Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Данный материал использовался  как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому  применяется много наглядности ( развито наглядное мышление). Учащиеся пишут медленно, поэтому объём письменной работы невелик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Конспект урока  по русскому языку во 2 классе  по теме:

                   

           « Имена прилагательные, противоположные по смыслу».

Цели:- ознакомить учащихся с понятиями «слова, противоположные по смыслу» , «антонимы»;

-  продолжить формирование умения правильно задавать вопросы к именам прилагательным; формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи»;

- устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;

- учить подбирать к существительным прилагательные, противоположные по смыслу;

- способствовать расширению кругозора;  развитию орфографической зоркости; мышления;

- учить детей грамотно выражать свои мысли.

Ход  урока.

1 Организационный  момент.

- Ребята,  сегодня у нас не совсем обычный урок. Я вам  расскажу  новую  сказку  на старый  лад.  А вы мне поможете. К нам на урок  пришли  гости: педагоги, которые  хотят  ненадолго оказаться в нашей  сказке  и  сказочные  герои, такие  знакомые и любимые  вами.

2 Минута чистописания.

- разгадав загадку, вы узнаете героя  нашей  сказки.

У отца есть мальчик странный, 
Необычный, деревянный, 
На земле и под водой 
Ищет ключик золотой, 
Всюду нос сует свой длинный... 
Кто же это?.. ( Буратино).

-  Кто знает  название  сказки  про  Буратино и  автора  книги. ( «Золотой ключик, или приключения Буратино». А.Толстой).

- Итак,  наша  новая  сказка  будет  про деревянного мальчика  Буратино. Название  ей  придумаем  в  конце  урока.

- А пока возьмём свои волшебные ручки и красиво  пропишем имя деревянного мальчика, чтобы он появился у нас на уроке. ( Буратино).

3 Сообщение новой темы.

 Однажды  Буратино  попал  в  страну  под названием «Русский  язык». Смотрит Буратино, а вокруг него  растут странные  растения, состоящие из букв  и слогов. ( Читаем «Красивая», «Добрая»,  «Злая», «Зелёный», «Мокрые», « Водная», «Горячее», «Зимнее», «Сухие», «Красное», «Домашний», «Холодное») .

 «Вот это да!- подумал Буратино,- куда же я попал? Неужто это поле чудес?»,- произнёс  он  вслух. Его услышала лиса Алиса,  появившаяся из-за кустов и уточнила: «Какое? ( на доске прописать вопрос ). Да это поле имён прилагательных!»

«Здесь  зарыто  очень  много  полезной информации. Знаешь об этом?»,- поинтересовалась лиса.

Буратино  отрицательно покачал  головой, он никак не мог понять, о чём  ему  говорит  лиса.

« Хочешь, я открою тебе тайну? Тогда доставай деньги, мы  зароем  их  в  землю, вырастет  дерево, которое  поможет нам разбогатеть  и  купить  всё, что  есть в этой стране!»

«Какие (прописать вопрос) деньги?- спросил  Буратино  и  полез  в  карман  штанов. – У меня  только обрывок бумажки, вот что там написано: а т и н о»

- Ребята, как вы думаете, что было написано на этой бумажке до того, как  её порвали? (Буратино)

«Давай её сюда, закопаем, может, вырастет  дерево какое»,- приказала лиса Буратино. Он аккуратно присыпал  песочком  клочок бумажки и стал ждать. Вдруг из земли появился ствол, на котором были написаны те же буквы, но  в другом порядке  Антонимы.

« Что это?- испугался Буратино.

Из-за кустов появился кот Базилио. Смеясь, он произнёс: « Что посадили, то и получили. Какая радость!»

« А что такое антонимы?»- спросил Буратино. Лиса Алиса и кот Базилио пожали плечами.

 - Ребята, может, вы знаете, что такое антонимы? Тогда  поможем  нашим  героям  разгадать  тайну  этих слов. Для  этого попробуем  попасть  на  поле  имён  прилагательных.

Физкультминутка.

Я  называю слова: большой  и  маленький, широкий  и  узкий  и  при  этом  показываю  движение, а  вы  должны  не  сбиваясь  показать, какой  это  широкий, узкий, большой, маленький.

-Ребята, волшебства не произошло, так как  некоторые  из   нас  сбивались и нарушили  порядок  действий. В этом нет ничего страшного, мы продолжим наблюдать со своих  парт  за  тем, что происходит  в  стране, под  названием «Русский  язык» и  поможем  героям  разгадать  секрет  антонимов. Договорились?

- Ребята, опишите  Буратино. Какой  он? ( красивый, умный, добрый, деревянный)

- Вот и первая подсказка появилась на дереве: лист с надписью. ( глупый)

- Ребята, каким стал Буратино, когда  копал песок руками  и посадил  клочок  бумажки? (грязным)

-  Вот ещё одна подсказка появилась на нашем дереве. (грязный).

