Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Данный материал использовался как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому применяется много наглядности ( развито наглядное мышление). Учащиеся пишут медленно, поэтому объём письменной работы невелик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy__urok_r.ya_._po_teme_imena_prilagat_protivopolozhnye_po_smyslu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:
« Имена прилагательные, противоположные по смыслу».
Цели:- ознакомить учащихся с понятиями «слова, противоположные по смыслу» , «антонимы»;
- продолжить формирование умения правильно задавать вопросы к именам прилагательным; формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи»;
- устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
- учить подбирать к существительным прилагательные, противоположные по смыслу;
- способствовать расширению кругозора; развитию орфографической зоркости; мышления;
- учить детей грамотно выражать свои мысли.
Ход урока.
1 Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Я вам расскажу новую сказку на старый лад. А вы мне поможете. К нам на урок пришли гости: педагоги, которые хотят ненадолго оказаться в нашей сказке и сказочные герои, такие знакомые и любимые вами.
2 Минута чистописания.
- разгадав загадку, вы узнаете героя нашей сказки.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?.. ( Буратино).
- Кто знает название сказки про Буратино и автора книги. ( «Золотой ключик, или приключения Буратино». А.Толстой).
- Итак, наша новая сказка будет про деревянного мальчика Буратино. Название ей придумаем в конце урока.
- А пока возьмём свои волшебные ручки и красиво пропишем имя деревянного мальчика, чтобы он появился у нас на уроке. ( Буратино).
3 Сообщение новой темы.
Однажды Буратино попал в страну под названием «Русский язык». Смотрит Буратино, а вокруг него растут странные растения, состоящие из букв и слогов. ( Читаем «Красивая», «Добрая», «Злая», «Зелёный», «Мокрые», « Водная», «Горячее», «Зимнее», «Сухие», «Красное», «Домашний», «Холодное») .
«Вот это да!- подумал Буратино,- куда же я попал? Неужто это поле чудес?»,- произнёс он вслух. Его услышала лиса Алиса, появившаяся из-за кустов и уточнила: «Какое? ( на доске прописать вопрос ). Да это поле имён прилагательных!»
«Здесь зарыто очень много полезной информации. Знаешь об этом?»,- поинтересовалась лиса.
Буратино отрицательно покачал головой, он никак не мог понять, о чём ему говорит лиса.
« Хочешь, я открою тебе тайну? Тогда доставай деньги, мы зароем их в землю, вырастет дерево, которое поможет нам разбогатеть и купить всё, что есть в этой стране!»
«Какие (прописать вопрос) деньги?- спросил Буратино и полез в карман штанов. – У меня только обрывок бумажки, вот что там написано: а т и н о»
- Ребята, как вы думаете, что было написано на этой бумажке до того, как её порвали? (Буратино)
«Давай её сюда, закопаем, может, вырастет дерево какое»,- приказала лиса Буратино. Он аккуратно присыпал песочком клочок бумажки и стал ждать. Вдруг из земли появился ствол, на котором были написаны те же буквы, но в другом порядке Антонимы.
« Что это?- испугался Буратино.
Из-за кустов появился кот Базилио. Смеясь, он произнёс: « Что посадили, то и получили. Какая радость!»
« А что такое антонимы?»- спросил Буратино. Лиса Алиса и кот Базилио пожали плечами.
- Ребята, может, вы знаете, что такое антонимы? Тогда поможем нашим героям разгадать тайну этих слов. Для этого попробуем попасть на поле имён прилагательных.
Физкультминутка.
Я называю слова: большой и маленький, широкий и узкий и при этом показываю движение, а вы должны не сбиваясь показать, какой это широкий, узкий, большой, маленький.
-Ребята, волшебства не произошло, так как некоторые из нас сбивались и нарушили порядок действий. В этом нет ничего страшного, мы продолжим наблюдать со своих парт за тем, что происходит в стране, под названием «Русский язык» и поможем героям разгадать секрет антонимов. Договорились?
- Ребята, опишите Буратино. Какой он? ( красивый, умный, добрый, деревянный)
- Вот и первая подсказка появилась на дереве: лист с надписью. ( глупый)
- Ребята, каким стал Буратино, когда копал песок руками и посадил клочок бумажки? (грязным)
- Вот ещё одна подсказка появилась на нашем дереве. (грязный).
