Правописание окончаний в родительном и дательном падежах
план-конспект по русскому языку на тему

Белогрудова Н.В.

 


Цели: - закрепить знания о существенных признаках, по которым    распределяются данные падежи; научить правильно писать окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;

           - развить мышление, память, сообразительность, внимательность, речевую активность;

           - воспитать любовь к природе, любовь к животным, интерес к русскому языку.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с темой и целями.

              Не придется нам скучать,

              Предстоит нам продолжать

              Изученье падежей

              Приготовьтесь поскорей.

             Сегодня мы будем знакомиться с правописанием окончаний  РОДИТЕЛЬНОГО и ДАТЕЛЬНОГО падежей 1,2,3-го склонений, научимся ставить вопросы к словам, найдем сходство и различие между ними. Будем развивать мышление, память, сообразительность.

              Но прежде давайте вспомним, что мы изучали о падежах на прошлых уроках.

                   (учитель называет  падежи,  учащиеся показывают вопросы на сенсорных крестах)

  1. -  Какое сейчас время года?

 

На доске.   Позимнему лесу;

 из зимнего леса.

         - В каком падеже стоит слово  «лес» в первом словосочетании?           во втором?

         - Поставьте слово «лес» в И., В., Т., П. падежах.

         2.  «Найди лишнее»

         - Какие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово «зима»?

                   Пурга, метель, снежинка, вьюга, стужа, метелица.

              - Почему слово «метель» лишнее?

              - Докажи, что это 3-е склонение.

              - Какого склонения остальные слова?

              - Что вы можете сказать о словах «метель» и «метелица»?

              - Какой корень?

             

  1. Физминутка:

Надо пальцы сосчитать

         Один, два, три, четыре, пять.

       Десять пальцев – пара рук –

 Вот твое богатство друг.

 

  1. Запись в тетрадях числа, “классная работа”.

Сяду прямо, не согнусь,

                                      За работу я примусь.

  1.   Минутка чистописания:

е      и

месяц декабрь золотистый месяц

              - Из каких элементов состоят буквы?

              - В каких словах есть буквы еи и?

              - Какой идет месяц?

              - О каком месяце говориться в первом случае? во втором?

              - Можно ли проверить слово е декабрь?

YI.    Словарь:

          - Какие еще словарные слова вы знаете с буквами еи и, где вы их запоминаете?

     Декабрь, лисица, железо, горизонт, путешествие, берёза.

    - Какого склонения эти слова? (таблички)

    - Слов какого склонения здесь нет?

    - Вспомните словарные слова 3-го склонения (морковь, тетрадь).

     - Составьте предложения со словом

береза– Р.п.         лисица – Д.п.

 

Ребята играли около березы.

 

Зима подарила лисице теплую шубу.

YII. Физминутка  («8»)

        

       Лисичке холодно сидеть                  Лисичке холодно стоять

       Надо лапки ей согреть                     Надо рыжей поиграть

       Так – так, вот так                              Надо по лесу побегать

       Надо лапки ей погреть                     И кого – то поискать.

 

YIII.   Работа над новой темой.

  1. – Сегодня мы повторим, какие [] имеют существительные 1,2,3 склонения в Р. и Д. п. Научимся различать существительные Р. и Д. п. 1,2,3скл. Какие [] у существительных 1 склонения в предложениях?

     (Запись учителем на доске; уч-ся в личных табличках).

             - Придумайте слово 2 скл., 3 скл. поставьте в Р.п. и Д.п.

              - Какие [] у этих слов? (запись в памятки)

              2.  Чтение и заучивание правила ( с.89-90)

              3.  Работа с учебником

              №197

              1,2 – у доски; 3,4- с комент.; 5,6 – самостоятельно

              * найди известные орфограммы (Сурнов)

 

IХ.     Закрепление.

  1. Выборочный диктант:

-   Послушайте стихотворение Исаковского. (чтение)

 

                                   Осторожно ветер

                                   Из калиткивышел

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

 

            -  Какиеслова употребляет автор, описывая ветер? В                               прямом или переносном значении употреблены эти                     слова?

                (повторное чтение)

            -  Выписать сущ –е, определить падеж, склонение.                

 

Х.   Физминутка:   («Зрительные траектории»)

ХI.  Творческая работа:

            - Ребята, Незнайка написал текст про лесную кормушку.           Послушайте, что у него получилось.

(Раздаются детям карточки с предложениями из текста)

              - Исправьте ошибки. (проверка устно).

              1. Ребята с осень изготовили кормушки. (Саша)

              2. Отдельно они сделали кормушку для лось. (Петя)

              3. Её повесили у самой опушка. (Ира)

              4. Ребята дежурили у кормушки по очередь. (С.Рома)

              5. Приходили к кормушка и зайцы. (Нурхан)

              6. У кормушка можно было увидеть и зайца. (Петя)

              7. Школьники были рады такой встреча.  (Л.Рома)

              - Что вы можете сказать о ребятах?

              - Какую заботу вы собираетесь проявить о них, ведь наступила зима?

 

ХII.    Итог:

            На уроке мне было интересно узнать, что….

 

ХIII.   Д/з – Отгадайте загадку…. (с.91 №201)

 

ХIY. Самооценка (анализ).

 

 м

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

знакомить с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;способствовать развитию орфографической зоркости; помогать умению правильно писать безударные окончания имен существите...

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »

 Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...

Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""

Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...