1 | Подготовительно-организационный. Цель для гостей: подготовиться к продуктивной работе на мастер-классе Цель для организатора: способствовать подготовке приглашённых к продуктивной работе. Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой Методы: словесный, наглядный. | Приветствие. (СЛАЙД 1) - Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Добро пожаловать на мастер-класс, в котором вы окажетесь одновременно и учителем, и учеником. Деление на группы: - Сегодня мы будем работать в парах. Поделимся на группы необычным способом. Я раздам вам карточки, на которых обозначен один из двух героев. Каждый найдёт себе пару. (Дед Мороз и Снегурочка, Чип и Дейл, дед и баба, Том и Джерри, царь и царица, Иван и Конёк Горбунок, Пятница и Робинзон Крузо) - Первое задание: нарисуйте или напишите в 2-3 словах на листе бумаги, чего вы ожидаете от мастер-класса? |
Получают карточки, находят свою пару.
Рисуют, пишут. Показывают, поясняют. |
2 | Постановка целей и задач. Цель для гостей: осознать цель своего пребывания на мастер-классе, получить возможность продемонстрировать свои знания орфограмм, которые изучаются в начальной школе Цель для организатора: определить уровень владения аудиторией информацией по теме «Орфограммы», определить тему и цели работы на мастер-классе. Задачи: показать противоречия, возникающие в процессе обучения и определить цели и задачи мастер-класса
| - А сейчас мы будем проверять тетради по русскому языку. (Достаю большую пачку тетрадей) - Почему ваше настроение заметно ухудшилось?
- Да, бывает очень обидно, когда во время занятий делаешь всё возможное, чтобы развить орфографическую зоркость, научить пользоваться правилами правописания, а когда проверяешь тетради, то результат не радует. Вздыхая, мы проверяем огромное количество работ, чувствуя всю бесполезность своей работы. (СЛАЙД 2) По моим наблюдениям 70% детей поинтересуются только отметкой за работу, 25% - узнают, сколько же ошибок было допущено и только 5% - хотят узнать, а какие же ошибки были допущены и ни один ученик по своей воле не сделает работу над ошибками. -Почему же, невзирая на все усилия педагогов, грамотность детей желает быть лучшей? - Попробуйте вспомнить и на листочках отметить все виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе. Сколько у вас получилось? Даже не пытайтесь вспомнить все. Их как минимум 20! К тому же необходимо учитывать, что орфограммы бывают: по возможности проверки: проверяемые, непроверяемые и по месту нахождения: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. На ребёнка сваливается огромное количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях и т.д. (СЛАЙД 3) Происходит противоречие между количеством информации и возможностью ребёнка эту информацию усвоить. - Поэтому возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Я вам предлагаю познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического навыка.
|
- Устаём. - Много ошибок. - Обидно, что работаешь, работаешь, а ошибок меньше не становится. - Осознаёшь всю бесполезность работы.
Работают в парах. Вспоминают все орфограммы. Отвечают на вопрос. |
3 | Основная часть Представление системы учебных знаний.
Цель для гостей: увидеть основные принципы работы над ошибками. Цель для организатора: создать условия для выявления основных принципов работы над ошибками. Задачи: познакомить с ключевыми понятиями по теме «Работа над ошибками» Методы: словесные, информационные
Презентация педагогического опыта Цель для гостей: получить представление о методе работы над ошибками. Цель для организатора: представить метод работы над ошибками как способ работы над орфографической зоркостью, поделиться секретами работы. Задачи: развивать умение слышать выступающего, анализировать и усваивать полученную информацию
Имитационная игра. Цель для гостей: уметь пользоваться методом работы над ошибками как на месте учителя, так и на месте ученика. Цель для организатора: создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса. Задачи: Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы. Методы: практическая работа, словесные, информационные.
Моделирование. Цель для гостей: применить свои знания в новых условиях Цель для организатора: создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса. Задачи: Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы. Методы: практическая работа, словесные, информационные.
| Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого. В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что «важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу». Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. «Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельность учеников. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…» (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960). В моей практике работы над ошибками было несколько интересных методик, но не было целостной системы работы. Чаще всего я использовала приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному учителем после письменной работы, или многократное переписывание слов. Но такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым, закрепляя вариант неправильного написания. Я отправилась на поиски такого приёма работы над ошибками, который станет средством развития орфографического навыка у младших школьников; представит такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать, проявлять самостоятельность. Я наткнулась на работу Светланы Александровны Васильевой, в которой она поделилась своим опытом работы над ошибками. Многие её мысли мне понравились. Я внесла достаточно большие коррективы и получила свой метод работы над ошибками. (СЛАЙД 5) Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида: 1) Работа над типичными ошибками, которая проводится в классе после выполнения проведенной работы; 2) Работа над индивидуальными ошибками, которая проводится как в классе, так и дома. Приём, который мне хотелось бы представить, используется при работе над индивидуальными ошибками. Он достаточно прост и доступен для восприятия детей. (Описание приёма) - Что необходимо, для усвоения большого объёма информации?
Всю информацию об орфограммах я систематизировала и собрала в памятке. После того как учитель отмечает ошибки в работе ученика, ученик знакомится со своими ошибками и заполняет таблицу.
