Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»
Г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
Конспект открытого урока по русскому языку
во 2 а классе
«Слова, к которым нельзя задать вопрос»
провела учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Беспалая Светлана Валерьевна
г. Лабытнанги
2012
Предмет: русский язык. Образовательная система «Школа 2100».
Класс: 2 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема урока: «Слова, к которым нельзя задать вопрос». Время реализации урока: 40 минут
Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Цели:
Образовательные: Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Междометия» для правильного использования в письменной речи.
Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
Этапы урока Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся | Планируемые результаты (Предметные, УУД) |
I.Мотивация к учебной деятельности. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Чему вы учитесь на любом уроке? - Напомните, что это значит? - Мысленно пожелаем друг другу творчества и успехов в работе. - Урок русского языка. Он посвящён открытию нового знания. - А как мы будем их открывать? | - Мы учимся учиться.
-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.
- Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него. |
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативн. УУД |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (Формулирование темы урока) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | На доске написаны слова: поместье, вместил, местный, местность. - Прочитайте вслух данные слова. - Что можете сказать об этих словах?
- Какой возникает вопрос?
- Сформулируйте тему урока. Открываю на доске тему: «Непроизносимые согласные в корне слова». - Какова цель нашего урока?
|
Читают вслух. -Эти слова однокоренные, в одних мы произносим звук «т», а в других нет.
- Почему в некоторых словах звук «т» не произносится?
-Тема урока: «Непроизносимые согласные».
- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. |
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативн. УУД
Познавательные УУД |
III. Выявление места и причин затруднения. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
| - Выпишите в один столбик слова, в которых звук «т» произносится, а в другой, где не произносится.
- Какие есть гипотезы?
- Вы с этим согласны?
- А в какой столбик вы запишите слово уместно?
- Запишите.
- А теперь смотрим, все слова второго столбика без приставок. Значит дело не в приставке. Какие есть ещё идеи? - Посмотрите сколько у нас мнений. Кто же из вас прав? - Когда человек встречается с затруднением, что надо сделать? - Между какими звуками стоит непроизносимый согласный звук «т»? -Давайте поработаем со словами каждого столбика. Как это лучше сделать? Выполняйте. - Что вы наблюдаете?
- Сделайте вывод, когда же согласный звук не произносится? - Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке. - Подтвердилось ваше предположение? | Ученики пишут в тетрадях, а один на доске: поместье местный вместил местность - Звук «т» произносится только в словах с приставкой.
Предположительно соглашаются.
- В слове уместно есть непроизносимый согласный звук «т», поэтому мы его запишем во второй столбик. поместье местный вместил местность уместно - Нет, в слове «уместно» есть приставка «у».
- Предположительно выдвигают разные гипотезы.
- Подумать и найти причину затруднения.
Высказывают разные мнения.
-Подчеркнём буквы, между которыми стоит согласная буква «т».
-Во всех словах второго столбика непроизносимый согласный «т», стоит между двумя согласными, а в первом нет. - Согласный звук не произносится, когда стоит между двумя согласными.
Читают вывод в учебнике. - Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится. |
Личностные УУД
Коммуникативн. УУД
Познавательные УУД
ПР
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
IV Физминутка. | - Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и потягивайтесь. А если в слове все звуки произносятся, то выполняйте три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно. |
Слушают слова и выполняют упражнения.
|
|
V.Построение проекта выхода из затруднения. (работа в парах) (Сопровождается показом презентации) Определять план выполнения задания. Организовать фиксацию места операции, где возникло затруднение. Подвести учащихся к умению самостоятельно найти правильный способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом.
(работа в парах)
| - Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах? Человек трудолюбивый – самый… Тайна, … троим, уже нетайна. … встанешь – мало сделаешь. - Напишите эти слова в столбик.
- Прочитайте пословицы, которые получились. (слайды 2-5) - Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.
- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения? - А какой выход из этого затруднения? - Попробуем найти выход вместе. - На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное слово и подписать его справа. счастливы счастье вестник известие опоздать поздний - Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова. Показываю образец. (слайды 6,7)
- Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.
- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом. - Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми. - Составьте в парах опорную схему из отдельных карточек. - Проверьте правильность вашей опорной схемы. ( показываю образец ) (слайд 8 )
|
счастливый известная поздно Читают пословицы.
- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии. - Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?
- Подобрать проверочные слова.
счастливый - счастье поздно - опоздать известная - известие
- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым. - Читают и делают выводы.
- Это только звуки «Л, Т, Д, В».
Должна получиться схема: СОГЛ. Л СОГЛ. СОГЛ. Т СОГЛ. СОГЛ. В СОГЛ. СОГЛ. Д СОГЛ. |
| Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативн. УУД
Познавательные УУД
ПР
|
VI. Реализация построенного проекта. (работа в группах) Подвести учащихся к умению самостоятельно найти правильный способ проверки непроизносимых согласных в корне | - Напомним правила работы в группе. Правила сотрудничества в группе.
- Слушать друг друга. - Уметь уступать - Уметь договариваться. - Распределять роли в группе. - Не мешать другим группам. - В группе должны все работать. |
Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. (слайды 9-13) - Запишите попарно эти слова.
- Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы. - Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова. |
печальный - грустный весёлый – радостный здешний – местный всадник – наездник огромный – гигантский знаменитый – известный правдивый – честный гневный – яростный хмурая - ненастная
Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп. | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативн. УУД
Познавательные УУД ПР |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Задания по выбору, 2 уровня сложности) Организовать самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия и соотнесение работы с эталоном. | - Для самостоятельной работы я предлагаю вам два вида работы. - Первое для тех, кто хочет получить «5»: Просмотрите в учебнике упражнение №80, 82, 83 и найдите 4 слова на каждый непроизносимый согласный звук и запишите его с предварительной проверкой. А с одним из слов составьте предложение. - Второе задание для тех, кто хочет получить «4». Соберите из рассыпных слогов, изображённых на слайде, слова и запишите словосочетания. - Проверьте себя. Показываю эталон. (слайды 14-16)
- У кого были трудности? Какие? В чём причина? - У кого верно? Поставьте себе на полях «+» или «-».
|
Выполняют задания по выбору и проверяют себя по эталону. | Регулятивные УУД
Личностные УУД
ПР
Коммуникативн. УУД |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Умение выделять главное, обобщать. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
| - Наш урок подходит к концу. Назовите ключевые слова урока. - Что нового узнали на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова. Рефлексия деятельности. - Сегодня я узнал… - Было трудно… - Я научился… - Мне показалось важным… - Мне надо поработать над ... |
- Отметьте себя на «Лесенке Успеха». - Что бы вы себе порекомендовали? -Давайте оценим своё настроение на уроке. Рефлексия настроения. - Меня удивило… - Мне захотелось поделиться… - Моё настроение… - Заставил задуматься… - Я хочу похвалить своих одноклассников… |
- Домашнее задание я даю вам по выбору обязательное и творческое. Обязательное: упражнение №1 на странице 72. Творческое: сочинить небольшую сказку о непроизносимых согласных. - Спасибо за хорошую работу. Желаю вам дальнейших успехов. | - Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..
Отвечают. - Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
- Оценивают себя по «Лесенке Успеха». - Упражняться в выполнении подобных заданий. |
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Список используемой литературы
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс. Москва «Баласс» 2009 г.
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» класс. «Баласс». 2009 г.
3. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации «Баласс». 2009г.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.