Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Первоначальное знакомство с темой «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по этой теме. Его цель –формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, самостоятельно подбирать примеры таких слов.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных,
развивающие: обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые метапредметные результаты: Познавательные умения:
— объяснять различие существительных нарицательных и собственных.
-отличать новое от уже известного с помощью учителя,
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, - используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— выполнять самопроверку учебного задания.
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
-проговаривать последовательность действий,
-планировать свои действия,
- оценивать правильность выполнения действий
Коммуникативные умения:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
— формулировать понятные высказывания, используя термины;
— согласовывать позиции и находить общее решение;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
Предметные умения:
— - уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
— уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, фронтальная беседа, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа и работа в групах, работа с текстом.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, регулятивная, личностная, познавательная.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы. В течение всего урока старалась следить за посадкой детей при письме, положением тетради на парте.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы. К этой теме ребята будут возвращаться и в последующие годы учебы.
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Учитель: Каплунова Татьяна Александровна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Учитель: Каплунова Татьяна Александровна
I.Организационный момент
1) Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараемся всё понять -
Будем грамотно писать.
-Пожелаем друг другу хорошей работы и прекрасного настроения!
2) В тетрадях отступаем 2 строки вниз от предыдущей работы. Записываем число, классная работа.
II Актуализация опорных знаний
1. Минутка чистописания. На доске:
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский (Василий Осипович Ключевский, российский историк, профессор Московского университета)
1 строка. Создадим узор из гласных буквы вот такой узор
<Рисунок1> Запишите этот узор у себя в тетрадях. Продолжите его.
2 строка Запишем слова
шалаш завод квартира дверь
2. Словарная работа Вставьте пропущенные буквы. Запишем слова.
Медведь, собака, заяц, лисица, лягушка
3. Работаем со словами, записанными на минутке чистописания и в словарной работе.
- Какой частью речи являются слова, записанные на минутке чистописания и в словарной работе?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Какие существительные будут одушевлёнными?
- Какие существительные будут неодушевлёнными?
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
1)Ваше мнение: всё ли вы знаете об именах существительных? (Нет)
-Смотрим в учебник, с.51. Прочитаем тему урока. «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? (Ответы детей)
- Ваше мнение: всё ли вы знаете об именах нарицательных и собственных? (Ответы детей)
2)- Поставьте самостоятельно цель урока. Эти слова вам помогут.
Сегодня на уроке мы
узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
1)– Кто знает, что обозначает термин «собственные имена существительные» (ответы детей), «нарицательные имена существительные» (ответы детей)?
- Для того, чтобы точнее отвечать на эти вопросы, выполним следующую работу.
Задание. - Распределите слова по этим группам.
1. Имена | 2. Названия городов | 3. Названия рек | 4 (оставшиеся слова) |
Слова для справок 1 группы: Таганрог, город, река, ученик, Волга, Вася.
Слова для справок 2 группы: Ростов- на -Дону, село, Дон, Света, учитель, озеро
Слова для справок 3 группы: Москва, деревня, Миус, Вова, школьник, журнал.
Выступление групп. На доске выводится общая таблица.
1. Имена | 2. Названия городов | 3. Названия рек | 4 (оставшиеся слова) |
Вася | Таганрог | Волга | город, река, ученик |
Света | Ростов- на -Дону | Дон | село, учитель, озеро |
Вова | Москва | Миус | деревня, школьник, журнал. |
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? ( Ответы учащихся. - Написанием.)
- Какое общее название в русском языке дали словам с заглавной буквы? (Имена собственные). Собственное, потому что это личное, собственное и больше ничьё. Например, имена, фамилии, отчества людей - это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать.
Название городов, рек. - Сколько городов названо словом Таганрог? (один)
- Сколько рек названо словом Дон? (одна)
Вот и получается, что название городов, рек – это имена собственные, потому, что называют один предмет своим именем.
- С какой буквы пишутся имена собственные? (С заглавной)
Имена собственные | |||
1. Имена | 2. Названия городов | 3. Названия рек | 4 (оставшиеся слова) |
Вася | Таганрог | Волга | город, река, ученик |
Света | Ростов- на -Дону | Дон | село, учитель, озеро |
Вова | Москва | Миус | деревня, школьник, журнал. |
- Читаем правило, учебник с.52.
Слова 4 столбика – несобственные. Их называют - существительные нарицательные. Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Например, сколько городов можно назвать словом город? (много). В России …около 1100.. городов. В Ростовской области 23 города.
- Сколько водоёмов можно назвать словом река? (много). В одной только Ростовской области …20. рек. Вас всех 26 человек можно назвать - ученик, школьник.
Существительные собственные | Существительные нарицательные | ||
1. Имена | 2. Названия городов | 3. Названия рек | 4 (оставшиеся слова) |
Вася | Таганрог | Волга | город, река, ученик |
Света | Ростов- на -Дону | Дон | село, учитель, озеро |
Вова | Москва | Миус | деревня, школьник, журнал. |
- С какой буквы пишутся имена нарицательные? (С строчной)
- Читаем правило, учебник с.53.
- Мы 1 цель урока, узнать какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, выполнили? (Да)
- 2 цель мы выполнили тоже.
Физкультминутка Летит по небу шар
Слово шар– собственное или нарицательное?
V. Первичное закрепление знаний
-Теперь учимся различать существительные собственные и нарицательные, попробуем свои знания применить на практике.
1) – Прочитаем правило в учебнике, с. 53 (нижнее правило).
2) – Выполним упр.89, с.52.
1.Чиитаем задания. Записываем по образцу. Орфограмму подчёркиваем.
Мама …..(имя своей мамы), папа …..(имя своего папы), бабушка ….., дедушка …, сестра (брат)…… .
3) Выполняем упр 90 1 ряд – первая строчка записывается
2 ряд – вторая строчка 3 ряд – третья строчка Проверка.
V I. Рефлексия.
- Прочитайте предложения. На доске
В небе летит воздушный (Ш, ш)арик.
Дом охраняет (Ш, ш)арик.
- Кто сформулирует задание? (ответы детей)
Задание. Выберите из скобок нужную букву. Запишите предложения без ошибок. Подчеркните орфограмму, где нужно.
- Самопроверка. Оцените правильность «линеечкой»
- На полях своих тетрадей, в конце работы, оцените «линеечкой» правильность, аккуратность написанного.
V I I. Подведение итогов.
- О каких именах существительных вы узнали на уроке?
- Что нужно помнить о написании имён собственных?
- Чему учились?
- Оцените свою работу «смайликом».
V I I I. Домашнее задание.
1)Выучить правило на с.52,53.
2)Выполнить упр.91
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".
Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка в 4 классе. «Родительный и винительный падежи имён существительных»
Разработка урока с профориентационным содержанием.Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных» Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: научить различать род...
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...
План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....