БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Смирнова Елена Владимировна

Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формировать умение распознавать гласные среди других звуков в слове; учить строить рассуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе  

Тема:  БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ

Цель

Задачи

Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.

Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формировать умение распознавать гласные среди других звуков в слове; учить строить рассуждения

Тип урока

комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков;

получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность):

познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

Методы и формы обучения

Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа

Образовательные ресурсы

        Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска;

Организационная структура урока

Этап урока

Время

Цель  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

5 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. А куда вы догадайтесь, когда отгадаете загадку! (1 слайд «Звездное небо»)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

(Космос)  

 (2 слайд  слово Космос)

12 АПРЕЛЯ наша страна будет отмечать день космонавтики. Потому, что в этот день в 1961 году первый человек полетел в космос. Назовите его имя. 

(3 слайд Гагарин)

1.Сказал «Поехали!» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась…(Савелий)

2.Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь всё это – навсегда.

( Чеканов Д.)

3. Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!(Максименко Ан.)

Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

2.Актуализация знаний

3 мин

3.Каллиграфическая минутка

3 мин.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать космонавт? (Ответы детей)

-Эти качества нам пригодятся на уроке?

И так, мы с вами начинаем подготовку к космическому полёту. Ответьте на вопросы.

1.)Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

2.)А букв, обозначающих гласные звуки?(10)

3.)Получается, что некоторые буквы «лишние». Так ли это? (просто есть буквы, обозначающие 2 звука)

4.)Какие это буквы (я,е,ё,ю)

-Что мы знаем об этих буквах?

5.)Кто догадался, о каких буквах мы будем говорить на уроке?

6)Назовите  тему урока!

(4 слайд :  «БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ»)

Космонавт должен быть усидчивым и много тренироваться. Пальчиковая разминка.

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

 (Алиса)

Открываем тетрадки и запишите число. И пропишите космическую минутку чистописания.  

К, к космос

При этом следим за своей осанкой, ведь космонавты всегда стройны и подтянуты.

Отвечают на вопросы.  

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности

в учении; способны адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

4.Постановка учебной задачи

2мин

Формулирование темы

Я думаю, мы с вами отлично потренировались и можем смело лететь в космос!

А на чем же мы туда полетим! А полетим мы туда,  вы узнаете, отгадав ребус!

(ракета). Открываю доску с 2 ракетами

Отвечают на вопрос.

 

В русском языке шесть гласных звуков.

Букв десять.

-  Выяснять для чего нужны буквы е,ё,ю,я. Какую работу они выполняют.

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные - осознанно строят речевое

высказывание в устной форме о гласных

буквах и звуках;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

5.Этап изучения новых знаний

7-8мин

Подведение детей к самостоятельному выводу

 У нас большой класс, поэтому мы полетим на двух ракетах. (ракеты на доске)

 Но ракеты не смогут взлететь, пока вы не выполните задание. Распределите слова в 2 группы, и объясните почему вы так распределили.  (работа в группах)

1 группа яблоко, ёлка, мята, мёд

2 группа боец, каюта, село, тюльпан

 

3 группа вьюга, друзья, клюв, мяч

4 группа подъезд, съёмка, мел, полёт

5 группа юла, молния, рюмка, дятел

6 группа  (работа с эл. Приложением)

  Вывод:

Какую роль выполняют буквы е, ё, ю, я в словах 1 группы? 2 группы?

-когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук;

-когда обозначают 2 звука

5 слайд

Вывод:

1)   Указывают на то, что предыдущие согласные мягкие;

2) Обозначают два звука- в начале слова, после Ъ или Ь, после гласных;

Выполняют задание по чистописанию

Дети отвечают на вопросы.

 «Лишняя буква и, потому что она строчная, а остальные заглавные; буква Й, потому что обозначает согласный звук.

Дети записывают слова, делят слова на группы.

Буквы е, ё, ю, я, и на письме обозначают мягкость согласного звука, если стоят после согласного.

Буквы е,ё,ю,я в начале слов обозначают два звука.

Выполняют задание. Буквы подчеркивают на доске.

В словах : играю, молния, вьюга, подъезд, друзья.

Называют звуки и делают вывод:

Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков.

Индивидуальная

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют пошаговый

контроль своих действий, ориентируясь

на показ движений учителем.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую

информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую

информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические - осуществляют поиск необходимой информации

6.Первичное осмысление и закрепление.

Самоанализ и самоконтроль

6 мин

Развитие умения распозна-вать и подбирать слова

Итак, наши ракеты совершают полёт.

( 6 слайд «Взлет ракет» ) 2 раза

  Взгляните, что это.

(7 слайд «Млечный путь»)

Синяя дорожка

Осыпана горошком.

Никто не соберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

Перед нами Млечный путь.

Посмотрите, сколько звёзд!

Вот первое космическое задание . Откройте учебник на стр.60.Прочитайте задание.

(слова на доске:                   мяч, тётя, деревня-самоправерка)

(ОТКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

- Выпишите слова, где выделенная буква обозначает..

-Что называют словом деревня (толковый словарь)

Приводят примеры слов

Фрон.

Индив.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради

6.Физ.минутка

 3 мин

Раз, два –стоит ракета! (руки по швам)

Три, четыре – самолёт! (руки в стороны, кисти рук поднимаем и опускаем)

Раз, два, три, четыре-

Плечи выше! Ещё выше! (можно сделать круговые движения плечами)

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили…

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять…

Открываем, поморгаем

И работать начинаем!

8.Самостоятельная работа.

6-7 мин

Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал

Наш полёт продолжается. И мы приближаемся к  планете. Давайте прочитаем её название. (Венера)

 Что нас ждёт на этой планете.

Возьмите у себя на парте карточку №2. В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.

 (работа в парах)

Карточка №2.

Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк

- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)

- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.)

- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)

- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)

- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А Б Л А К А])

- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.) выполните разбор, составьте транскрипцию этого слова

Читают слова.

Выписывают те, в которых гласные буквы обозначают мягкость согласных (мяч, тётя, деревня)

Инд.

Парная

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

7-8мин

Выявление границ применимости нового знания

Работа с карточкой  №3

Итак, мы продолжаем путешествие. Мы приближаемся к планете.

Как она называется? (Марс)

-Какое задание нам подготовила эта планета. Нужно из слов составить предложение.

Держит, на, Марс, корабль, планету, курс

Корабль держит курс на планету Марс.(на доске)

Выполняют задание в паре:

Ин.

В ПАРЕ

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

  1. Итоги урока. Рефлексия

2-3мин.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация

-Вот нам и пора возвращаться на родную планету.

 -Понравилось ли вам путешествие?

 Как она называется. Земля  

Беседа по вопросам.

-Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я?

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук;

-Когда обозначают 2 звука

Оцените свою работу на уроке.

Зелёный –достойно справились со всеми заданиями;

Красный- мне нужно ещё потренироваться возникли трудности;

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки-

Всем спасибо за урок.

Всем спасибо за вниманье,

А гостям мы говорим

До свиданья!

Отвечают на вопросы.

Оценивают с помощью светофора

Фр.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС. Проводился с использованием интерактивной доски....

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"

Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...

Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"

Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...