Рабочая программа «Обучение грамоте» для коррекционных классов VII вида 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для специальных (коррекционных) классов VII вида разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004г.), авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Обучение грамоте и развитие речи» (УМК «Школа России»), авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной «Русский язык», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obuchenie_gramote_1_klass_7_vida.docx | 67.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 класс
Обучение грамоте
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для специальных (коррекционных) классов VII вида разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004г.), авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Обучение грамоте и развитие речи» (УМК «Школа России»), авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной «Русский язык», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Программа соотнесена с учебным планом детского дома-школы (Утвержден приказом детского дома-школы от 20.08..2012. № 62, составленным в соответствии с примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида Ростовской области (Утвержден приказом министерства образования РО от 10.07.02. № 1277).
Цель программы:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.
В обучении детей, испытывающих трудности в усвоении школьных знаний, следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой. Необходимо обеспечить усвоение обучающимися знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения, расширить кругозор школьников, заложить основы навыков учебной работы, привить интерес к родному языку, к чтению, книге, сформировать нравственные и эстетические представления, способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Программа периода подготовки к обучению грамоте и развития речи также решает задачи восполнения пробелов дошкольного речевого развития, выработки направленности на дифференцированное восприятие языковых средств, на накопление элементарных практических наблюдений над звуковыми, лексическими, синтаксическими явлениями языка.
Основные задачи этого периода:
-ознакомить детей со звуковым составом русского языка;
-научить свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, осознавать, что в каждом слове определенное число звуков, сочетающихся в строгой последовательности;
-уточнить артикуляцию звуков речи, научить различать звуки, близкие по артикуляционным или акустическим свойствам; обучающиеся должны усвоить правильное положение языка, губ, зубов, знать об участии голоса при произнесении каждого звука;
-активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, практически подготовить обучающихся к усвоению ряда грамматических тем.
В обучении детей с ЗПР предусматривается:
-максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
-уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
-развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
-воспитание интереса к родному языку;
-формирование навыков учебной работы;
-развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка: умения наблюдать, срвнивать и обобщать языковые явления.
Реализация указанных задач возможна при выраженной коррекционной направленности обучения и воспитания, добрпожелательном, уважительном отношении учителя к ученикам, поощрении любых их успехов.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на обучение грамоте в 1 классе начальной школы отводится 8 часов в неделю ( 4 часа -письмо, 4 часа – чтение) Программа рассчитана на 23 недели (184 часа)
Распределение часов
Период обучения | Количество часов |
Подготовительный (добукварный) период | 32ч (16ч-письмо, 16ч –чтение) |
Основной (букварный) период | 128ч(64ч-письмо, 64ч –чтение) |
Послебукварный период | 24ч (12ч-письмо, 12ч –чтение) |
Учебник | Горецкий В.Г.Азбука 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012. |
Дидактические средства для учащихся | Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2011 |
Методическая литература | Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте «ВАКО» Москва 2004 |
Общая характеристика предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного)
Основные содержательные линии предмета
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико – синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1). обучение первоначальному чтению и 2). обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
Подготовительный (добукварный) период -4 недели (16ч чтения +16ч письма = 32ч)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) звуков: отсутствие при наличии преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков, звукослоговой анализ слов, выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а в последствии и читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами – моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков: а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Букварный период (обучение грамоте) – 16 недель (64ч чтения +64ч письма =128ч)
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Фонетика
Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак).
Различение гласных и согласных звуков. Осознание твердости и мягкости согласных звуков как смыслоразличительной функции (лук – люк).
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Осознание второй функции букв гласных: буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания с печатного и письменного шрифта.
Овладение разборчивым аккуратным письмом. Постепенный переход на скорописное письмо. Клавиатурное письмо.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- Обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши).
- Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.
- Раздельное написание слов.
- Перенос слов по слогам без стечения согласных.
- Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми.
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений – логического и др., соответствующих смыслу текста.
Послебукварный период – 3 недели (12ч чтения +12ч письма =24 ч)
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.