- Смотри, Базилио, Дерево оживает,- проговорила лиса Алиса. Оно  стало  Живое.  И герои  стали  прыгать  вокруг  распускающегося  дерева.

- Ох, ох, ох, как же я могу  так  прыгать, ведь  я  слепой?-  удивился  кот.

- Да, и  я, старая  и  больная,  прыгаю,  как  в  молодости,- проговорила лиса.

- Потому  что  это  волшебная  страна, и  всё  тут  заканчивается  хорошо!- воскликнул  Буратино.

- Ты  опять  спешишь, Буратино!- послышался из-за кустов  голос  Мальвины. Базилио  и  Алиса заморочили тебе голову, а  ты  и  рад –радёхонек, что  всё  так  легко  и  просто  получилось! Ты  видишь, какое  это  дерево?

- Какое? – удивился  Буратино.

- Однобокое. Все  листья  растут  с  одной  стороны.

- И  что?

- А  то, что  оно  не  даст  плоды  знаний, поскольку  не  ожило  до  конца.

- Ишь, какая  умная,- в  один  голос  проговорили  лиса  и  кот.

- Да, и  хочу, чтобы  вы  немного  поучились  у  меня,- ответила  им  Мальвина.

 Посмотрите  на  это  дерево  и  скажите, что  необычного  в  этих  листьях? ( глупый- умный)

- На  них  написаны  имена  прилагательные,  противоположные  по  смыслу. Значит, на  противоположной  стороне  дерева  растут  листья  с  именами  прилагательными, противоположными  по  смыслу  этим.

- Так- так, сейчас  мы  быстро  справимся  с  этим  заданием, а  ребята  нам  помогут  в  этом. (грязный- чистый,  слепой- зрячий ( поработать над смыслом  этого  слова), старая- молодая, больная- здоровая).

- Это  и  есть  антонимы?- спросил  Буратино.

- Я ведь  тебе  говорила, что  на  этом  поле  зарыто  много  информации, помнишь?- поинтересовалась  у  Буратино  лиса  Алиса. Только  я  не  знала, что  она  такая  ценная.

- И  что  в  ней  ценного?- полюбопытствовал Буратино.

 - Опять  ты  начинаешь, -возмутилась Мальвина,- принеси-ка мне ремень.

- Зачем?

- Буду  учить  тебя!

- Меня  не  надо  бить!

- А  я  и  не  собираюсь!- расхохоталась Мальвина.

Буратино  пошёл  за  ремнём, но  их  так  было  много, что  он  не  знал, какой  принести.

Принёс  один, Мальвина  ответила: «Не  этот», Принёс  другой, «Опять  не  тот!»

- Ну  скажи  ты  чётко, какой  ремень  тебе  нужен: светлый  или  тёмный, широкий  или  узкий, короткий или длинный?

- Чёрный, длинный  и  узкий.

- Так  бы  сразу  и сказала!- завопил  Буратино.

- Ты  понял, для  чего  нужна  эта  информация, которую ты  посчитал  ненужной?

- Да!- понурил голову Буратино.

- Ребята, а вы поняли, для чего в  русском  языке  нужны  антонимы? ( Для  того, чтобы  красиво  и грамотно  выражаться, чтобы можно  было  сравнивать  вещи, разные  по  размеру, форме, величине, и другим  признакам.).

4 Закрепление  пройденного  материала.

- На  каком  поле  побывали  герои  сказки?

- На какие  вопросы  отвечают  имена  прилагательные?

- Как  вы  поняли, что  такое  антонимы?

- Посмотрите  на   те  растения, которые  росли  на  этом  поле. И найдите  среди  них  антонимы, если  таковые  имеются (добрая – злая, сухие – мокрые, горячее – холодное).

- Приведите  свои  примеры  имён  прилагательных, противоположных  по  смыслу (большой - маленький, толстый - тонкий, высокий- низкий, тёмный –светлый).

5  Работа  с  учебником.

Чтение  правила с.33

Упр. 275

- Ребята, вспомните  сказку  про Буратино, кого  из героев  мы  ещё  не  вспомнили? ( Пьеро, Артемон, Карабас- Барабас, черепаха Тортилла, продавец пиявок).

- Опишите  мне  Пьеро. Какой  он? ( печальный, грустный). Подберите  антонимы  к  словам «печальный» (радостный), «грустный» (весёлый).

6  Итог. Вывод.

- Понравилась  ли  вам  сказка?

- Какое  название  ей  подойдёт?

- О чём узнали сегодня на уроке?

7  Домашнее  задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетания в прямом и переносном смысле" ( 3 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о словосочетаниях.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о словосочетаниях.2.Проконтролировать степень усвоения понятий, изученных...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы близкие и противоположные по значению". УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; расширять словарный запас существительных женского род...