рабочая программа по обучению грамоте + чтение 1 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа по обучению грамоте + литературное чтение. Тематическое планирование 1 класс. Школа ХХI век.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass_obuchenie_gramote_literaturnoe_chtenie.docx | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Литературное чтение» для 1 класса Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается курсом «Обучения грамоте». Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Основные цели изучения курса:
- Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
- Обогатить читательский опыт.
Основные задачи курса:
- Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя)
- Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения ( ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым)
- Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах, группах;
- Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Особенности обучения в 1 классе.
Основной особенностью при построении курса обучения в 1 классе является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению, учатся писать. Ценностным ориентиром курса является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации , что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетенции. В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного чтения слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии дети знакомятся с детскими книгами, полуают начальные представления о литературных понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Программа рассчитана на проведение 4-х уроков в неделю, 132 часов в год.
Учебно-тематический план.
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
№ п/п | Содержание программного материала | ЗУНы | Количество часов |
1 | Добуквенный период Предложение в речевом потоке. Слово и предложение. Последовательность звуков в слове. Особенность гласных и согласных звуков. Звуковой анализ слов. | Научатся различать и сравнивать: Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; Звук, слог, слово Слово и предложение | 15 часов |
2 | Основной период. Знакомство со звуками и буквами, которыми эти звуки записываются. Звуко-буквенный анализ слов. Чтение слов, словосочетаний, предложений, текстов. | Научатся выделять предложение и слово из речевого потока; проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из 4-5 звуков; плавно читать по слогам слова, предложения, тексты; различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки; | 54 часа |
3 | Послебуквенный период. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. Знакомство с литературными жанрами. | Научатся осознавать смысл прочитанного; читать целыми словами и предложениями; самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения; участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; соблюдать орфоэпические нормы. | 35 часов |
| Итого | 104 часа |
«Литературное чтение»
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Читаем сказки, загадки, скороговорки. Знакомство с фольклорными формами ( сказки, загадки, скороговорки). Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. | Научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение ( фамилию автора и заглавие), указывать жанр и тему произведения. Читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме. Пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок. | 6 часов |
2 | Учимся уму-разуму. Произведения ( рассказы, сказки, стихотворения) о детях и для детей. Работа с текстом. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. | 7 часов | |
3 | Читаем о родной природе. Произведения о родной природе ( загадки, песенки, народные песни, сказки, стихотворения, рассказы) Определение темы произведения. Деление текста на части. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. | 7 часов | |
4 | О наших друзьях-животных. Произведения о животных ( стихотворения, сказки, загадки, скороговорки, рассказы) Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. | 7 часов | |
Итого | 27 часов |
Поурочно-тематическое планирование (чтение)
№ | Тема урока | число |
Добуквенный период 15часов | ||
1 | Введение понятия «предложение» | |
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» | |
3 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Серова «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» | |
4 | Введение понятия «слово» | |
5 | Интонационное выделение первого звука в словах | |
6 | Интонационное выделение первого звука в словах. | |
7 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Белов «Родничок» | |
8 | Интонационное выделение звука в словах | |
9 | Звуковой анализ слова мак | |
10 | Звуковой анализ слов сыр, нос | |
11 | Рассказ по сюжетным картинкам | |
12 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. М.Михайлов «Лесные хоромы» | |
13 | Сравнение звуков | |
14 | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета | |
15 | Введение понятия «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» | |
Основной период 54 часов | ||
16 | Знакомство с буквой А (а) | |
17 | Знакомство с буквой Я (я) | |
18 | Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]) | |
19 | Знакомство с буквой О (о) | |
20 | Знакомство с буквой Ё (ё) | |
21 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Муса Гали «Земные краски» | |
22 | Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]) | |
23 | Знакомство с буквой У (у) | |
24 | Знакомство с буквой Ю (ю). Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]) | |
25 | Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]) | |
26 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. А.Барто «В школу» | |
27 | Знакомство с буквой Э,э | |
28 | Знакомство с буквой Е (е) | |
