Дательный падеж
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: «Дательный падеж».

      Тип урока: изучение нового материала.

Задачи: 

  • развивать умение  выделять признаки  имён существительных  в  дательном падеже;
  • формировать  умение использовать имена существительные в форме дательного  падежа;
  • учить  объяснять написание безударных  окончаний имён существительных в дательном падеже;

Планируемые   результаты.

                   Предметные

  • называть признаки  имен  существительных   в дательном  падеже;
  • выбирать  способы  проверки  безударных  окончаний имен   существительных  в дательном  падеже;
  •  объяснять написание  безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;
  • сопоставлять формы  имен существительных, имеющих  окончания –е, -и

Метапредметные

  • понимать и сохранять в памяти   учебную   задачу урока;
  • планировать деятельность в соответствии с поставленной  задачей;
  • работать с  табличной формой представления информации;
  • активно сотрудничать в группах и в парах;
  • находить  способы выхода из конфликтных ситуаций;

Личностные

  • осознавать       значимость межличностных  отношений, умение  сохранять дружественные  отношения с  окружающими;

Межпредметные связи; чтение (работа с пословицами, афоризмами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

                                                                    Ход  урока.

Этап  урока

Содержание  деятельности  урока

Содержание деятельности  учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация познавательной деятельности.

II. Актуализация  необходимых знаний.

1.Минутка  чистописания.

Упр.208.

2.Работа  в  группах.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня  у нас открытый урок  русского языка, который  мы начнем  с  предложения.

Запись предложения   на доске.

На  ветвях молодой рябины  дружно  кормятся  вкусными ягодами  снегири.

- Разберите  предложение по членам  предложения и определите  какое это предложение?

- Ребята, найдите   имена  существительные в предложении и  определите  падеж.

 Ребята, разберите слово  рябины, как часть речи (произведите морфологический  разбор).

- Молодцы!

- Ребята, сейчас откройте   учебники на с.113, прочитайте тему  урока и попробуйте заполнить таблицу, которая  записана у вас на карточках.

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Источник

информации

- Ребята, давайте на  основе  данных таблицы попробуем  сформулировать  задачу    сегодняшнего  урока.

- Над  чем  сегодня  будем   работать на уроке русского   языка?

- Ребята, сейчас  откроем  тетради, запишем   число, классная   работа  и перейдем к  минутке  чистописания.

_Запишите  буквосочетания,  записанные на доске.

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы и  над словами укажите  часть  речи.

Организует  деятельность  учащихся  по заданию к упр. 208 в учебнике – составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице.

- Ребята, обратите внимание на  упр. 208 на с. 113, прочитайте задание.

- Я предлагаю вам  составить сообщение об именах существительных в  дательном падеже по таблице в группах.

- Ребята, обратите внимание на экран.

- Давайте, проверим себя, правильно ли вы составили сообщения об именах существительных в дательном  падеже по таблице.

(работа с электронным приложением).

Учитель задает проблемный  вопрос:

- Ребята, скажите, а как проверить написание безударного окончания имен существительных в дательном падеже?

- Давайте  приведем  примеры:

(Запишите в тетради)

Дал (кому?)  приятелю (2 скл)

Дал (кому?) кораблю. ( 2 скл).

- Разбирают  предложение  совместно с учителем по  членам  предложения.

Это предложение  простое, т.к в нем одна  основа.

Отвечают на вопросы и определяют падеж имен существительных.

На ветвях ( чего?) рябины – сущ, отвечает на вопрос   чего?, н.ф -  рябина, нариц, неодуш, ж.р, 1 скл, Р.п, ед.ч, втор. чл.

Находят  в  учебнике с.113 и читают  название темы  урока.

Заполняют графы  таблицы. Обсуждают  с одноклассниками.

Определяют   учебную  задачу – уточнить признаки, по которым можно   определить дательный падеж имен существительных, учиться  писать безударные  окончания имен существительных в дательном падеже.

lglglglg

д..рев..я

д..ждливый

друж..т

Составляют  сообщение.

