Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Агапова Галина Ивановна

Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка132.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс (Школа 2100)

Тема урока: «Дательный падеж».

Цель урока: Учить распознавать дательный  падеж  имен существительных”.

Задачи урока:

  1. Образовательные:  пополнить  знания  учащихся о дательном падеже, употребления этого падежа в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение находить существительные в дательном падеже в предложении.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность, развивать орфографическую зоркость произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  3. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

II. Актуализация опорных знаний.

                  Ученик читает стихотворение

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что всегда без утайки и прямо

 Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

     1. Работа с предложением (прочитать, объяснить о чем говорится, к какому празднику готовится вся страна, найти ошибки, объяснить  орфограммы, записать в тетрадь)

От чистого  серца,  прастыми   славами,

Довайте, друзья,  поталкуем о маме.

 Найти имена существительные, рассказать все о существительном:

 - Что такое имя существительное?

-  Назвать постоянные признаки имени существительного.

 -  Как изменяется имя существительное?

 -  Что значит изменить по падежам имя существительное?

 -  Что происходит при изменении формы слова?

 -  Для чего изменять окончания?) (Слайд 1)

       2. Работа в парах с карточками (дописать названия падежей, расставить формы слов) (Слайд 2)

Падежи

Вопросы

Формы слов

(есть)        (кто?)

(нет)         (кого?)

(дать)       (кому?)

(вижу)      (кого?)

(горжусь)  (кем?)

(думаю)  (о ком?)

( маму, о маме, мама, мамой, мамы, маме)

III. Постановка проблемы.

– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

«Такой падеж…

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю».

– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)

IV. Открытие учащимися новых знаний.

     1. Понятие о дательном падеже.

      _ Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.

(Желательно, чтобы на доске были записаны вопросы, вспомогательное слово, примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже).

     _ А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев    

         Успенский написал книгу «По дорогам и тропам языка», в которой

        целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж». Как

        вы думаете почему? Уточните в толковом словаре.

     _  В упр. 145 прочитаем, как Успенский пишет о дательном падеже.

Сделаем вывод:

  • Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?

       _   Слово дать.

       – Что получится? (на доске опорный лист)

              Дать  (кому?) маме

              дать  (чему?) земле

              дать  (кому?) писателю

              дать  (кому?) дочери

        дать  (чему?) классу

         _ Какие окончания у сущ. в дательном падеже?

         _ Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?

     2. Наблюдение над предлогами в дательном падеже, ролью в предложении.

     _ Упр. 146 (читают задание: составляют предложения с однородными членами и

         записывают, находят грамматическую основу и чертят схемы предложений )

     _  Какие предлоги употреблялись с сущ. в дательном падеже?

  • Запомните эти два предлога дательного падежа.
  • Каким членом предложения являются сущ. в дательном падеже?

                      Физ. минутка:

         1. Двигательная

Именительный подпрыгнул, 

 А Родительный летал.

Дательный  полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –  

И при этом все важны!

         2. Для глаз (Слайд)

    V. Первичное закрепление.

   

        Работа в группах

 _  Составить  предложения из слов, объяснить значение пословиц, определить падеж выделенных слов

        Д. п.

        1. Птица радуется весне, а младенец – матери.

                                                                                                        Д. п.

                        2. Слепой щенок и тот к матери ползет.

                                                                             Д. п.

        3. Каждый человек благодарен маме.

                                                                                                 Д. п.

        4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Я. Яковлев)

  _ Записать под диктовку одну пословицу. Подчеркнуть грамматическую основу,

     дать характеристику предложения и составить схему.

_ Выполнить морфологический разбор слова матери.

                   I. Матери – сущ.

                   II. Н. ф. – кто? мать

                   III. Пост. пр.: нариц., одуш., ж. р.

                         Непост. пр.: ед. ч., Д. п.

                   IV. Кому? матери – втор. член.

VI. Закрепление. Словарная работа.

       Записать слова в два столбика, объяснить свой выбор, выделить окончание.

                   Р. п.                           Д. п.

от корабля        по коридору

без алмаза        к памятнику

у капитана        к сочинению

    _ Как определяли падеж?

    _ Что еще помогло определить падеж?

VII. Подведение итогов.

   

       1. Работа с таблицей (Слайд)

_ С каким падежом познакомились на уроке?

_Что узнали о дательном падеже? (по таблице) (Слайд)

Дательный падеж

Вспомогательное слово

дать

Вопросы

кому? чему?

Предлоги

к, по

Окончания

е, и, у, ю

Роль в предложении

второстепенный член

      2. Выставление оценок.

        

       3. Стихотворение-наказ. (читает ученица).

Кто только зубрит,

Чтоб от двоек бежать,

Тому никогда – никогда не понять.

 Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник – шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь            

 Веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки – как мы! В добрый час!

        

VIII.  Домашнее задание: упр. 148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Падежи"

Стихи,которые помогают запомнить падежи....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".

Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:·           ...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...