоренное слово? Допишите его. - Посмотрите, какую запись я увидела у некоторых наших ребят. (Слайд 7) Всё ли правильно? - Чью тайну мы сегодня будем открывать? - Что мы попробуем узнать? (почему слова с одинаковым корнем – не однокоренные, а слова с разным корнем – однокоренные) |
III. Постановка учебной задачи | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения наиболее рационального способа понимания, какие слова называются родственными. | - Вчера мы с вами слушали сказку «Семья слов» о словесном дереве. Давайте и мы вырастим такое волшебное дерево. |
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения
| Организовать коммуникативное взаимодействие для решения грамматической задачи | - Предлагаю вам эту работу выполнить в группах. Организуется 5 групп по 4 человека. У каждой группы – свой корень, от которого нужно образовать несколько однокоренных слов. Задание: Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень в каждом слове. Сравните корни. Обсудите значение каждого слова. Сделайте вывод: Какие слова называются родственными? |
Физминутка | ||
V. Первичное закрепление во внешней речи | Зафиксировать умение выделять в группе однокоренных слов корень слова, объяснять свой выбор | Проверка. 1 группа. Слова с корнем –лист-. Вывод: слова, которые имеют одинаковый корень и одинаковое значение, называются однокоренными или родственными. 2 группа. Слова с корнем –свет-. Вывод: корень в однокоренных словах может находиться не только в начале слова, но и в середине, и в конце слова. 3 группа. Слова с корнем –снег-. Вывод: последняя согласная буква корня у родственных слов может изменяться. 4 группа. Слова с корнем –лёд-. Вывод: гласная буква корня у родственных слов может изменяться. 5 группа. Слова с корнем -час-. Вывод: не все слова с одинаковым корнем будут родственными. |
VI. Самостоятельная работа (внутренняя речь) Домашнее задание | Тренировать способность к самоконтролю, самооценке. | - Итак, мы открыли несколько тайн корня (схемы). Смена букв в корне называется чередованием. Почему так происходит, вы можете узнать из энциклопедии или из книги «Весёлая грамматика». Схемы нам помогут правильно подбирать однокоренные слова. Проверьте свои умения. Индивидуальная работа по карточкам: найдите лишнее слово, вычеркните его, в родственных словах выделите корень. Взаимопроверка. Дома вы выполните упражнение №121 с таким же заданием. Но прежде чем его делать, вспомните эти схемы. |
VII. Включение новых знаний в систему, повторение | Тренировать способность в умении находить однокоренные слова, выделять корень. Закрепить умение их правильного написания. | Работа с учебником. Выполнение упр. №124 . - Прочитайте текст. - Кто знает, как выглядит эта ягода? (Слайд 8) - Спишите текст. Найдите однокоренные слова, выделите корень. Дополнительное задание: Разобрать 1-ое предложение по членам предложения. Подчеркнуть изученные орфограммы в корне слов. Проверка. - Назовите однокоренные слова. Какой корень? весной – весеннего - Какая схема подходит под этот случай? подснежной – снегом - Какая схема для этих слов? |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Оценить результаты деятельности. | - Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы этих целей? - Что нам помогло? (инд. цели) - Продолжите предложение (слайд 9) Я научился… Мне понравилось… - В листе самооценки в 1-ом столбике поставьте оценку за свои знания, а во 2-ом – оцените свою активность на этом уроке. - Урок окончен. Спасибо за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с презентацией во 2 классе по теме " Корень слова. Однокоренные слова"
Данный урок способствует формированию у детей умений подбирать цепочку однокоренных слов и находить однокоренные слова в тексте....
конспект урока единообразное написание корня в однокоренных словах
урок для 2 класса по любому УМК...
Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе
Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....
Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс
Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...