Планируемые результаты освоения программы курса «Обучение грамоте»
Добукварный период(подготовительный) – чтение(16ч), письмо(16ч)
Формируемые понятия | Речь устная и письменная - общее представление. Предложение. Слово. Буквы и звуки. Слог. Ударение. |
Предметные результаты Познавательные УУД | Обучающийся научится: - отличать устную и письменную речь; -различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением; -выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слоги; определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации. Обучающийся научится: -обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных); - обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв; - ориентироваться на странице тетради. Рисовать узоры, орнаменты, бордюры в пределах тетрадной строки. Обучающийся получит возможность научиться -рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог, слово; -наблюдать за позиционным изменением согласных звуков; |
-ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме. | |
Коммуникативные УУД | - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Регулятивные УУД | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. |
Букварный период (основной) – чтение (64ч), письмо (64ч)
Формируемые понятия | Согласные и гласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки. Правильная осанка при письме и чтении. Заглавные и строчные буквы, основные типы их соединений. Большая буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных. |
Предметные результаты Познавательные УУД | Обучающийся научится: - давать характеристику согласным звукам; - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; - читать слова с изученными буквами; - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов -группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; -обозначать йотированные звуки в начале слова после гласной буквы буквами е,ё,ю,я; -определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст - называть буквы в алфавитном порядке. Обучающийся получит возможность научиться: -распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; -правильно выражать свои мысли в речи; - наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных -выделять в однокоренных словах корень -объяснять значения многозначных слов -отгадывать буквенные ребусы -находить отрывки в тексте, которые помогут ответить на вопрос - правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных -находить рифму -придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы -различать значения многозначных слов определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. -различать значения многозначных слов Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном. |
-Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям | |
Коммуникативные УУД | - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Регулятивные УУД | - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя -Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном Формирование правильной посадки за столом Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради |
Личностные УУД | -Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»; - ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей; - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте. |
Послебукварный период – чтение (12ч), письмо (12ч)
Формируемые понятия | Алфавит. Текст. Тема текста, главная мысль текста. Герои произведения. |
Предметные результаты | Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. -вырабатывать навыки грамотного письма. Отвечать на вопросы кто? что? -формировать умение записывать предложение, ставить знаки препинания; -формировать навыки правописания гласных в корне слова; -формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова. |
Познавательные УУД | - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям |
Регулятивные УУД | - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; -вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. |
Коммуникативные УУД | - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. -Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Личностные УУД | -Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка, соотносить понятия «родная природа» и «Родина»; -проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей; -принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. -выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; -внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства; -адекватно воспринимать оценку учителя. Календарно-тематическое планирование Подготовительный (добукварный) период(16ч.+16ч.) |
№ ур | Дата | Тема (чтение) | № ур | Дата | Тема (письмо) | Деятельность обучающихся | ||
план | факт | план | факт | |||||
1 | 3.09. | Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. | 1 | 4.09. | История возникновения письма Обведение и письмо элементов букв. с. 3-4 | Составлять рассказ по сюжетному рисунку. Обводить по контуру предметы. Знать гигиенические правила письма, рабочую Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. | ||
2 | 4.09. | Членение речи на предложения. | 2 | 5.09. | Знакомство с новым предметом Обведение и письмо элементов букв. С.5-8 | |||
3 | 5.09. | Членение предложений на слова. | 3 | 6.09. | Гигиенические правила письма Обведение и письмо элементов букв. С. 10-12 | |||
4 | 6.09. | Членение слов на слоги с использованием графических схем. | 4 | 7.09. | Гигиенические правила письма Обведение и письмо элементов букв. С. 13-15 | |||
5 | 10.09. | Деление слов на слоги. | 5 | 11.09. | Рабочая строка Закрепление полученных навыков письма элементов букв. С. 16-17 | |||
6 | 11.09. | Ударение в словах. | 6 | 12.09. | Обведение и письмо элементов букв. С. 18-20 | |||
7 | 12.09. | Определение количества слогов в слове. | 7 | 13.09. | Письмо наклонных прямых Обведение и письмо элементов букв. С. 21-23 | |||
8 | 13.09. | Деление слова на слоги. | 8 | 14.09. | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу. Обведение и письмо элементов букв. С. 24-25 | |||
9 | 17.09. | Гласные и согласные звуки. | 9 | 18.09. | Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу Закрепление полученных навыков письма. С. 26-27 | |||
