Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 132.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 класс (Школа 2100)
Тема урока: «Дательный падеж».
Цель урока: “Учить распознавать дательный падеж имен существительных”.
Задачи урока:
- Образовательные: пополнить знания учащихся о дательном падеже, употребления этого падежа в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение находить существительные в дательном падеже в предложении.
- Развивающие: развивать наблюдательность, развивать орфографическую зоркость произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
- Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
II. Актуализация опорных знаний.
Ученик читает стихотворение
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
1. Работа с предложением (прочитать, объяснить о чем говорится, к какому празднику готовится вся страна, найти ошибки, объяснить орфограммы, записать в тетрадь)
От чистого серца, прастыми славами,
Довайте, друзья, поталкуем о маме.
Найти имена существительные, рассказать все о существительном:
- Что такое имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Как изменяется имя существительное?
- Что значит изменить по падежам имя существительное?
- Что происходит при изменении формы слова?
- Для чего изменять окончания?) (Слайд 1)
2. Работа в парах с карточками (дописать названия падежей, расставить формы слов) (Слайд 2)
Падежи | Вопросы | Формы слов |
(есть) (кто?) | ||
(нет) (кого?) | ||
(дать) (кому?) | ||
(вижу) (кого?) | ||
(горжусь) (кем?) | ||
(думаю) (о ком?) |
( маму, о маме, мама, мамой, мамы, маме)
III. Постановка проблемы.
– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
«Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю».
– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)
IV. Открытие учащимися новых знаний.
1. Понятие о дательном падеже.
_ Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.
(Желательно, чтобы на доске были записаны вопросы, вспомогательное слово, примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже).
_ А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев
Успенский написал книгу «По дорогам и тропам языка», в которой
целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж». Как
вы думаете почему? Уточните в толковом словаре.
_ В упр. 145 прочитаем, как Успенский пишет о дательном падеже.
Сделаем вывод:
- Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?
_ Слово дать.
– Что получится? (на доске опорный лист)
Дать (кому?) маме
дать (чему?) земле
дать (кому?) писателю
дать (кому?) дочери
дать (чему?) классу
_ Какие окончания у сущ. в дательном падеже?
_ Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?
2. Наблюдение над предлогами в дательном падеже, ролью в предложении.
_ Упр. 146 (читают задание: составляют предложения с однородными членами и
записывают, находят грамматическую основу и чертят схемы предложений )
_ Какие предлоги употреблялись с сущ. в дательном падеже?
- Запомните эти два предлога дательного падежа.
- Каким членом предложения являются сущ. в дательном падеже?
Физ. минутка:
1. Двигательная
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны!
2. Для глаз (Слайд)
V. Первичное закрепление.
Работа в группах
_ Составить предложения из слов, объяснить значение пословиц, определить падеж выделенных слов
Д. п.
1. Птица радуется весне, а младенец – матери.
Д. п.
2. Слепой щенок и тот к матери ползет.
Д. п.
3. Каждый человек благодарен маме.
Д. п.
4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Я. Яковлев)
_ Записать под диктовку одну пословицу. Подчеркнуть грамматическую основу,
дать характеристику предложения и составить схему.
_ Выполнить морфологический разбор слова матери.
I. Матери – сущ.
II. Н. ф. – кто? мать
III. Пост. пр.: нариц., одуш., ж. р.
Непост. пр.: ед. ч., Д. п.
IV. Кому? матери – втор. член.
VI. Закрепление. Словарная работа.
Записать слова в два столбика, объяснить свой выбор, выделить окончание.
Р. п. Д. п.
от корабля по коридору
без алмаза к памятнику
у капитана к сочинению
_ Как определяли падеж?
_ Что еще помогло определить падеж?
VII. Подведение итогов.
1. Работа с таблицей (Слайд)
_ С каким падежом познакомились на уроке?
_Что узнали о дательном падеже? (по таблице) (Слайд)
Дательный падеж
Вспомогательное слово | дать |
Вопросы | кому? чему? |
Предлоги | к, по |
Окончания | е, и, у, ю |
Роль в предложении | второстепенный член |
2. Выставление оценок.
3. Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок, как на праздник,
Что каждый отличник – шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой! Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как мы! В добрый час!
VIII. Домашнее задание: упр. 148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Падежи"
Стихи,которые помогают запомнить падежи....
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".
Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:· ...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».
Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...