Урок русского языка по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
- отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;
- повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-
Развивающие:
- развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;
Воспитательные:
-создать условия для привития интереса к урокам русского языка;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;
Методические приёмы:
- деятельностный подход;
- создание прблемной ситуации;
- побуждающий диалог;
Оборудование:
-учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
- тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
-рабочая тетрадь;
- ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3 Д
Учитель: Манзова Елена Александровна
Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
- отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;
- повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-
Развивающие:
- развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;
Воспитательные:
-создать условия для привития интереса к урокам русского языка;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;
Методические приёмы:
- деятельностный подход;
- создание прблемной ситуации;
- побуждающий диалог;
Оборудование:
-учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
- тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
-рабочая тетрадь;
- ноутбук.
Проект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование компетенции | Комментарий |
Организационный момент | |||
Приветствую. На доске записаны буквы ЛОВЛКТЕИК - Лишь точно буквы все сплотив, получим слово……….. Создаёт эмоциональный настрой на эффективную работу (индивидуальную, в парах, коллективную) | - Здороваются. - Оформляют начало работы в тетради (записывают дату и наименование работы) - Составляют слово коллектив. Записывают в тетрадь с элементами каллиграфического тренинга. - Объясняют значение слова. | Эмоциональная окраска деятельности | |
Постановка учебной проблемы | |||
-На доске записаны пары слов, прочитайте их. жучок - жучёк снежок – снежёк каблучок - каблучёк - Почему слова записаны парами? - А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему? - Определите, в какой части слова неясное написание. - Учитель обозначает суффиксы в словах. - Определите, какой частью речи являются эти слова. -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой? -Правильно. Но тему урока уточним немного позже. -Где мы можем получить помощь в изучении нового материала? | - Дети читают про себя. - Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет (после ч – ёк-, после ж, ш – ок-) - Мы не знаем, как правильно писать эти слова. - В суффиксе, мы видим встречается -ок- и -ёк- при одинаковом произношении. - Доказывают. -Определяют с помощью вопросов, что это имена существительные. - Будем учиться писать суффиксы -ок- или -ёк- в именах существительных. -В учебнике, при работе с учителем, во время совместной работы с одноклассниками. | Учебно-познавательная | Проблемная ситуация Побуждающий диалог Фронтальная работа Целеполагание |
Поиск решения учебной проблемы | |||
Организовываю работу в тетради по карточкам: - Посмотрите внимательно на слова, спишите их в тетрадь, обозначьте суффиксы, поставьте ударение. - Понаблюдайте за суффиксом. Что вы заметили? - Подчеркните слова: башмачок, пушок, пирожок - Назовите звуки перед суффиксом -ок- - Что общего у этих звуков? - Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости- мягкости. - Какой вывод можно сделать? Как пишется -ок- после шипящих в именах существительных . -Проверьте свои предположения. В учебнике на с. 20 прочитайте правило. -Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? - Как правильно звучит тема урока? (На доске открывает название темы) | Записывают слова: Адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок -Этот суффикс –ок - всегда под ударением. - ч , ш, ж - Они согласные, шипящие - ч – всегда мягкий, ш, ж -всегда твёрдые -В именах существительных после шипящих пишется в суффиксе – ок- пишется буква о -Читают правило. - О суффиксе -ок- в именах существительных -Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. | Информационная Коммуникативная Учебно-познавательная | Самостоятельная работа Наблюдение Работа в парах Фронтальная работа Выводят правило Уточнение темы урока |
Фотодиктант (с использованием ТСО) -От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]. Подсказка на доске : башмак + -ок- = башмачок Лук, крюк, сапог, утюг, жук, блин, старик, сыр, бык, паук, гриб, хомяк, луг, снег. - Проверим выполненную работу. (Образец на доске) - Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить? | Составляют и записывают слова Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок. Проверяют работу. - Надо добавить два суффикса: -ок- и -ек- | Учебно-познавательная | Самостоятельная работа |
Гимнастика для глаз | |||
-Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы -ок- и -ек- Обозначьте суффиксы. Друг, ветер, пирог, дуб, - Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга. - Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов. -Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек? -Прочитайте правило в учебнике на с. 21 | друг - дружок – дружочек ветер – ветерок – ветерочек пирог – пирожок – пирожочек дуб – дубок – дубочек - Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга. Зачитывают слова, называя суффиксы. - В суффиксе -ок- произошло чередование к/ч. Читают правило. | Учебно-познавательная Коммуникативная | Самостоятельная работа Работа в парах |
Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка) | |||
- Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу? Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме? Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни) | - Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок -Записывают пословицу. -Высказывают свои мнения. -Высказывают свои предположения. | Фронтальная работа | |
Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, -ек- - Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО. Направляю и консультирую (на местах) | Выполняют упражнения по выбору. | Компетенция личностного самосовершенствования Учебно-познавательная | Фронтальная работа Самостоятельная работа |
Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание | - Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели. - Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т.д. (8 цепочек) | Коммуникативная Учебно-познавательная | Групповая работа |
Рефлексия | |||
-Что нового узнали? -Достигли ли мы поставленной цели? -Где вам пригодятся эти знания? -Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите. - Домашнее задание: учебник с 22, упр.6 - Спасибо за урок! | - Отвечают на вопросы. - 1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают. Записывают задание. | Учебно-познавательная | Фронтальная работа Актуализация знаний |
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"
Шишова Любовь Михайловна, учитель
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели урока:
- совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
- развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.
2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6 )
.птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.
3. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок
Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?
Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.
4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.
башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)
5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2
№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.
человеч_____ | ящич_____ | сапож______ |
6. Работа в парах.
Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.
сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.
Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.
Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.
7. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Зарядка для глаз.
Посмотрите вдаль в окно , закройте глаза , вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.
8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.
Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.
Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:
снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.
(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)
снег | вечер | свист | голубь | сад | звон | шаг |
9. Самостоятельная работа.
Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4
букетики – букетик | дождички– дождич_______ |
10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.
Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.
Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.
11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).
речь | пейзаж |
12. Домашнее задание : с. 22 № 6, правило с. 20.
Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.
Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
дел
на
вершок
а
слов
с
мешок
снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер
садик
свист вечерок звоночек снежочек голубь
сад
звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок
шаг
творог
творожок творожочек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам"
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам" по программе Рамзаевой Т.Г....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам"
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам" по программе Рамзаевой Т.Г....
Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
Урок русского языка "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается пр...
урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"
Урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...
урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"
Урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"
Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"
Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...