Учебно-методический комплект по русскому языку "Имя собственное и нарицательное", 2 класс, Перспектива
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока+ презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_kl._im._sobst._i_narits.doc | 87 КБ |
russkiy_yazyk_2_kl._im.sobstv._narits.ppt | 611 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имена собственные и нарицательные».
Тип урока: урок-закрепление.
Цель деятельности учителя: научить определять имена собственные и нарицательные и научить отличать их друг от друга.
Планируемые результаты:
личностные
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях;
- формировать интерес к истории личных имён, топонимов.
метапредметные
- развивать речь учащихся при работе с текстом, при составлении рассказов-описаний, при образовании имён и фамилий по заданному образцу;
- развивать мышление при сопоставлении омонимичных имён собственных и нарицательных.
предметные
- формировать представление об основном назначении имён собственных как названий единичных предметов;
- знать значение терминов имена собственные и имена нарицательные;
- понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных;
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование урока:
- русский язык 2 класс: система уроков по учебнику Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.;
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык / рабочая тетрадь 2 класс;
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие по урочным разработкам 2 класс (с. 249);
- презентация, карточки с наглядность.
№ | Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный | ≈ 3 | - Ребята, здравствуйте! Давайте с вами знакомиться. Меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Девиз нашего урока: «Кто хочет, тот добьётся». Давайте прочитаем его хором. Это поговорка приведёт нас к новым знаниям и умениям, главное – придерживаться нашего девиза. | Слушать, приветствовать, смотреть презентацию. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: словарн. работа.; Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | - Ребята, откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 23 января. А начнём мы наш урок со словарной работы. - Я буду диктовать слова, а вы их записывайте: (аллея, группа, перрон, ванна, Анна, жужжать, рассада). - Подчеркните орфограммы. – А теперь посмотрите на доску, и сравните, всё ли вы сделали правильно? (слайд со словами и выделенными орфогр.) – Что объединяет все эти слова? (удвоенная согл.) - А теперь найдите лишнее слово (Анна – т.к. имя собственное). Мы нашли лишнее слово, тогда давайте определим цель нашего урока: научиться видеть и отличать имена собственные и нарицательные. Над эти мы будем работать в течение урока. | Записать дату, провести словарн. работу, ответить на вопросы, определить цель урока. | К: формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
3. | Решение частных задач Практич.: работа с карточками; Словес.: ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником - письменное упр.; Словес.: ответы на вопросы. Взаимопроверка. Практич.: письмен. упр.; Практич.: фронтал. проверка. Практич.: физминутка. Практич.: работа в группах с письм. упр.; Словес.: ответы на вопросы, фронт. проверка. Практич.: работа с упражнением в раб.тетради; Словес.: чтение скороговорки, устные ответы. Самопроверка | ≈ 25 | - Ребята, вы знаете, когда я готовилась к вашему уроку, злой волшебник заколдовал слова, перепутал буквы. Давайте расколдуем эти слова? Сейчас я раздам вам карточки с заколдованными словами. Посоветуйтесь с соседом и исправьте ошибки. (карт: животные, кошка, собака, конь, мурка, пушок, бобик). - Кто расколдовал слова? - Выходите к доске и объясните свой выбор. – Какие слова вы расколдовали? (им. собств.) – Что перепутал волшебник? (им. собств. писать с заглав. буквы). – Перечислите, в каких словах были ошибки? – У кого не так? Докажи. – Кто прав из ребят? Почему? - Ребята, откройте учебники на странице 16 и прочитайте задание к упражнению №17. Почему выделенные слова написаны со строчной буквы? (им. нарицат.) – Как можно сказать о девочке? (девочка, ученица, школьница, второклассница, дочь, внучка) – Как пишутся эти слова? Почему? – Запишите слова в тетрадь через запятую, в конце поставьте точку. - Ребята, обратите внимание, что это тоже имена, но имена нарицательные. Теперь проведём взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте на полях «!» - если вы считаете, что всё выполнено правильно, и «?» - если выполнено, но с ошибками. - А теперь поднимите руки те, у кого на полях «!». Спасибо. – Поднимите руки, у кого на полях «?». Спасибо. - Ребята, пока вы работали с упражнением, в гости к нам прилетел совёнок, он хочет с вами поиграть и проверить, различаете ли вы имена собственные и нарицательные. Но сначала нужно вспомнить, какие же слова мы называем собственные (особое имя предмета), а какие нарицательные (слова, общие для целой группы похожих предметов). Давайте вместе с совёнком выполним упражнение №18 на стр. 16. - «…», прочитай, пожалуйста, задание к упражнению. – Что нужно сделать? Прочитаем слова. – На какие 2 группы нужно их разделить? (собств. и нариц. им.) – Девочки, выпишите в тетради только имена собственные. – Мальчики, выпишите в тетрадь только имена нарицательные. Двоих я приглашаю работать у доски. Один из вас (д) напишет только имена собственные, а другой (м) только нарицательные. – Напоминаю, что слова в столбик пишутся без запятой. (После того, как выполнили упр.): - Ребята, у кого получились другие столбики? - Почему? – Мальчики, проверьте, правильно ли у девочек написаны им. собств? – Девочки, проверьте у мальчиков, правильно ли написаны им. нариц? - Спасибо, молодцы. - Совёнок остался вами доволен, но вынужден был улететь к другим ребятам. - Ребята, проведём физминутку (используется эл. физминутка). - Ребята, а теперь давайте выполним ещё одно упражнение. Для этого нужно объединиться в группы по 4 человека. – «…», прочитай задание к упражнению №19 на стр. 16-17. Спасибо. – Что нужно сейчас сделать? – Прочитайте слова. – Чем отличаются слова? - «…», прочитай первое предложение. – Ребята, о каких домиках может идти речь? (о скворечниках). Для кого скворечники? (для скворцов). Какая пара слов подойдёт к 1 предложению (Скворцов, скворцов). – Теперь вам нужно группой подумать, какие пары слов подходят к остальным предложениям и быстро вписать их в места пропусков на карточках, которые я вам раздам. (После того, как сделали): Посмотрите на 2 пару слов. – Какое предложение сюда подходит? – У кого другое предложение получилось? – Объясните. – С какой буквы вы писали фамилии? (с заглавной) - Молодцы. - Ребята, давайте выполним ещё одно интересное упражнение. – Что такое скороговорка? (Что-то, что нужно сказать очень быстро, но правильно). – Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 11, и прочитайте задание к №123. – А что нужно, чтобы прочитать саму скороговорку? - Чего не хватает в словах? – Буквы «М». Вставьте пропущенные буквы. – «…», прочитай, пожалуйста, теперь скороговорку. – Сравните свою работу с образцом на доске. – У кого так же, поставьте на полях «!». | Слушать учителя, работать с карточками, отвечать на вопросы. Работать с учебником, выполнять упражнения, проверять и оценивать свою работу. Работать с учебником, выполнять упражнение, отвечать на вопросы, проверять свою работу, рассуждать. Проводить физминутку. Разбиться в группы, обсудить пример, работать над упражнением, отвечать на вопросы. Работать с тетрадями, отвечать на вопросы, читать скороговорку, проверка по доске. | П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Итог урока Рефлексия Практич.: оценка своей работы с помощью «Дерева успеха»; Словес.: ответы на вопросы.
| ≈10 | - Ребята, вы сегодня отлично поработали. А теперь встаньте те, кто считает, что плохо справился с сегодняшней задачей. Почему? – А теперь встаньте те, кто считает, что понял тему урока и знает, как различить имена собственные и нарицательные. Спасибо. – Ребята, на столе у меня лежат листочки, а на доске изображено дерево, а теперь возьмите такой листочек, как вы бы оценили урок. (розовый = хорошо; зелёный – средне; жёлтый – плохо), и прикрепите его к дереву. Спасибо, до новых встреч! | Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы, работать с «Деревом успеха». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа:
Словарная работа: А лл ея, гру пп а, пе рр он, ва нн а, А нн а, жу жж ать, ра сс ада. А нн а,
Цель урока: Научиться видеть и отличать имена собственные и нарицательные.
К С М Б Ж П А
Давайте вспомним: Имя собственное – особое имя определённого предмета. Имя нарицательное – общее для группы похожих предметов.
Собирала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"
Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Первоначальное знакомство с темой «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Имена собственные и нарицательные" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Имена собственные и нарицательные». Цели деятельности учителя: формирование представления об основной функции имен собственных, орфографического...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
План-конспект урока по русскому языку (3 класс)...