Открытый урок русского языка "Правописание приставок". 4 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Волкова Светлана Николаевна

Задачи урока: 
1. Образовательные:

1.     выявить условия выбора согласных с – з в приставках;

2.     формировать навык написания приставок пре-/ при-;

3.     повторить морфемный разбор слов;

4.     развить умение формулировать определение понятий;

5.     обогащать словарный запас учащихся;

6.     совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

1.     осуществление системно-деятельностного подхода;

2.     развитие критического мышления; · развитие внимания;

3.     формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

1.     воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.     воспитание ценностного отношения к слову;

3.     развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_pravopisanie_pristavok.docx28.65 КБ
Файл prilozhenie.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание приставок. 4 класс ПНШ


Цели: освоение способа действия при выборе согласных с – з в приставках. 

Задачи урока:
 
1. Образовательные:

  1. выявить условия выбора согласных с – з в приставках;
  2. формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. повторить морфемный разбор слов;
  4. развить умение формулировать определение понятий;
  5. обогащать словарный запас учащихся;
  6. совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

  1. осуществление системно-деятельностного подхода;
  2. развитие критического мышления; · развитие внимания;
  3. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

  1. воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. воспитание ценностного отношения к слову;
  3. развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.




Ход урока:

Учитель: Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? ( Клад - это богатство, деньги, золото.)

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, а с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы каждый день приходим в школу.

- Как вы думаете о каком кладе я говорю? ( клад-знания)

Итак, я желаю вам удачи на пути к знаниям

Перед вами лежит лист , найдите задание 1. Познакомьтесь с ним.

Вы можете выбрать любой из двух предложенных вам вариантов.

  1. А Запишите сочетания букв наоборот

Дан, ирп, оп, с, аз. ереп. ерп

1Б Выделите первый слог в слове и запишите его:

Надписать, приятель, пороша, заяц, премия

Учитель:

Что у вас получилось? ( приставки)

Какой вариант выбрали ? Почему?

Проверка

« Уметь разборчиво писать- первое правило вежливого человека» О. В. Обручев-русский геолог, географ, академик


  1. Работа в парах

На карточке записаны слова:

Списал, разговаривал, победил, задумался, рассказал.

- Что объединяет все эти слова? ( глаголы прошедшего времени, 2 лица, единственного числа, мужской род)

-Какое слово лишнее? ( задумался - возвратный глагол, победил – второе спряжение, победил – нет приставки)

- Запишите слова с приставками. Выделите приставки .

Учитель:

Итак, как вы думаете какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Можно ли сказать, что эта тема для вас новая?

- Что вы знаете о приставках?

Блиц опрос « Крестики-нолики»

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о приставках. В этом нам поможет задание «Крестики-нолики». Поле для ответов находится у каждого из вас на парте

– А задание заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отмечать ответы будете в каждой клеточке по порядку. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Расположите поле для ответов так, чтобы точка находилась в левом верхнем углу.

– Итак, начинаем:

- Приставка- это часть речи х

- Приставка стоит перед корнем о

- Служит для образования новых слов 0

-Приставка всегда стоит в начале слова ( громоотвод, водопровод) х

- В слове может быть только одна приставка ( надорвать, пересдать, беззащитный) о

-Существует приставка ПА ( паводок- кратковременное и неравномерное поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега и обильных осадков. В отличие от половодья может быть в любое время года) 0

- В слове пришкольный приставка пре х

- Существуют слова, у которых нет приставок о

- В русском языке существует приставка з х

Проверить. Взаимопроверка. Сравнение с образцом.

Сколько ошибок допустили? Оценивание 1

Какие же цели мы поставим на сегодня уроке? ( Уточнение знаний по теме приставки, уметь давать доказательные,аргументированные ответы....)

Учитель:

Я предлагаю особое внимание уделить пиставкам, оканчивающимся на согласные з, с.

Назовите эти приставки раз, рас, из, , бес,без.

3.Работа у доски

3. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. (работа у доски 1 учащегося)

Сообщение, уведомление о чем-нибудь… (извещение)

Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)

Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)

Избавление от недугов, ран… (исцеление)

Половодье… (разлив)

Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)

Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)

Вывод

Оценивание 2

Работа с учебником.

Стр. 129, упр. 137 Комментированное письмо. 3 словосочетания записать самостоятельно.

