Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС. Проводился с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ
Цели деятельности учителя | Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков; получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости |
Методы и формы обучения | Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
Образовательные ресурсы | Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска, ноутбук; смайлики |
Организационная структура урока
Этап урока Время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия |
1-2мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового | Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала | Ф | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; пра- вильно идентифицируют себя с позицией школьника |
4-5мин | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом? Правильно, распеваются. А какие звуки поют? Давайте узнаем. | Отвечают на вопросы. Распеваются. Игра «Хор» - узнают какой гласный звук поет каждый хорист. | Ф | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
4мин | Формулирование темы | Сколько гласных звуков в русском языке? А букв, обозначающих гласные звуки? Получается, что некоторые буквы «лишние». Так ли это? Давайте разберемся. Над какой проблемой мы будем работать на уроке? | Отвечают на вопрос.
В русском языке шесть гласных звуков. Букв десять. - Выяснять для чего нужны буквы е,ё,ю,я. Какую работу они выполняют. | Ф | Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о гласных буквах и звуках; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
7-8мин | Подведение детей к самостоятельному выводу | Чистописание. __________________ Загадки. Он и ухо, он и рот. Номерок кто наберет, Круг послушно повернется, Он тот час же отзовется. (телефон) Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «Ту». (пылесос) Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Какие это звуки – твердые или мягкие? Какие буквы стоят после выделенных букв? Какой вывод мы сделаем … Всегда ли буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласных звуков? Итак, одну роль мы узнали. Продолжим? Прочитайте предложения: Яша рисует ель. Юра нарисовал ёлочку. Послушайте, какой первый звук слышится в именах собственных? А второй? Какие звуки обозначают е, ё в начале слова? Что же получилось? Значит мы узнали еще одну роль. Выполните следующее задание. Спишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Играю, юла, молния, вьюга, яблоко, подъезд, друзья. В каких словах буквы е,ё,ю,я стоят не в начале слова? Какие звуки они обозначают? Доказали ли мы необходимость «лишних» букв? Для чего они нужны? | Выполняют задание по чистописанию Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы. Выделены мягкие согласные звуки. После стоят буквы е,ё, я, ю, и. Буквы е, ё, ю, я, и на письме обозначают мягкость согласного звука. Нет. Они обозначают мягкость, если стоят после согласного. Первый звук в именах [й]. Второй – Яша [а], Юра[ у] В слове ель[ йэ] В слове ёлочка [йо]. Буквы е,ё,ю,я в начале слов обозначают два звука. Выполняют задание. Буквы подчеркивают на доске. В словах : играю, молния, вьюга, подъезд, друзья. Называют звуки и делают вывод: Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков. Перечисляют функции . | Ф | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации |
Физминутка | |||||
4-5мин | Развитие умения распозна-вать и подбирать слова | Поработаем с учебником с.60 упр.7. Рассмотрим записи и приведем примеры слов. | Приводят примеры слов | Ф И | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради |
4-5мин | Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал | Выполните самостоятельно упр.8 на страничках 60-61. Что называют словом деревня? Какие гласные звуки слышим ? Какими буквами они обозначены. Составьте предложение с этим словом. | Читают слова. Выписывают те, в которых гласные буквы обозначают мягкость согласных (мяч, тётя, деревня) | И П | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
физминутка | |||||
7-8мин | Выявление границ применимости нового знания | Игра «Звуковички» Вам предстоит поработать в группах. выпишите слова, в которых 1 группа - гласные обозначают твердость согласных. 2 группа – гласные обозначают два звука 3 группа – гласные обозначают мягкость согласных | Выполняют задание по группам: 1 группа – мак, дуб, мэр, сыр, дом 2 группа – юг, як, ёж, ель 3 группа – день, люк, лён, мяч, мир | И Г | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
2-3мин. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация | Беседа по вопросам. Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я? Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом. | Отвечают на вопросы. Оценивают смайликами. | Ф | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 1 классе по системе Л. Занкова по теме "Родственные слова. Корень", презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля. Приемы: рассуж...
разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".
Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...
Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.
Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....
Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"
Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов
Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...