Ищут информацию в учебнике.

Предоставляют  информацию.

Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему? где?  куда?  Имеют предлоги к, по.

А также окончания

1-е скл: е

2 – е скл: - у, -ю

3 – е скл: -и

Роль в предложении: второстепенный  член предложения.

Ударные и безударные окончания пишутся  одинаково: рад (кому? чему?) сестре, дедушке, кольцу, другу, кораблю, приятелю, любви, помощи.

Отвечают на вопрос  учителя.

  1. вспомнить окончание имени существительного данного типа склонения в дательном падеже;
  2. подобрать  имя существительное этого же склонения с ударным окончанием в  дательном падеже;

Личностные УУД

Самоопределение

(мотивация  учения)

Положительное  отношение к изучению русского языка, понимание  его богатства.

Познавательные УУД

(Логические)

 синтез целого из частей.

Коммуникативные УУД

(Планирование)

 умение строить свое высказывание по плану.

Регулятивные УУД

(Целеполагание)

Умение слушать   в соответствии с   целевой  установкой. Принимать и сохранять

учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного  задания.

Регулятивные УУД

(Целеполагание)

(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что  уже известно и усвоения учащимися, и того, что  еще неизвестно).

Познавательные УУД

(Общеучебные)

умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

Коммуникативные УУД

(Постановка вопросов)

 умение работать  в группе

Коммуникативные УУД

(Планирование)

умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.

III. Физкультминутка

- А  сейчас давайте тихонько встанем из- за парт и немножко разомнемся.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся ,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Только ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Выполняют физические  упражнения.

IV. Организация познавательной  деятельности.

3.Самостоятельная работа.

(Задание  в рабочей   тетради).

Работа по учебнику.

Упр.209

4.Работа   в парах.

5.Коллективная   работа.

Упр.210.

Создает  условия для наблюдения за написанием окончаний имен существительных в дательном падеже по заданию   к упр. 144 в рабочей  тетради.

Задание в рабочей тетради:

Прочитайте   отрывок  из стихотворения В.Орлова   «Живая   азбука».

Нас  в  любое время года учит  мудрая  природа.

Птицы учат пению. Паучок  терпению.

Пчелы  в поле и в саду обучают нас  труду. И к тому же в их труде все по справедливости.

Отражение   в    воде учит нас правдивости

Учит  снег нас   чистоте

Солнце  учит доброте….

  • Объясните, как   вы  поняли стихотворение.
  • Найдите  имена существительные в дательном падеже.
  • Укажи над ними  склонение и выделите окончание.

- Ребята,  давайте  так какие же окончания  имеют имена существительные в дательном падеже в  1 – ом, 2-ом и 3 –ем  склонении?

- Для  того, чтобы закрепить правило, давайте выполним задание, которое дается  в электронном приложении.

Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 209  в учебнике. Предлагает объяснить написание окончаний имен существительных в дательном падеже, подготовиться к письму по памяти.

- Ребята, посмотрите на упр. 209 с.114. Прочитайте задание.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.

- Прочитайте предложение.

Упражнение 209.

К добру и миру тянется   мудрец.

К войне и распрям тянется  глупец.

- Ребята, обсудите, справедливы ли эти слова. О чем они нас   заставляют нас задуматься ?

- Запишите по памяти.

- Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания.

- Ребята, обратите внимание, что у имен существительных в дательном падеже окончания разные. Почему?

- Ребята, посмотрите на упр. 210. Прочитайте задание.

Пословица к (слово) молвится. По (капля) – дождь, по (росинка) – роса. По (речь) узнают человека.  (Дело) – время, (потеха)  - час.  Поступай всегда по (совесть). Отвага – (сила) подруга.  Цыплят по (осень) считают.  К всякой (вещь) относись бережно.

- Ребята, подумайте и скажите, одинаковые ли окончания буду у имен существительных данных в скобках.

Нет, т.к имена существительные относятся к разным склонениям.

  • Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
  • Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.

Читают задание. Объясняют смысл стихотворения. Находят  существительные в дательном  падеже. Выделяют  склонение и окончание. Делают вывод о том, что какие  окончания могут быть  у данных имен существительных в 1-ом, 2-ом, 3- ем склонении.

Нас  в  любое время года учит  мудрая  природа.

Птицы учат пению. Паучок  терпению.

Пчелы  в поле и в саду обучают нас  труду. И к тому же в их труде все по справедливости.

Отражение   в    воде учит нас правдивости

Учит  снег нас   чистоте

Солнце  учит доброте….

Пению – 2 скл.

Терпению – 2 скл.

Труду – 2 скл.

Правдивости – 3  скл.

Чистоте – 1 скл.

Доброте – 1 скл.

1 скл – е

2 скл – у, ю

3 скл – и

Только добром  можно добиться всего хорошего для себя и других.

Записывают высказывание.

К добру и миру тянется   мудрец.

К войне и распрям тянется  глупец.

Вывод: в дательном падеже в имена существительные имеют разные окончания: в 1 – ом склонении е, во 2 –ом склонении – у,ю,  в 3 склонении – и.

Читают задание.

Предполагают, что у имен существительных в форме дательного падежа будут разные окончания, так как они относятся к разным  склонениям. По окончаниям проверяют свое предложение – называют выделенные окончания, обобщают, какие окончания пишутся у имен существительных в дательном падеже.

Записывают пословицы, раскрывают скобки.

Пословица к слову молвится.

По капле - дождь, по росинке –

роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Цыплят по осени считают. К всякой   вещи относись  бережно.

Познавательные УУД

(Общеучебные)

умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

Познавательные УУД

(Логические)

 умение анализировать текст, делать выводы на основе анализа.

Коммуникативные УУД

 умение работать в паре

Познавательные УУД

умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

Регулятивные УУД:

(контроль)

Умение проводить контроль по форме сличения.

Познавательные УУД

(Логические)

умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

Познавательное  УУД

(синтез)

синтез –достраивание текста с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные УУД

(Планирование)

 умение строить свое высказывание по образцу / по плану.

Познавательные УУД

(Общеучебные)

умение самостоятельно формулировать выводы.

V. Подведение итогов.

6.Диагностика достижения планируемых  результатов.

VI .Рефлексия.

Записать  слова в дательном падеже, используя предлоги. Указать склонение и выделить окончания.

Лестница, береза, встреча, , озеро, солнце, клен, сирень, тень.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает оценить их работу на уроке, обратившись к таблице, заполненной в начале урока.

- Понравилась ли вам работа на уроке?

- Как вы считаете, достигли ли вы цели?

Оцените себя.

 По лестнице, к березе, к встрече,  к озеру, к солнцу, к клену, к сирени, к тени.

Обращаются к таблице. Составляют сообщение: что знали по теме урока, чего не знали, но хотели узнать, чему научились, с какими источниками информации работали.

Познавательные УУД

умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

Аргументировать свою точку зрения. Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

VII. Домашнее задание.

- Ребята,  обратите внимание на упр.211 на с. 114, которое вы будете выполнять дома.

Прочитайте задание.

  • Составьте словосочетания, состоящие из глагола и  имени существительного с  предлогом или без предлога в форме дательного падежа.

Выполняйте по образцу, который дан в учебнике.

Регулятивные УУД

(Планирование)

(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана  и последовательности действий)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание окончаний в родительном и дательном падежах

Цели: - закрепить знания о существенных признаках, по которым    распределяются данные падежи; научить правильно писать окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения...

Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде

Урок проводился в 4 классе, возрастной состав – 10-11 лет       Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душ...

Правописание безударных окончаний существительных дательного падежа.Урок.

Урок "Правописание безударных окончаний существительных дательного падежа" УМК "Школа России" 4 класс....

Урок «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода", 4 класс...

Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....

Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс

Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс по программе "Школа 2100"...