Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".
методическая разработка по русскому языку по теме
Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?
Главная причина заключается в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, что в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость. Рассмотрим эти приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.zip | 1.52 МБ |
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.zip | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Слайд 1
«Важно не просто накормить голодного рыбой,
главное — научить его ловить её!
Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,
а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»
Буддийская притча.
Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких детей единицы. Больше тех, которые знают правила, а пишут неграмотно. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников)
Я согласна с вами. Главная причина заключается в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, что в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Этому бы я хотела, и посвятить сегодняшнее занятие.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном и среднем этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость. Рассмотрим эти приёмы.
Слайд 2.
- Одно из направлений формирования орфографической зоркости - это работа со словарными словами.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это монотонное скучное дело?
На первом этапе работы провожу скандирование недельной группы словарных слов с «пением ударения». Скандирование – это способ тренировки естественного деления и приём, облегчающий запоминание. Лучше скандировать хором, т.к. вступают в действие артикуляционные органы всех учащихся, что обеспечит подключение к запоминанию непроверяемых написаний помимо слуховой, ещё долее хранящей всё – моторной (двигательная) памяти. Важно, чтобы при скандировании, дети непременно видели эти слова, чтобы слуховая память соединялась со зрительной, что ускоряет запоминание.
Слайд 3
- Определение на слух орфограммы («поставь диагноз»).
Чтобы осознанно написать слово в своем тексе, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму. Этому помогает следующий методический приём: «поставь диагноз». Во время устной разминки учитель читает слова, а дети должны определить как можно больше орфограмм. (слова для разминки в 1 классе)
Стулья, хрящом, клещ, курочка, набирали, несчастный, лебедь, в столице, Турция.
Слайд 4
- Орфографическое решение задач.
Михаил Ростиславович Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить её вид;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
На уроках это выглядит следующим образом:
( решение орфографических задач детьми)
Слайд 5
- На уроках русского языка использую алгоритмы к орфограммам.
Например, алгоритм к орфограмме о//ё после шипящих выглядит так:
(алгоритм к орфограмме о//ё после шипящих)
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами.
Слайд 6
- Таким средством стали рифмованные упражнения.
«Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания орфограмм и пунктуации.
Если члены-близнецы появляются,
На один вопрос все хором откликаются,-
Однородными они называются,
Запятой друг от друга отделяются.
«Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля.
Как узнать мне, что писать.
Звуки речи иногда
Как-то плохо слышатся:
Вижу «о», а слышу а –
Не поймёшь, что пишется.
Слышу и, а в книжке «е» -
Не совсем понятно.
Но ведь грамотными стать
Нужно и приятно!
Чтобы в школе день за днём
Были мы счастливые,
Собирайтесь поскорей,
«Родственники болтливые!»
Слайд 7
- Разведи по значению и написанию (работа с омонимами).
При работе с безударными гласными корня большое внимание следует уделять смыслу слова, ведь нередко одинаково звучат корни (и слова, пишущиеся совершенно по-разному). Так, слова, «примерять» (товарищей) и «примерять» (платье) на слух неразличимы, и только осознание их смысла поможет избежать ошибки, проверив 1-е словом «мир», а 2-е – словом «мерить». Такую работу начинаю проводить уже в букварный период, прибегая сначала к помощи иллюстраций, а затем только на слух.
Слайд 8
- Пользование орфографическими словарями.
При выполнении домашнего задания (морфемный разбор) дети работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.
Слайд 9
- Много споров вызывает и приём показа неправильного письма.
Этот приём я использую для индивидуальной работы. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. К. Д. Ушинский утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».
Слайд 10
- Графические диктанты.
Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. (задания для 1 класса)
Трамваи, очевидно, навсегда исчезли с улиц нашего города.
Твоё желание, мой друг, мне показалось странным.
Дороги, тропинки, листочки, травинки просыпаются после зимы.
Зимой куропатки белые, а брови у них чёрные.
Слайд 11
- Творческое задание: «Верни со знаком».
Упражнения в конструировании своих предложений, словосочетаний помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.
Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения, обращениями, вводными словами, преобразуют простые предложения в сложные.
В тёмном трюме лежали бочки.
Небо было светлым.
Малыш привязал собачке бантик.
Слайд 12
- Комментированное письмо.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
С замирающим сердцем шёл по узкому дощатому мостику.
Вывод:
Чередование различных приёмов работы вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость. Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приведёт к снижению орфографических ошибок. На сегодняшний день учащиеся 1 класса умеют находить орфограммы; при объяснении написания слов наряду с развёрнутым комментированием: используют письменное комментирование: подчёркивают орфограммы, обозначают знаки проверки.
Подписи к слайдам:
«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…» Буддийская притча.
Работа со словарными словами.
варежкикостюмкосынкапальтопиджакодежда
Определение на слух орфограммы.
Задача учителя - научить видеть орфограмму. Этому помогает следующий методический приём: «поставь диагноз». Во время устной разминки учитель читает слова, а дети должны определить как можно больше орфограмм.
Орфографическое решение задач.
Шесть этапов решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку. М.Р.Львов.
Алгоритмы к орфограммам.
Рифмованные упражнения.
Если члены-близнецы появляются,На один вопрос все хором откликаются,-Однородными они называются,Запятой друг от друга отделяются. Как узнать мне, что писать. Звуки речи иногда Как-то плохо слышатся: Вижу «о», а слышу а – Не поймёшь, что пишется. Слышу и, а в книжке «е» - Не совсем понятно. Но ведь грамотными стать Нужно и приятно! Чтобы в школе день за днём Были мы счастливые, Собирайтесь поскорей, «Родственники болтливые!»
Разведи по значению и написанию (работа с омонимами).
св.ла
зап.вать
Работа со словарями.
При выполнении домашнего задания (морфемный разбор) дети работают с словообразовательными словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.
Показ неправильного письма (какография).
Много споров вызывает приём неправильного письма. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. К. Д. Ушинский утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».
Графические диктанты.
Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.
Творческое задание: «Верни со знаком».
Упражнения в конструировании своих предложений, словосочетаний помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения, обращениями, вводными словами, преобразуют простые предложения в сложные.
Комментированное письмо.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Методика обучения русскому языку в начальных классах...
развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на МО учителей начальной школы...
«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»
laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС
Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для ...