Развитие орфографического навыка
статья по русскому языку по теме
Орфографический навык-это сложный речевой навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях ,таких, как навык письма (т.е. автоматизированное начертание букв), как умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звуко-букв. анализ и слоговой анализ), как умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующую формулировку того или иного правила и др. Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определённые знания и умения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Orfograficheskiy_navyksoobshchenie.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографический навык-это сложный речевой навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях ,таких, как навык письма (т.е. автоматизированное начертание букв),
как умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звуко-букв. анализ и слоговой анализ),
как умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,
умение подвести орфограмму под соответствующую формулировку того или иного правила и др.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определённые знания и умения.
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы: навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов), навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).
В какой степени отработан орфографический навык характеризуют орфографические ошибки (существуют ещё графические и пунктуационные).
Здесь нужно различать:
-графические. Они связаны с неправильным воспроизведением звукового состава слова, пропуск букв, их перестановка ,замена ,вставка лишних букв .Графические ошибки характерны для первоклассников, но и они держатся довольно долго, иногда до конца начального обучения .К графическим ошибкам следует отнести искажения в написании букв (форма ,соотношение частей) и их соединений.
-пунктуационные. Это отсутствие или неверная постановка знака препинания в конце предложения и т.д.
-орфографические ошибки. Это неправильный выбор буквы при написании слова .Они обусловлены различными обстоятельствами:
а) недостаточно сформированная ориентировка в слове (дети не умеют выделить ударение ,определить позицию звука –гласного ,согласного ,установить ,в какой части слова он находится),
б) неумение подобрать слово с сильной позицией звука (гласного под ударением и согласного перед гласным, перед сонорным),
в) неумение применить известное правило к конкретному случаю.
Работа над формированием орфографического навыка проводится в системе. Это работа
-над орфографическими навыками,
-памятки в помощь учащимся и др. средства (таблицы, схемы и т.д.),
-орфографические упражнения,
-работа над ошибками.
Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Правило-это инструкция, которой руководствуется ученик (об этом необходимо обязательно сообщить учащимся). Важно, чтобы ученики осознали структуру правила. Она должна состоять из 4 основных компонентов, в которых формируются:
1)утверждение об определённой норме - т.е. то, что пишется по правилу,
2)условия, при которых эта норма действует,
3)способы действий, помогающие установить норму,
4)способ обозначения.
Здесь очень важно открывать новое орфографическое правило с помощью 5 вопросов:
-что пишется (норма)
-в каком случае (условие)
-как действовать (действия)
-как обозначать (обозначение)
-как озаглавливать (заголовок).
Данную работу описываю на примере первого правила, с которым знакомятся первоклассники («Русский язык 1»,автор Зеленина, стр.49)
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Обязательно использовать необходимо наглядность (см. таблица 1)
А что касается правил:
«Сочетания жи-ши пишутся с буквой и»,(«Русский язык 1»,автор Зеленина,стр.78)
«Сочетания ча-ща пишутся с буквой а»,(стр.80)
«Сочетания чу-щу пишутся с буквой у»(стр.81),их необходимо объединить, выполняя задание «Соотнеси название основного компонента правила и его содержания»(см. таблица 2).
Орфографическое правило (на которое ребята допускают самое большое количество ошибок) «Безударные гласные в корне» представлено во 2 классе.
Работа по нему проводится по таблице (см. таблица 3).
Чтобы дети смогли пользоваться правилом ,они должны хорошо понимать каждое слово, которое содержится в формулировке правила. Каждое слово должно быть наполнено для детей конкретным смыслом, должно быть абсолютно понятным. Я задаю такие типы заданий:
-вдумаемся в смысл слова (н- р, разд. Ъ и Ь).Почему они так называются? Что они разделяют?
-«расшифруем» значение слова через другие слова (н-р «Предложение по цели высказывания…»)Мы высказываем, значит, что делаем? Говорим, пишем. Для чего? Сообщить, спросить, побудить к действию и т.д.
Орфографические упражнения позволяют автоматизировать орфографический навык. Автоматизированность достигается длительными упражнениями.
Упражнения направлены:
а)на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости);
б) на овладение операциями, обеспечивающими применение привила;
в) на установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий;
г) на уточнение для учащихся сущности и формировки правила.
Традиционно в методике выделяются такие группы орфографических упражнений:
1)грамматико-орфографический разбор,
2)списывание,
3)диктанты,
4)лексико-орфографические упражнения,
5)изложения.