- Смотри, Базилио, Дерево оживает,- проговорила лиса Алиса. Оно стало Живое. И герои стали прыгать вокруг распускающегося дерева.
- Ох, ох, ох, как же я могу так прыгать, ведь я слепой?- удивился кот.
- Да, и я, старая и больная, прыгаю, как в молодости,- проговорила лиса.
- Потому что это волшебная страна, и всё тут заканчивается хорошо!- воскликнул Буратино.
- Ты опять спешишь, Буратино!- послышался из-за кустов голос Мальвины. Базилио и Алиса заморочили тебе голову, а ты и рад –радёхонек, что всё так легко и просто получилось! Ты видишь, какое это дерево?
- Какое? – удивился Буратино.
- Однобокое. Все листья растут с одной стороны.
- И что?
- А то, что оно не даст плоды знаний, поскольку не ожило до конца.
- Ишь, какая умная,- в один голос проговорили лиса и кот.
- Да, и хочу, чтобы вы немного поучились у меня,- ответила им Мальвина.
Посмотрите на это дерево и скажите, что необычного в этих листьях? ( глупый- умный)
- На них написаны имена прилагательные, противоположные по смыслу. Значит, на противоположной стороне дерева растут листья с именами прилагательными, противоположными по смыслу этим.
- Так- так, сейчас мы быстро справимся с этим заданием, а ребята нам помогут в этом. (грязный- чистый, слепой- зрячий ( поработать над смыслом этого слова), старая- молодая, больная- здоровая).
- Это и есть антонимы?- спросил Буратино.
- Я ведь тебе говорила, что на этом поле зарыто много информации, помнишь?- поинтересовалась у Буратино лиса Алиса. Только я не знала, что она такая ценная.
- И что в ней ценного?- полюбопытствовал Буратино.
- Опять ты начинаешь, -возмутилась Мальвина,- принеси-ка мне ремень.
- Зачем?
- Буду учить тебя!
- Меня не надо бить!
- А я и не собираюсь!- расхохоталась Мальвина.
Буратино пошёл за ремнём, но их так было много, что он не знал, какой принести.
Принёс один, Мальвина ответила: «Не этот», Принёс другой, «Опять не тот!»
- Ну скажи ты чётко, какой ремень тебе нужен: светлый или тёмный, широкий или узкий, короткий или длинный?
- Чёрный, длинный и узкий.
- Так бы сразу и сказала!- завопил Буратино.
- Ты понял, для чего нужна эта информация, которую ты посчитал ненужной?
- Да!- понурил голову Буратино.
- Ребята, а вы поняли, для чего в русском языке нужны антонимы? ( Для того, чтобы красиво и грамотно выражаться, чтобы можно было сравнивать вещи, разные по размеру, форме, величине, и другим признакам.).
4 Закрепление пройденного материала.
- На каком поле побывали герои сказки?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Как вы поняли, что такое антонимы?
- Посмотрите на те растения, которые росли на этом поле. И найдите среди них антонимы, если таковые имеются (добрая – злая, сухие – мокрые, горячее – холодное).
- Приведите свои примеры имён прилагательных, противоположных по смыслу (большой - маленький, толстый - тонкий, высокий- низкий, тёмный –светлый).
5 Работа с учебником.
Чтение правила с.33
Упр. 275
- Ребята, вспомните сказку про Буратино, кого из героев мы ещё не вспомнили? ( Пьеро, Артемон, Карабас- Барабас, черепаха Тортилла, продавец пиявок).
- Опишите мне Пьеро. Какой он? ( печальный, грустный). Подберите антонимы к словам «печальный» (радостный), «грустный» (весёлый).
6 Итог. Вывод.
- Понравилась ли вам сказка?
- Какое название ей подойдёт?
- О чём узнали сегодня на уроке?
7 Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.
Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...
Технологическая карта урока русского языка "Словосочетания в прямом и переносном смысле" ( 3 класс) ,УМК "Школа России"
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о словосочетаниях.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о словосочетаниях.2.Проконтролировать степень усвоения понятий, изученных...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы близкие и противоположные по значению". УМК "Школа России", 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; расширять словарный запас существительных женского род...