Рабочая программа "Обучение грамоте (чтение)"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа "Обучение грамоте (чтение)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_chtenie.docx | 51.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г. и др. (УМК «Школа России»). Данный УМК ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе. Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.
Задачи:
1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.
2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Программа рассчитана на 93 часа (4 ч в неделю, 23 учебные недели).
Распределение часов
Период обучения | Количество часов |
Добукварный период | 17 ч |
Основной (букварный) период | 58 ч |
Послебукварный период | 18 ч |
Используемый УМК
Программа | Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. М.: Просвещение, 2010. |
Учебник | Горецкий В.Г. Азбука 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. |
Методическая литература | Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте «ВАКО». Москва, 2004. |
Общая характеристика предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Основные содержательные линии предмета.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Тематическое планирование
Добукварный период (подготовительный) – 17 ч.
Формируемые понятия | Речь устная и письмена - общее представление. Предложение. Слово. Буквы и звуки. Слог. Ударение. |
Предметные результаты | Обучающийся научится: - отличить устную и письменную речь, отличить буквы и звуки; - выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков. Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове, определять логическое ударение, - различать интонационную окраску предложения; - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации. Обучающийся научится обозначать гласные звуки буквами. Обучающийся получит возможность научиться рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог, слово; наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. |
Познавательные УУД | - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. |
Коммуникативные УУД | - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Регулятивные УУД | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
|
№ п/п | Дата | Тема | Деятельность учащихся |
1 | Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. | |
2 | Членение речи на предложения. | ||
3 | Членение предложений на слова. | ||
4 | Членение слов на слоги с использованием графических схем. | ||
5 | Деление слов на слоги. | ||
6 | Ударение в словах. | ||
7 | Определение количества слогов в слове. | ||
8 | Деление слова на слоги. | ||
9 | Гласные и согласные звуки. | ||
10 | Гласные и согласные звуки. Образование слога. | ||
11 | Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков. | ||
12 | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук (а). | ||
13 | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук (о). | ||
14-15 | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук (и). | ||
16 | Гласная буква ы, обозначающая гласный звук (ы). | ||
17 | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук (у). |
Букварный период (основной) – 58 ч.
Формируемые понятия | Речь устная и письмена - общее представление. Предложение. Слово. Буквы и звуки. Слог. Ударение. |
Предметные результаты | Обучающийся научится: - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов - группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки в начале слова после гласной буквы буквами е, ё, ю, я; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст - называть буквы в алфавитном порядке. Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи; - наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - объяснять значения многозначных слов; - отгадывать буквенные ребусы; - находить отрывки в тексте, которые помогут ответить на вопрос; - находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; - различать значения многозначных слов; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы; - различать значения многозначных слов. |
Познавательные УУД | - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
Коммуникативные УУД | - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Регулятивные УУД | - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Формирование правильной посадки за столом.
|
Личностные | - Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте. |
№ п/п | Дата | Тема | Деятельность учащихся |
1 | Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки (н), (н). | Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | |
2 | Буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с). | ||
3 | Буквы К, к, обозначающие согласные звуки (к), (к). | ||
4 | Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т), (т). | ||
5 | Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки (л), (л). | ||
6 | Чтение слов, предложений с буквами Л, л. | ||
7 | Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р). | ||
8 | Чтение слов с изученными буквами. | ||
9 | Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в). | ||
10 | Чтение слов, предложений с буквами В, в. | ||
11 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й, э). | ||
12 | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | ||
13 | Чтение слов с изученными буквами | ||
14 | Буквы П, п, обозначающие согласные звуки (п), (п). | ||
15 | Чтение текстов с буквами П, п. | ||
16 | Буквы М, м, обозначающие согласные звуки (м), (м). | ||
17 | Буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з), (з). | ||
18 | Чтение слов, текстов с буквами З, з. | ||
19 | Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б) | ||
20 | Чтение слов, текстов с буквами Б,б. | ||
21 | Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д). | ||
22 | Чтение слов с буквами Д, д. | ||
23 | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки (й, а). | ||
24 | Буква Я - показатель мягкости согласных звуков. | ||
25 | Чтение текстов. Повторение изученного. | ||
26 | Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки (г), (г). | ||
27 | Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук (ч). | ||
28 | Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков. | ||
29 | Чтение слов с Ь. | ||
30 | Звук (ш), буквы Ш, ш. | ||
31 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. | ||
32 | Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж). | ||
33 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж. | ||
34 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о). | ||
35 | Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков. | ||
36 | Звук (й), буква й. | ||
37 | Звук (й), буква й. | ||
38 | Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х). | ||
39 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | ||
40 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | ||
41 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. | ||
42 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й, у). | ||
43 | Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков. | ||
44 | Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук (ц). | ||
45 | Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. | ||
46 | Звук (э), буквы э, Э. | ||
47 | Чтение слов, предложений с буквами Э, э. | ||
48 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. | ||
49 | Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ ). | ||
50 | Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. | ||
51 | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | ||
52 | Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф). | ||
53 | Чтение слогов и слов с буквой Ф. | ||
54 | Знакомство с буквой Ъ. | ||
55 | Буквы Ъ и Ь знаки. | ||
56 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | ||
57 | Алфавит. | ||
58 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. | ||
Послебукварный период (основной) – 18 ч.
Формируемые понятия | Алфавит. Текст. Тема текста, главная мысль текста. Герои произведения. |
Предметные результаты | Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
Познавательные УУД | - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям |
Регулятивные УУД | - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. -Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. |
Коммуникативные УУД | - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. -. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Личностные УУД | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - Адекватно воспринимать оценку учителя. |
№ п/п | Дата | Тема | Деятельность учащихся |
1 | К. Ушинский «Наше отечество». | Восстанавливать алфавитный порядокслов. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся втексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. | |
2 | В. Крупин «Первоучители словенские». | ||
3 | В. Крупин «Первый букварь». | ||
4 | А.С. Пушкин «Только месяц показался». | ||
5 | Л.Н. Толстой о детях. | ||
6 | К.Д. Ушинский о детях. | ||
7 | К.И. Чуковский «Телефон». | ||
8 | К.И. Чуковский «Путаница». | ||
9 | В.В. Бианки «Первая охота». | ||
10 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | ||
11 | М.М. Пришвин «Первомайское утро». | ||
12 | М.М. Пришвин «Глоток молока». | ||
13 | А.Л. Барто «Помощница». | ||
14 | А.Л. Барто «Зайка», «Игра в слова». | ||
15 | С.В. Михалков «Котята». | ||
16 | Б.В. Заходер «Два и три». | ||
17 | Б.В. Заходер «Песенка-азбука». | ||
18 | В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Пёсья песня». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение), пояснительная записка, цель, задачи, краткое описание особенностей курса, результаты по группам, УУД, которые формируются в процессе обучения....
Рабочая программа . Обучение грамоте(чтение, письмо)
ФГОС. Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой. "Школа России"...
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Рабочая программа по чтению (обучение грамоте) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа по чтению (обучение грамоте) 1 класс "Школа России" 4 часа...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа по обучению грамоте + чтение 1 класс.
Рабочая программа по обучению грамоте + литературное чтение. Тематическое планирование 1 класс. Школа ХХI век....
рабочая программаобучение грамоте перспектива
Санкт – Петербург2013 Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соо...