29 | Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]) | |
30 | Знакомство с буквой ы | |
31 | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук | |
32 | Знакомство с буквой И,и | |
33 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Железников «История с азбукой» | |
34 | Знакомство с буквой М (м) | |
35 | Знакомство с буквой Н,н | |
36 | Чтение слов с изученными буквами. | |
37 | Знакомство с буквой Л (л) | |
38 | Знакомство с буквой Й (й) | |
39 | Чтение слов с изученными буквами. | |
40 | Знакомство с буквой Р (р) | |
40 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Л.Пантелеев «Буква «ты» | |
41 | Деление слов на слоги. Чтение слов с изученными буквами. | |
42 | Знакомство с буквой Г (г) | |
43 | Знакомство с буквой К (к) | |
44 | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова | |
45 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Я.Аким «Мой верный чиж» | |
46 | Знакомство с буквой З,з | |
47 | Знакомство с буквой С, с | |
48 | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. Проверка техники чтения. | |
49 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Ильина «Шум и шумок» | |
50 | Знакомство с буквой Д (д) | |
51 | Знакомство с буквой Т,т | |
52 | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | |
53 | Знакомство с буквой Б (б) | |
54 | Знакомство с буквой П (п) | |
55 | Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости-глухости. | |
56 | Знакомство с буквой В,в | |
57 | Знакомство с буквой Ф (ф) | |
58 | Сопоставление звуков [в] и [ф] по звонкости-глухости | |
59 | Знакомство с буквой Ж (ж) | |
60 | Знакомство с буквой Ш (ш) | |
61 | Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости-глухости | |
62 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. «Кот, петух и лиса» русская народная сказка. | |
63 | Знакомство с буквой Ч,ч | |
64 | Знакомство с буквой Щ (щ) | |
65 | Знакомство с буквой Х (х) | |
66 | Знакомство с буквой Ц (ц) | |
67 | Чтение слов с изученными буквами. | |
67 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Сутеев «Дядя Миша» | |
68 | Знакомство с буквой ь | |
69 | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака | |
70 | Знакомство с особенностями буквы ъ. Проверка техники чтения. | |
71 | Обобщение. |
Послебуквенный период 35 часов
1 | С.Маршак «Ты эти буквы заучи…». Разучивание стихотворения. В. Голявкин «Спрятался». Определение нравственной позиции. | |
2 | В. Сутеев «Три котёнка» А.Шибаев «Беспокойные соседки». Определение основной мысли произведений. | |
3 | Е.Пермяк «Про нос и язык». Г.Остер «Меня нет дома». Обсуждение комичности ситуации | |
4 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. С.Маршак «Тихая сказка» | |
5 | А.Шибаев «На зарядку – становись!», «Познакомились». Инсценировка. | |
6 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора». Работа над интонацией. | |
7 | А.Шибаев «Всегда вместе». Работа над синонимами. | |
8 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. М.Пришвин «Лисчкин хлеб» | |
9 | Г.Цыферов «Маленький тигр» С.Чёрный «Кто». Обсуждение проблемных вопросов. | |
10 | Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина». Сравнение прочитанных произведений по сюжету. | |
11 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». Украинская народная сказка «Рукавичка». Подбор пословиц к содержанию прочитанного. | |
12 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Г.Скребицкий «Пушок». Проверка навыка чтения. | |
13 | Г.Остер «Спускаться легче». Определение основной мысли произведения. | |
14 | В.Сутеев «Под грибом». Различие авторской и народной сказок. Сравнение сказок с похожими сюжетами. | |
15 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. К.Чуковский «Муха – Цокотуха» | |
16 | А.Шибаев «Что за шутки?», Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». Обсуждение комичности ситуации | |
17 | Б.Житков «Как меня называли», А Кушнер «Большая новость». Обсуждение характеристик героев. | |
18 | Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». Обсуждение проблемных вопросов. | |
19 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Сутеев «Ёлка» | |
20 | Е.Чарушин «Яшка» А.Кушнер «Что я узнал». Работа над интонацией. | |
21 | Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата». Работа по подбору заголовков к рассказам. | |
22 | Развитие восприятия художественного произведения. | |
23 | М.Карем «Растеряшка» В.Драгунский «Заколдованная буква». Обсуждение поступков героев. | |
24 | Н.Носов «Ступеньки». Соотнесение текста с иллюстрацией. | |
25 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Сутеев «Палочка – выручалочка» Проверка навыка чтения. | |
26 | О.Дриз «Горячий привет», Г.Остер «Привет Мартышке». Сравнение произведений по жанру и сюжету. | |
27 | Е.Чарушин «Зайчата», Н.Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц». Объяснение фразеологизмов в сказках. | |
28 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Пермяк «Пичугин мост» | |
29 | Н.Носов «Затейники». Определение основной мысли прочитанного. | |
30 | Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или всё наоборот». Работа над антонимами. | |
31 | Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Определение жанра произведения. | |
32 | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Н.Саконская «Мы с мамой», В.Чаплина «Мушка» | |
33 | А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярён», Г.Цыферов «Зелёный заяц». Различать жанры произведений. | |
34 | В.Драгунский «Он живой и светится». Оценивание правильности поступка главного героя. | |
35 | Русская народная сказка «Лиса и журавль», Н.Сладков «Лиса и мышь». Выработка оценочных суждений о литературных героях. Проверка навыка чтения. |
Литературное чтение 27 часов.