Оценивание 3


Работа в группах

Оценивание 4

Заключительная часть.

- Ребята. Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- Более 50. Приставки не просто пристают к словам- они придают словам удивительно разные смыслы. Время нашего урока подошло к концу. А время познания продолжается ,так распорядитесь им с умом

Итог урока. Анализ работы класса

Приложение.

Работа в группах

Группа 1

Вставьте пропущенные буквы. Определите Падеж имен существительных

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

Группа 2

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Распространяемое слово должно иметь приставку на –з /-с или одновариантную приставку с-.

  1. Мир строит — война ... (разрушает).
  2. 2) Умел ошибиться, сумей и ...(исправиться).
  3. 3) Маленькое дело лучше большого . . .(безделья).
  4. 3) Береги платье снову, а честь ...(смолоду).
  5. Рыбак рыбака видит ...(издалека).
  6. Из одной муки хлеба .. .(не испечешь).
  7. Маслом каши ...(не испортишь).
  8. 15) От малой искры Москва ... (сгорела).

Группа 3

Вставьте пропущенные буквы в приставках на з, с.

Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный, спокойный (безмятежный), тихий (бесшумный, безмолвный).

Группа 4

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)


Группа 5

Вставьте пропущенные согласные.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

Сделайте вывод когда в приставке пишется согласная з, а когда с

Группа 6

Вставьте пропущенные гласные в приставки пре и при

Пр...винтить,

пр..лететь,

пр..морский,

пр.....землиться,

пр......цепить,

пр........серьезный, ,

пр........красный,

пр.......добрый,

пр.......открыть,

пр...........сесть,

пр....длинный,

пр....градить.





Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

оценка

Оценка за урок_______________________________________________


http://festival.1september.ru/articles/623570/4.gif





Задание1

А Запишите сочетания букв наоборот


Дан, ирп, оп, с, аз. ереп. ерп

Б Выделите первый слог в слове и запишите его:

Надписать, приятель, пороша, заяц, премия


  1. Работа в парах

Списал, разговаривал, победил, задумался, рассказал.

- Что объединяет все эти слова?




Предварительный просмотр:

Приложение.

Работа в группах

Группа 1

Вставьте пропущенные буквы. Определите Падеж имен существительных

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

Группа 2

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Распространяемое слово должно иметь приставку на –з /-с или одновариантную приставку с-.

  1. Мир строит — война ... (разрушает).
  2. 2) Умел ошибиться, сумей и ...(исправиться).
  3. 3) Маленькое дело лучше большого . . .(безделья).
  4. 3) Береги платье снову, а честь ...(смолоду).
  5. Рыбак рыбака видит ...(издалека).
  6. Из одной муки хлеба .. .(не испечешь).
  7. Маслом каши ...(не испортишь).
  8. 15) От малой искры Москва ... (сгорела).

Группа 3

Вставьте пропущенные буквы в приставках на з, с.

Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный, спокойный (безмятежный), тихий (бесшумный, безмолвный).

Группа 4

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)


Группа 5

Вставьте пропущенные согласные.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

Сделайте вывод когда в приставке пишется согласная з, а когда с

Группа 6

Вставьте пропущенные гласные в приставки пре и при

Пр...винтить,

пр..лететь,

пр..морский,

пр.....землиться,

пр......цепить,

пр........серьезный, ,

пр........красный,

пр.......добрый,

пр.......открыть,

пр...........сесть,

пр....длинный,

пр....градить.





Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

оценка

Оценка за урок_______________________________________________


http://festival.1september.ru/articles/623570/4.gif


Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

оценка

Оценка за урок_______________________________________________


http://festival.1september.ru/articles/623570/4.gif


Задание1

А Запишите сочетания букв наоборот

Дан, ирп, оп, с, аз. ереп. ерп

Б Выделите первый слог в слове и запишите его:

Надписать, приятель, пороша, заяц, премия


  1. Работа в парах

Списал, разговаривал, победил, задумался, рассказал.

- Что объединяет все эти слова?


Задание1

А Запишите сочетания букв наоборот

Дан, ирп, оп, с, аз. ереп. ерп

Б Выделите первый слог в слове и запишите его:

Надписать, приятель, пороша, заяц, премия


  1. Работа в парах

Списал, разговаривал, победил, задумался, рассказал.

- Что объединяет все эти слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...