Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В четвёртом классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yaz.docx | 72.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор школы-интерната
Протокол №___ от «______ » 20__ по УВР ________ Е.В. Шарапова
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________20 «___»________20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: русский язык
образовательная область: филология
начальное общее образование
4 коррекционный класс (8 вида)
Срок реализации программы 2015/2016учебный год
Разработчик программы: Л.В. Журина, учитель начальных классов
Барнаул 2015
Пояснительная записка
Библиографический список
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.
Обоснование выбора УМК
Рабочие программы учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по русскому языку, созданных коллективом авторов под руководством А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова , основной образовательной программы КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6», утвержденного приказом №141 от 26.08.2015г.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В четвёртом классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Цели и задачи обучения предмету
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Общая характеристика организации учебного процесса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
В 4 классе на изучение русского языка отводится 140 ч (4 ч в неделю, 35учебных недель).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного предмета | Количество часов |
1 | Повторение | 7ч |
2 | Звуки и буквы | 59ч |
3 | Слово | 34ч |
4 | Предложение | 25ч |
5 | Повторение | 15ч |
Итого | 140 часов | |
| Из них: Контрольные диктанты | 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | дата | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
Повторение. | 7ч | -- |
| ||
1 | Повторение о предложении. Деление текста на предложения. | 1 | Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция связной письменной речи | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. | |
2 | Распространённые предложения. | 1 | |||
3 | Связь слов в предложении. | 1 | |||
4 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме | 1 | |||
5 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 | |||
6 | Составление рассказа из данных предложений. | 1 | |||
7 | Закрепление по теме «Предложение». Самостоятельная работа. | 1 | |||
Звуки и буквы. | 59ч | -- | |||
8 | Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. | 1 | Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания | Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Распознавать среди данных пар слов антонимы. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Переносить слова с мягким знаком Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения, записывать составленный текст. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения Различать ударные и безударные слоги. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. | |
9 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | |||
10 | Расположение в алфавитном порядке ряда слов. | 1 | |||
11 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | |||
12 | Упражнения в написании слов с Ь знаком на конце и в середине слова. | 1 | |||
13 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Родственные слова. | 1 | |||
14 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Слова с противоположным значением. | 1 | |||
15 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. | 1 | |||
16 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик». | 1 | |||
17 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |||
18 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |||
19 | Разделительный Ь перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | |||
20 | Упражнения в написании слов с разделительным Ь знаком. | 1 | |||
21 | Различение смягчающего и разделительного мягкого знака | 1 | |||
22 | Упражнения в написании слов с разделительным мягким и Ь знаком. | 1 | |||
23 | Перенос слов с мягким и разделительным мягким знаком. | 1 | |||
24 | Составление и запись рассказа по серии картинок по вопросам учебника. | 1 | |||
25 | Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). | 1 | |||
26 | Сочетания гласных с шипящими. | 1 | |||
27 | Упражнения в написании гласных после шипящих. | 1 | |||
28 | Развитие речи. Составление рассказа по самостоятельно составленному плану « Котенок». | 1 | |||
29 | Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
30 | Контрольный диктант за 1четверть | 1 | |||
31 | Работа над ошибками. | 1 | |||
32 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
33 | Упражнения в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
34 | Звонкие и глухие согласные в середине слова | 1 | |||
35 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. | 1 | |||
36 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 1 | |||
37 | Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1 | |||
38 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1 | |||
39 | Упражнения в правописании слов со звонкими и глухими согласными. | 1 | |||
40 | Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в конце и в середине слова. | 1 | |||
41 | Проверка написания звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. | 1 | |||
42 | Проверка написания парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова. | 1 | |||
43 | Ударение в слове. Ударные гласные | 1 | |||
44 | Постановка ударения в словах, состоящих из двух, трёх слогов. | 1 | |||
45 | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | |||
46 | Упражнение в постановке ударения в словах. | 1 | |||
47 | Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | |||
48 | Правописание безударных гласных | 1 | |||
49 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными. | 1 | |||
50 | Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной. | 1 | |||
51 | Проверка написания слов с безударной гласной. | 1 | |||
52 | Объяснение правильного написания слов с безударной гласной, проверяемой ударением. | 1 | |||
53 | Упражнения в правописании безударных гласных. | 1 | |||
54 | Правописание безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 | |||
55 | Упражнение в подборе проверочного слова к слову с безударной гласной. | 1 | |||
56 | Контрольный диктант за 2четверть | 1 | |||
57 | Работа над ошибками. | 1 | |||
58 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Составление плана к тексту. | 1 | |||
59 | Непроверяемые безударные гласные | 1 | |||
60 | Правописание непроверяемых безударных гласных или словарных слов. | 1 | |||
61 | Упражнения в правописании слов с проверяемыми, непроверяемыми безударными гласными. | 1 | |||
62 | Различение слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с непроверяемой безударной гласной. | 1 | |||
63 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными и звонкими согласными. | 1 | |||
64 | Проверка написания слов с безударной гласной и звонкими согласными. | 1 | |||
65 | Развитие речи. Сжатый пересказ текста « Как Витя опоздал в школу». | 1 | |||
66 | Повторение и систематизация пройденных правил. Обобщение. | 1 | |||
Слово. | 34ч | -- | |||