Читаем загадки, сказки, скороговорки 3 часа | ||
1 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа над нахождением описания. | |
2 | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Выделение зачина в сказке. | |
3 | В.Сутеев «Кораблик», К.Булычёв . Скороговорка. Сравнение авторской скороговорки с народными. | |
Учимся уму-разуму 4 часа | ||
4 | К.Ушинский «Играющие собаки». Л.Толстой «Косточка», В.Осеева «Кто наказал его?»Составление плана. | |
5 | В.Осеева «Потерянный день» В.Осеева «Три товарища», «Печенье». Сравнение моделей рассказов. | |
6 | А.Барто «Я лишний», Я Аким «Мама». Сравнение стихотворений. Заучивание. | |
7 | Э.Успенский «Всё в порядке». Определение жанра произведения. Сравнение со стихами, прочитанными на предыдущих уроках. Обобщение по разделу. | |
Читаем о родной природе 4 часа | ||
8 | Л.Толстой «Солнце и ветер», В.Бианки «Синичкин календарь». Размышление над заголовком. | |
9 | Э.Мошковская «Лёд тронулся». И.Соколов-Микитов «Русский лес», Загадка. Песенка. Работа над выразительностью | |
10 | С.Маршак «Апрель». Работа над выразительностью, заучивание наизусть. М.Пришвин «Лесная капель». Определение темы произведения, сравнение с другими произведениями этой же темы. | |
11 | Библиотечный урок. Книги о родной природе. Проверка навыка чтения вслух | |
О наших друзьях-животных 4 часа | ||
12 | И Мазнин «Давайте дружить» Коваль «Бабочка». Загадка. Сравнение произведений. | |
13 | Е.Чарушин «Томкины сны», И.Жуков «Нападение на зоопарк». Создание комиксов по теме чтения. | |
14 | М.Пришвин «Ёжик», Ю.Могутин «Убежал», Б.Заходер «Ёжик». Сравнение произведений. | |
15 | Г Скребицкий «Самые быстрые крылья». Использование полученных при чтении знания для составления рассказа. | |
Учимся уму-разуму 3 часа | ||
16 | М.Пляцковский «Добрая лошадь».Чтение по ролям. В.Осеева «Кто хозяин?» Составление плана текста. | |
17 | В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится», е.Пермяк «Самое страшное». Определение главной мысли произведения. | |
18 | С. Востоков «Кто кого», И.Бутман «Клоун». Развитие эстетического восприятия произведений. | |
Читаем сказки, пословицы, считалки 3 часа | ||
19 | М.Пляцковский «Урок дружбы», В.Орлов «Как малышу нашли маму». Сравнение произведений | |
20 | А.Усачёв «Грамотная мышка», М.Яснов «В лесной библиотеке». Поисковое чтение . Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | |
21 | В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок». Характеристика главных героев.С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».Анализ поведения главных героев. | |
О наших друзьях-животных 3часа | ||
22 | А.Барто «Жук», Н.Сладков «На одном бревне». Сравнение героев сказки. | |
23 | В.Орлов «Большие уши», Е.Чарушин «Томка и корова». Сравнение текстов | |
24 | В. Берестов «Выводок». Работа над выразительностью. | |
Читаем о родной природе 3 часа | ||
25 | И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо». Сравнение произведений по модели. | |
26 | И.Шевчук «Ленивое эхо», К.Чуковский «Загадка». Работа над выразительностью. Сравнение народной и авторской загадок. | |
27 | Я.Тайц «Всё здесь», «По ягоды». Раскрытие нравственного смысла произведения. М.Есеновский «Моя небольшая родина». Соотнесение иллюстрации и произведения. |
План проведения проверочных и диагностических работ.
№ п/п | Содержание программного материала | Виды проверки |
1 | Добуквенный период | Стартовая диагностическая работа. |
2 | Основной период. | Навык чтения вслух ( способ чтения, правильность, понимание). Техника чтения. |
3 | Основной период. | Навык чтения вслух ( способ чтения, правильность, понимание). Техника чтения. |
4 | Послебуквенный период. | Сформированность учебной и читательской деятельности. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание) |
5 | Послебуквенный период. | Выразительность чтения. |
6 | Послебуквенный период. | Навык чтения вслух ( способ чтения, правильность, понимание). |
«Литературное чтение»
№ п/п | Содержание программного материала | Виды проверки. |
1 | О наших друзьях-животных. | Выразительность. |
2 | Читаем о родной природе. | Навык чтения вслух ( способ чтения, правильность, понимание). |
3 | Читаем сказки, пословицы, считалки. | Сформированность учебной и читательской деятельности. |
Литература, используемая учителем:
- Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012
- Уроки слушания. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. Программа. Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2012
- Литературное чтение. Методическое пособие. Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2012
- Литературное чтение. Методичка для учителя. Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2012
Наглядность.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала;
- Алфавит;
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- Наборы сюжетных, предметных картинок;
- Портреты писателей;
- Репродукции картин;
- Иллюстрации к литературным произведениям;
- Детские книжки и журналы.
ТСО
- Интерактивная доска;
- Компьютер;
- Презентационное оборудование;
Литература, используемая учеником:
- Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение. 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012
- Уроки слушания. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) 1 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего...
Рабочая программа По Обучению грамоте (чтение, письмо) 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа по Обучению грамоте - чтение 1 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по Обучению грамоте (Чтению) 1 класс "Школа России" 2015-2016
Рабочая программа по Обучению грамоте (Чтению) 1 класс "Школа России"...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) 1 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец "Азбука", Т.М.Андрианова "Тетради по письму" 1 класс...
Рабочая программа по обучению грамоте ( чтение) 1 класс, "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса, УМК "Школа России"...