Урок обучения грамоте "Буква З,з"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кеваева Анна Юрьевна

Познакомить детей с новыми буквами “З, з” и звуками [з], [з’]. Учить выполнять слого-звуковой анализ слов. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;

Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них знания и опыт, развивать умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Расширять словарный запас детей;

Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_bukva_z.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

«Буквы З,з, обозначающие звуки з' и з.

Чтение слов, текстов с буквами З,з»

1 класс

Цели и задачи урока:

  • познакомить детей с новыми буквами “З, з” и звуками [з], [з’]. Учить выполнять слого-звуковой анализ слов. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них знания и опыт, развивать умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Расширять словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

- Все готовы, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

- Урок литературного чтения.

  • Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, ведь хорошее настроение-залог успеха и удачи в работе на уроке.

Презентация 1

2. Актуализация опорных знаний.

1) Речевая разминка

- Читаем слоги по 3 раза и говорим к ним рифмы:

Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Серёжи колесо
Ри-ри-ри – а на ветках снегири
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру

презентация 1

3. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадки:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(Заяц)

Зебра ты сестра лошадки?

Поиграй-ка с нами в прятки.

Спрячься где-нибудь, в лозе,

На картинке с буквой….(З)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно — Укусит. Ясно?

(Змея)

- Какой  звук вы услышали в начале слова? [з]. [з’].

- Скажем хором слово “заяц”. Как произносится 1 звук? (Твёрдо)

- Скажем “зебра”. Как произносится 1 звук? (Мягко).

- Скажем “змея”. (Звук [з] – согласный, твёрдый, он произносится с препятствиями, воздух проходит между кончиком языка и верхними зубами).

- Что ещё вы отметите в этом звуке? (Уточнить: какой это звук звонкий или глухой). Этот звук звонкий.

- Что вы можете сказать об этих звуках? В нашей речи встречаются звуки [з] и [з’] Эти звуки согласные, они произносятся с помощью голоса и шума. Один звук твёрдый, другой мягкий.

- А какую букву нужно взять, чтобы обозначить на письме звуки [з] и [з’]? (Показать букву З, з) Как она называется?

4. Формирование новых знаний.

  • Откройте учебник и найдите новую букву на стр. 95. (чтение хором текста по учебнику)

презентация 2

Работа в печатной тетради.  Составить схему слова “зебра”, слого-звуковой анализ слова. (1 ученик у доски)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Физкультминутка

  • Раз - подняться, подтянуться,
  • Два - согнуться, разогнуться,
  • Три - в ладоши три хлопка,
  • Головою три кивка.
  • На четыре - руки шире,
  • Пять - руками помахать,
  • Шесть - на стульчик сесть опять
  • (соответствующие движения)

 Игра “Услышь звук”.

  • Я говорю слова с новыми звуками, вы, если услышали твёрдый звук – хлопаете, а если мягкий звук – поднимаете руку. (Заяц, звонок, зебра, зуб, зефир, зима, обезьяна, загадка, змея, зоопарк, магазин, зонт, зубр, зяблик)

Учитель:

Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Мы идём за шагом шаг,
Попадаем в зоопарк.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!

Презентация 3

- Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в одно интересное место, где мы повстречаем разнообразных животных и расширим свои знания. Готовы к путешествию? (Слайд 1)

Представьте, что мы поднимаемся по этой лестнице вверх и попадаем в зоопарк. (Слайд 2)

- А что такое “зоопарк”? (Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных по словарю Ожегова)

- Итак, начнём путешествие.

- Отгадайте, кого мы встретим первого?

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, -
Уши больше головы? Заяц. (Слайд 3)

- Где он живёт? В лесу

- Значит, он какой зверь? Дикий

Разлинована лошадка,
Будто школьная тетрадка,
Разлинована лошадка
От копыт до головы. Зебра. (Слайд 4)

- Где живут зебры? В Африке.

- А как называется место, где они содержатся? Вольер

Объяснение значения слова по словарю Ожегова. “Вольер – площадка для содержания животных, ограждённая металлической сеткой”.

- Ребята, в нашей речи слово “зебра” употребляется ещё в одном значении.

Подумайте, когда ещё мы говорим это слово?

Зебра – пешеходный переход (знак), обозначенный белыми полосками на проезжей части дороги.(показать знак)

- Вывод: эти слова многозначные, мы уже с ними знакомились.

- В лесу и в пустыне, в степи и в болоте,

В любом тёплом месте нас вы найдёте:

Длинное тело без ног и без рук,

Боятся все нас, что укусим мы вдруг. Змеи. (Слайд 5)

- Ребята, а приносят ли они пользу человеку? (Да, из их яда получают лекарственные препараты, змеи являются санитарами природы – поедают слабых и заболевших животных). Их нужно охранять.

- А как называется место, где содержат змей? (Террариум)

Объяснение значения слова по словарю: “Террариум – специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных”.

  • Ребята, в зоопарке живут не только животные в названии которых есть новая буква, но и другие животные.

 Отгадайте загадки: (показ слайдов).

- Зверь горбатый, а нравлюсь я ребятам. Верблюд. (Слайд 6)

- Какое слово услышали с новым звуком? (Зверь)

- Какой звук первый? (З - согл., тв., звонкий)

- Кто зимой холодной бродит злой, голодный? Волк (Слайд 7)

- Какие слова? (Зимой, злой)

- Дрессировщик спозаранку дрессирует… Обезьянку. (Слайд 8)

- Как вы понимаете слово “спозаранку”? (Очень рано)

Дети дают характеристику новым звукам.

5. Закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА стр. 95

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Составление схем слов зима и роза

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Расскажите всё, что узнали о букве “з”?

- У кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку.

- Молодцы, значит, вы хорошо потрудились!

8. Творческое задание.

  • Дома составьте рассказ о своём любимом животном и нарисуйте зверей, в названии которых слышатся звуки [з] и [з'].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....