БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формировать умение распознавать гласные среди других звуков в слове; учить строить рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе
Тема: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ
Цель Задачи | Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке. Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формировать умение распознавать гласные среди других звуков в слове; учить строить рассуждения |
Тип урока | комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков; получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости |
Методы и формы обучения | Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
Образовательные ресурсы | Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска; |
Организационная структура урока
Этап урока Время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент 5 мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Каждый день – всегда, везде, Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. А куда вы догадайтесь, когда отгадаете загадку! (1 слайд «Звездное небо») Там все знаки зодиака- Водолея, девы, рака. Светятся и ночью и днём, Туда смотрит астроном. (Космос) (2 слайд слово Космос) 12 АПРЕЛЯ наша страна будет отмечать день космонавтики. Потому, что в этот день в 1961 году первый человек полетел в космос. Назовите его имя. (3 слайд Гагарин) 1.Сказал «Поехали!» Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась…(Савелий) 2.Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь всё это – навсегда. ( Чеканов Д.) 3. Наступят дни, когда пространство Кто хочет, сможет бороздить! Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить!(Максименко Ан.) | Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
2.Актуализация знаний 3 мин 3.Каллиграфическая минутка 3 мин. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать космонавт? (Ответы детей) -Эти качества нам пригодятся на уроке? И так, мы с вами начинаем подготовку к космическому полёту. Ответьте на вопросы. 1.)Сколько гласных звуков в русском языке? (6) 2.)А букв, обозначающих гласные звуки?(10) 3.)Получается, что некоторые буквы «лишние». Так ли это? (просто есть буквы, обозначающие 2 звука) 4.)Какие это буквы (я,е,ё,ю) -Что мы знаем об этих буквах? 5.)Кто догадался, о каких буквах мы будем говорить на уроке? 6)Назовите тему урока! (4 слайд : «БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ») Космонавт должен быть усидчивым и много тренироваться. Пальчиковая разминка. Дом Я хочу построить дом, (Алиса) Открываем тетрадки и запишите число. И пропишите космическую минутку чистописания. К, к космос При этом следим за своей осанкой, ведь космонавты всегда стройны и подтянуты. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
4.Постановка учебной задачи 2мин | Формулирование темы | Я думаю, мы с вами отлично потренировались и можем смело лететь в космос! А на чем же мы туда полетим! А полетим мы туда, вы узнаете, отгадав ребус! (ракета). Открываю доску с 2 ракетами | Отвечают на вопрос.
В русском языке шесть гласных звуков. Букв десять. - Выяснять для чего нужны буквы е,ё,ю,я. Какую работу они выполняют. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о гласных буквах и звуках; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
5.Этап изучения новых знаний 7-8мин | Подведение детей к самостоятельному выводу | У нас большой класс, поэтому мы полетим на двух ракетах. (ракеты на доске) Но ракеты не смогут взлететь, пока вы не выполните задание. Распределите слова в 2 группы, и объясните почему вы так распределили. (работа в группах) 1 группа яблоко, ёлка, мята, мёд 2 группа боец, каюта, село, тюльпан
3 группа вьюга, друзья, клюв, мяч 4 группа подъезд, съёмка, мел, полёт 5 группа юла, молния, рюмка, дятел 6 группа (работа с эл. Приложением) Вывод: Какую роль выполняют буквы е, ё, ю, я в словах 1 группы? 2 группы? -когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук; -когда обозначают 2 звука 5 слайд Вывод: 1) Указывают на то, что предыдущие согласные мягкие; 2) Обозначают два звука- в начале слова, после Ъ или Ь, после гласных; | Выполняют задание по чистописанию Дети отвечают на вопросы. «Лишняя буква и, потому что она строчная, а остальные заглавные; буква Й, потому что обозначает согласный звук. Дети записывают слова, делят слова на группы. Буквы е, ё, ю, я, и на письме обозначают мягкость согласного звука, если стоят после согласного. Буквы е,ё,ю,я в начале слов обозначают два звука. Выполняют задание. Буквы подчеркивают на доске. В словах : играю, молния, вьюга, подъезд, друзья. Называют звуки и делают вывод: Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков. | Индивидуальная Фронтальная | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации |
6.Первичное осмысление и закрепление. Самоанализ и самоконтроль 6 мин | Развитие умения распозна-вать и подбирать слова | Итак, наши ракеты совершают полёт. ( 6 слайд «Взлет ракет» ) 2 раза Взгляните, что это. (7 слайд «Млечный путь») Синяя дорожка Осыпана горошком. Никто не соберёт: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. Перед нами Млечный путь. Посмотрите, сколько звёзд! Вот первое космическое задание . Откройте учебник на стр.60.Прочитайте задание. (слова на доске: мяч, тётя, деревня-самоправерка) (ОТКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ) - Выпишите слова, где выделенная буква обозначает.. -Что называют словом деревня (толковый словарь) | Приводят примеры слов | Фрон. Индив. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради |
6.Физ.минутка 3 мин | Раз, два –стоит ракета! (руки по швам) Три, четыре – самолёт! (руки в стороны, кисти рук поднимаем и опускаем) Раз, два, три, четыре- Плечи выше! Ещё выше! (можно сделать круговые движения плечами) Раз, два, три, четыре – И на месте походили… Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: Один, два, три, четыре, пять… Открываем, поморгаем И работать начинаем! | ||||
8.Самостоятельная работа. 6-7 мин | Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал | Наш полёт продолжается. И мы приближаемся к планете. Давайте прочитаем её название. (Венера) Что нас ждёт на этой планете. Возьмите у себя на парте карточку №2. В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их. (работа в парах) Карточка №2. Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк - Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.) - Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.) - Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.) - А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.) - Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А Б Л А К А]) - Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.) выполните разбор, составьте транскрипцию этого слова | Читают слова. Выписывают те, в которых гласные буквы обозначают мягкость согласных (мяч, тётя, деревня) | Инд. Парная | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
7-8мин | Выявление границ применимости нового знания | Работа с карточкой №3 Итак, мы продолжаем путешествие. Мы приближаемся к планете. Как она называется? (Марс) -Какое задание нам подготовила эта планета. Нужно из слов составить предложение. Держит, на, Марс, корабль, планету, курс Корабль держит курс на планету Марс.(на доске) | Выполняют задание в паре: | Ин. В ПАРЕ | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
2-3мин. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация | -Вот нам и пора возвращаться на родную планету. -Понравилось ли вам путешествие? Как она называется. Земля Беседа по вопросам. -Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я? - Когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук; -Когда обозначают 2 звука Оцените свою работу на уроке. Зелёный –достойно справились со всеми заданиями; Красный- мне нужно ещё потренироваться возникли трудности; Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки- Всем спасибо за урок. Всем спасибо за вниманье, А гостям мы говорим До свиданья! | Отвечают на вопросы. Оценивают с помощью светофора | Фр. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС. Проводился с использованием интерактивной доски....
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах
Технологическая карта урока...
Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"
Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...
Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"
Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...