Одновременно орфографические упражнения характеризуются с двух сторон:
1)по форме выполнения: является ли упражнение списыванием, диктантом или творческой работой,
2)по характеру решаемой задачи: чистое орфографическое упражнение или комплексного типа.
В учебниках русского языка предлагается целая система орфографических упражнений.
Я остановлюсь на некоторых из них, на тех упражнениях, по которым есть те или иные наработки.
1.Списывание-это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого в момент записи слова, предложения, текста. Обучаем списыванию уже с букварного периода. Ученики работают над этим типом упражнений по «Памятке»
2.Что касается диктанта, как вида орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова текста, чаще предлагаю для выполнения предупредительный и объяснительный диктанты, не исключая выборочного, свободного, само диктанта (при записи трудных слов, работая в паре).Почему? Предупредительный диктант использую в целях отработки приёмов применения правила, на овладение учащимися алгоритмом действий (этому способствует работа над правилами, проводимая ранее). Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишу слово и почему. Обязательно при этом обозначают орфограмму, её обосновывают.
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учеников к орфограммам. Здесь тоже учащиеся обозначают орфограммы (их подчёркивают, обосновывают) .
3.Предлагаю выполнять такие задания:
-в тексте (предложении) найди и подчеркни известные орфограммы, обоснуй их выбор;
-обоснуй пропущенные буквы (выполняя традиционное задание, предлагаемое в учебнике «Вставь пропущенные буквы», ребята и в классе и дома графически обосновывают пропущенные букву, а так, как безударная гласная в корне, непроизносимые согласные, парные звонкие глухие требуют проверки их написания ,ребята проверочные слова пишут на полях),
-на изученную, указанную учителем орфограмму подбери слова,
-«найди ошибку»,
-распределение слов в соответствии указанным орфограммам (н-р ,ь- показатель мягкости, ь- разделительный),
-орфографические разминки (их провожу в начале урока). Правильность выполнения проверяется с помощью контрольного листка. Есть карточки, на которых слова (словосочетания) на ту или иную орфограмму. Очень удобно использовать в работе.
Исходя из того, что орфографический навык-действие сложное, формируется на основе целого комплекса знаний и умений, необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующие фундамент того или иного орфографического навыка .Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические. знания для обоснования написания слова, т.е. действовать сознательно.
Здесь необходимы шаги, облегчающие это сложное действие. Это памятки, справочники, правила в стихах и т.д.
Для формирования навыка важным условием является предупреждение и исправление орфографических ошибок. Работа над ошибками - это, прежде всего, как отмечается психологической литературе, «актуализация цепи правильных знаний и затормаживание неверных». Систематическая работа учащихся над ошибками направлена на осознание сущности проверки. В результате последовательной, систематической работы над орфографическими правилами, систематическое выполнение предупредительных и объяснительных диктантов, регулярное обоснование пропущенных букв при выполнении упражнений, которые предлагаются в учебнике, дети самостоятельно выполняют работу над ошибками перед выполнением очередной домашней работы. После проверочных работ обязательно провожу работу над ошибками, допущенными учениками всего класса. А затем ученик работает над своими ошибками. При этом руководствуется «Памяткой при работе над ошибками».
В перспективе необходимо выработать и применить на уроках эффективные приёмы заучивания трудных слов, а также руководствоваться опытом Лайло, используя её учебные пособия: «Изучение алфавита и развитие восприятия», «Развитие памяти и повышение грамотности», «Повышение грамотности и развитие мышления». Автор Лайло предлагает примерное планирование специальных уроков для целенаправленных занятий по развитию этих психологических процессов («Уроки развития»), а также рекомендует практические материалы и методические приёмы для совершенствования навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...
Упражения для развития орфографического навыка на уроках русского языка
материал содержит упражнения и игры для отработки орфографического навыка на уроке русского языка...
Упражения для развития орфографического навыка на уроках русского языка
материал содержит упражнения и игры для отработки орфографического навыка на уроке русского языка...
Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников
Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе...
Мастер-класс: "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка».
Мастер-класс "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка" пзволяет почувствовать себя и педагогом, и родителем, и учеником, научиться работать с памяткой "Работа над ошибк...
Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...
Психологические условия развития орфографических навыков в начальных классах якутской школы
Формировать у учащихся начальных классов орфографическую грамотность – умение правильно употреблять графические средства при письме – является одной из основных целей изучения русского язы...