Характер орфограммы | № орфограммы | Исправление ошибки | Проверяемые безударные гласные в корне слова(а,о,и,е,я) | № 7 | Побежал - бег, побег. Листва- лист, листик. Весна – вёсны. | Разделительный мягкий знак (Ь) | №10 | Деревьями, деревья. Муравьями, муравьи. | Пропуск буквы. | № 2 | Листва. |
Если ребёнок забыл порядок действий, он обращается к памятке-ступеньке. ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА 1. Произнеси слово. 2. Разбери по составу. 3. Определи: орфограмма | проверяемая | непроверяемая | 1.Определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки; 2.Вспомни (прочти) правило; 3.Выполни указания правила в таблице; 4.Выбери ошибки на то же правило и исправь их; 5.Приведи примеры на то же правило.
| Найди слово в словаре. Запиши правильно, подчеркни орфограмму. |
Если ребёнок забыл правило написания или как исправить ошибку, то на помощь приходит памятка (Приложение №1) А теперь так называемый «изюм», т.е. секреты и особенности данного приёма. Во-первых: данный приём можно использовать в классах разного вида или в классе с детьми разного уровня подготовки. В классах 7 вида и для ребят с низким уровнем подготовки учитель исправляет ошибки и рядом или на полях указывает номер орфограммы. е7 в8 Пример: В лису много грибоф. Ребёнок может сразу обратиться к памятке, которая поможет ему выполнить работу над ошибками. Практическая работа: - В парах поделитесь на учителя и ученика. Учитель проверяет работу для 1 уровня сложности, а ученик выполняет работу над ошибками.
Можно повысить уровень сложности. Учитель исправляет ошибки, но не указывает номер орфограммы. Ученик должен сам определить вид орфограммы и сделать работу над ошибками. Практическая работа. - Поменяйтесь ролями и поработайте с той же карточкой, но по второму уровню сложности.
- И третий уровень сложности, когда учитель указывает только слово, в котором есть ошибки. Этот уровень рекомендуется для тех детей, которые обучаются по УМК Гармония. Этот комплект предусматривает такой метод работы над орфографической зоркостью как письмо с «окошками». В памятку-ступеньку необходимо внести изменения. Давайте попробуем сделать это вместе. ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА 1. Произнеси слово. 2. Запиши его с «окошками». 3. Разбери по составу. 4. Определи для каждого «опасного места»: орфограмма | проверяемая | непроверяемая | 1.Определи характер орфограммы; 2.Вспомни (прочти) правило; 3.Выполни указания правила в таблице; 4.Приведи примеры на то же правило.
| Найди слово в словаре. Запиши правильно, подчеркни орфограмму. |
Что даёт учителю и ученику работа с памятками и таблицей? Для учителя: 1. Возможности для творчества. 2. Легко проверять. 3. Индивидуальный подход. 3. Переход от простого к сложному. Для ребёнка. 1. Систематизация информации. 2. Простота в использовании. 3. Частое повторение орфограмм облегчает запоминание. 4. Можно работать самостоятельно. Рекомендации: Работу с таблицей и памятками необходимо начинать со 2 класса, а подготовительный период начинается уже в 1 классе. Ведь именно в 1 классе впервые возникают понятия «опасное место», «правило написания» и т.д. Памятку-ступеньку и орфографическую памятку желательно составить вместе с детьми.
| Воспринимают информацию
- Систематизировать всю информацию. Часто работать с этой информацией.
Карточка №1 Учитель е7 а5 о7 6 Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот П9 я пушок и заиц. Ученик Характер орфограммы | № орфог- раммы | Исправление ошибки | Безударная гласная в корне слова. | 7 | осенью – осенний топили - топишь | Непроверяемая гласная в корне слова | нп | заяц | Гласные после шипящих. | 5 | часто, час | Большая буква в именах собственных. | 9 | Пушок, Жучка, Васька |
Карточка №2 е а о Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот П я пушок и заиц.
Характер орфограммы | № орфог- раммы | Исправление ошибки | Безударная гласная в корне слова. | 7 | осенью – осенний топили - топишь | Непроверяемая гласная в корне слова | нп | заяц | Гласные после шипящих. | 5 | часто, час | Большая буква в именах собственных. | 9 | Пушок, Жучка, Васька |
Работа в парах.
Проверка по образцу.
|
| Рефлексия. Цель для гостей: адекватно оценивать результат своей работы, работы организатора, уметь анализировать основные этапы мастер-класса. Цель для организатора: создать ситуацию, побуждающую участников к анализу мастер-класса. Задачи: анализ работы по созданию приёма работы над ошибками, планирование дальнейшей деятельности. Методы: словесные, информационные. | Мы с вами плодотворно поработали. Осталось подвести итоги. Я буду читать высказывания, а вы будете ставить + или -. 1. Тема мастер-класса меня заинтересовала. 2. Посещение мастер-класса было для меня полезным. 3. Опыт можно применить в новых ситуациях (например, в старших классах). 4. В рамках данного приёма возможно реализовать принцип перехода от сложного к простому. 5. У меня возникли вопросы и проблемы. Обсудите в парах результаты и изобразите на листе бумаги ваше впечатление от мастер-класса. Работу по улучшению данного приёма я продолжаю постоянно. Надеюсь на ваши замечания, предложения и сотрудничество. До свидания, дорогие коллеги, спасибо за сотрудничество, удачи в работе.
| Слушают высказывания, ставят + или-.
Рисуют, пишут, высказывают своё мнение. |