67 | Слова, обозначающие названия предметов | 1 | Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция связной письменной речи Коррекция грамматического строя речи | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Изменять имена существительные по падежам. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Составлять предложение, употребляя в нём предлоги. Составлять рассказ по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ъ знаком. Подбирать примеры слов с разделительным твёрдым знаком. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Составлять предложения из данных слов. Составлять рассказ по заданным вопросам. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. | |
68 | Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? | 1 | |||
69 | Изменение слов, обозначающие названия предметов, по вопросам. | 1 | |||
70 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |||
71 | Изменение формы слова, обозначающие названия действий, по вопросам. | 1 | |||
72 | Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их действий. | 1 | |||
73 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |||
74 | Слова, обозначающие признаки предметов. (Какой? Какая? Какое? Какие?). | 1 | |||
75 | Изменение по вопросам слов, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||
76 | Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их признаков. | 1 | |||
77 | Составление описательных рассказов с использованием слов, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||
78 | Упражнения в подборе признаков предметов, близких по значению. | 1 | |||
79 | Нахождение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. | 1 | |||
80 | Развитие речи. Использование слов - названий признаков предметов в тексте – описании | 1 | |||
81 | Имена собственные. | 1 | |||
82 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. | 1 | |||
83 | Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. | 1 | |||
84 | Упражнения в правописании имен собственных. | 1 | |||
85 | Предлоги. Роль предлогов. | 1 | |||
86 | Правописание слов с предлогами. | 1 | |||
87 | Упражнения в написании слов с предлогами. | 1 | |||
88 | Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до. | 1 | |||
89 | Правильное употребление предлогов в речи. | 1 | |||
90 | Развитие речи. Использование предлогов при составлении предложений. | 1 | |||
91 | Написание слов с разделительным Ъ знаком. | 1 | |||
92 | Понятие о родственных словах. | 1 | |||
93 | Корень – общая часть родственных слов. | 1 | |||
94 | Упражнения в написании и выделении корня в родственных словах. | 1 | |||
95 | Правописание согласных в корне слова. | 1 | |||
96 | Правописание гласных в корне слова. | 1 | |||
97 | Выделение родственных слов из текста | 1 | |||
98 | Подбор родственных слов. Выделение корня. | 1 | |||
99 | Контрольный диктант за 3четверть | 1 | |||
100 | Работа над ошибками. | 1 | |||
Предложение | 25ч | - | |||
101 | Повторение. Составление предложений из данных слов. | 1 | |||
102 | Составление предложений по заданным вопросам. | 1 | |||
103 | Деление текста на предложения. | 1 | |||
104 | Предложение выражает законченную мысль. | 1 | |||
105 | Смысл предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | |||
106 | Расположение слов в предложении в определенном порядке. | 1 | |||
107 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Собаки – наши друзья». | 1 | |||
108 | Предложение. Связь слов в предложении. | 1 | |||
109 | Установление связи слов при помощи вопросов. | 1 | |||
110 | Изменение слов в предложении по вопросам. | 1 | |||
111 | Постановка вопросов к словам в предложении. | 1 | |||
112 | Упражнения в дополнении предложений по вопросам. | 1 | |||
113 | Виды предложений (повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения). | 1 | |||
114 | Построение вопросительных предложений. | 1 | |||
115 | Знаки препинания в вопросительных и повествовательных предложениях. | 1 | |||
116 | Знаки препинания в восклицательном предложении. | 1 | |||
117 | Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. | 1 | |||
118 | Упражнения в правильной постановке знаков препинания в конце предложения. | 1 | |||
119 | Сказуемое – главный член предложения. | 1 | |||
120 | Выделение сказуемого в предложении. | 1 | |||
121 | Подлежащее – главный член предложения. | 1 | |||
122 | Выделение подлежащего в предложении. | 1 | |||
123 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 1 | |||
124 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||
125 | Упражнения в нахождении и выделении главных и второстепенных слов. | 1 | |||
Повторение. | 15ч | ||||
126 | Установление слов в алфавитном порядке. | 1 | Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Располагать заданные слова в алфавитном порядке Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Писать с заглавной буквы имена собственные. | |
127 | Упражнения в написании корня в родственных словах. | 1 | |||
128 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | |||
129 | Годовой контрольный диктант | 1 | |||
130 | Работа над ошибками. | 1 | |||
131 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
132 | Упражнения в правописании гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). | 1 | |||
133 | Правописание предлогов. | 1 | |||
134 | Главные и второстепенные слова в предложении. | 1 | |||
135 | Знаки препинания в конце предложения. | ||||
136 | Повторение и систематизация пройденных орфограмм. | 1 | |||
137 | Деление текста на смысловые части. | 1 | |||
138 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. |
| |||
139 | Правописание имен собственных. | 1 | |||
140 | Повторение пройденного. |
Описание учебно-методического обеспечения
Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2011г.
Литература, рекомендованная для учащихся
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2011г.
Литература, использованная при подготовке программы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2011г.
- Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.
Критерии и нормы оценок
Оценка письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
При оценке грамматического разбора
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора; работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
— нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);
— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Обучение грамоте» для коррекционных классов VII вида 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для специальных (коррекционных) классов VII вида разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004г.), авторской программы В.Г.Го...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. 68 часов....
Рабочая программа для 3 специального (коррекционного) класса 8 вида, домашнее обучение 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа 3 класса домашнее обучение на 2014 – 2015 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 4 класс VII вида УМК «Школа России»
Программа разработана на основе программы для специальных (коррекционных) общоебразовательных школ и классов 7 вида. Начальные классы 1-4, с использование УМК « Школа России». Авторский коллектив под ...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...