10 | 18.09. | Гласные и согласные звуки. Образование слога | 10 | 19.09. | Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Гласные и согласные звуки. С. 28-30 | |||
11 | 19.09. | Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков. | 11 | 20.09. | Письмо полуовалов «левых» и «правых Знакомство с алфавитом. С.31-32 | |||
12 | 20.09. | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук (а ). | 12 | 21.09. | Строчная буква а. Прописная буква А. Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а) с. 3-4 | |||
13 | 24.09. | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук ( о ) | 13 | 25.09. | Строчная буква о. Прописная буква О Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о) с. 5-6 | |||
14 | 25.09. | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук ( и ) | 14 | 26.09. | Строчная буква и. Прописная буква И. Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и). с. 7-8 | |||
15 | 26.09. | Гласная буква ы, обознача-ющая гласный звук (ы) | 15 | 27.09. | Письмо буквы ы. Гласная буква ы, обозначающая звук (ы). с.-10 | |||
16 | 27.09. | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук ( у ) | 16 | 28.09. | Строчная буква у. Прописная буква У с. 11-12 |
Букварный период (основной) – чтение (64ч), письмо (64ч)
№ ур | Дата | Тема (чтение) | № ур | Дата | Тема (письмо) | Деятельность обучающихся | ||
план | факт | план | факт | |||||
17 | 1.10. | Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки ( н ), ( н ) | 1 | 2.10. | Строчная буква н Прописная буква Н с. 14-15 | Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов -группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; -обозначать йотированные звуки в начале слова после гласной буквы буквами е,ё,ю,я; -определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст. Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. | ||
18 | 2.10. | Буквы С, с, обозначающие согласные звуки ( с ), ( с ). | 2 | 3.10. | Строчная и прописная буквы с, С с. 16-17 | |||
19 | 3.10. | Буквы К, к,обозначающие согласные звуки(к) | 3 | 4.10. | Строчная буква к Прописная буква К с. 18-19 | |||
20 | 4.10. | Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т ), (т ) | 4 | 5.10. | Строчная и прописная буквы т, Т. с. 20-21 | |||
21 | 8.10. | Чтение слов, предложений с буквами Т, т | 5 | 9.10. | Закрепление письма изученных букв. С.22. | |||
22 | 9.10. | Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки (л ), (л ) | 6 | 10.10. | Строчная и прописная буквы л, Л. С. 23-24 | |||
23 | 10.10. | Чтение слов, предложений с буквами Л, л | 7 | 11.10 | Письмо слов, предложений с буквами Л, л. С. 25 | |||
24 | 11.10 | Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р ) | 8 | 12.10. | Строчная буква р Прописная буква Р с. 26-27 | |||
25 | 15.10. | Чтение слов с изученными буквами | 9 | 16.10. | Закрепление написания изученных букв. | |||
26 | 16.10. | Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в ) | 10 | 17.10. | Строчная и прописная буквы в, В. с. 28-29 | |||
27 | 17.10. | Чтение слов, предложений с буквами В.в | 11 | 18.10. | Написание слов и предложений с буквой в | |||
28 | 18.10. | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки ( й э ) | 12 | 19.10. | Строчная буква е Прописная буква Е. с. 31-32 | |||
29 | 22.10. | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | 13 | 23.10. | Буква Е – показатель мягкости согласных | |||
30 | 23.10. | Чтение слов с изученными буквами | 14 | 24.10. | Закрепление написания изученных букв | |||
31 | 24.10. | Буквы П,п, обозначающие согласные звуки (п ), ( п ) | 15 | 25.10. | Строчная и прописная буквы п, П с. 3-4 | |||
32 | 25.10. | Чтение текстов с буквами П, п. | 16 | 26.10. | Письмо текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий. с.5 | |||
33 | 29.10. | Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м), ( м ) | 17 | 30.10. | Строчная и прописная буквы м, М с. 6-7 | |||
34 | 30.10. | Чтение текстов и слов с буквами М, м | 18 | 31.10. | Письмо слов и текстов с буквами М, м. с. 8 | |||
35 | 31.10. | Буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з), (з ) | 19 | 1.11. | Строчная и прописная буквы з, З с. 9-10 | |||
36 | 1.11. | Чтение слов, текстов с буквами З,з. | 20 | 2.11. | Письмо слов, текстов с буквами З, з. с. 11 | |||
37 | 12.11. | Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б ) | 21 | 13.11. | Строчная и прописная буквы б, Б. с.12-1 | |||
38 | 13.11. | Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), ( б ). | 22 | 14.11. | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б), с. 14-15 | |||
39 | 14.11. | Чтение слов, текстов с буквами Б,б | 23 | 15.11. | Закрепление написания изученных букв | |||
40 | 15.11. | Буквы Д,д, обозначающие согласные звуки (д), ( д ) | 24 | 16.11. | Строчная и прописная буквы д, Д с. 16-17 | |||
41 | 19.11. | Чтение слов с буквами Д, д. | 25 | 20.11. | Письмо слов с буквами Д, д., С. 19 | |||
42 | 20.11. | Гласные буквы Я,я, обозначающие звуки (йа) | 26 | 21.11. | Строчная и прописная буквы я, Я с. 20-21 | |||
43 | 21.11. | Буква Я- показатель мягкости согласных звуков. | 27 | 22.11. | Буква Я – показатель мягкости согласного. С. 22 | |||
44 | 22.11. | Чтение текстов. Повторение изученного. | 28 | 23.11. | Письмо текстов. Повторение изученного. С. 23 | |||
45 | 26.11. | Буквы Г,г, обозначающие согласные звуки (г ), ( г ) | 29 | 27.11. | Строчная и прописная буквы г, Г). с. 24-25 | |||
46 | 27.11. | Чтение предложений и текстов с буквами Г, г | 30 | 28.11. | Письмо предложений, текстов с буквами Г, г. с. 26 | |||
47 | 28.11. | Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук (ч ). | 31 | 29.11. | Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу. с. 27-28 | |||
48 | 29.11. | Звук (ч ). Чтение слов, предложений с буквой Ч. | 32 | 30.11. | Звук (ч). Чтение слов с буквой Ч. С. 29 | |||
49 | 3.12. | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 33 | 4.12. | Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова. с. 30-31 | |||
50 | 4.12. | Чтение слов с Ь | 34 | 5.12. | Чтение слов с мягким знаком. С. 32. | |||
51 | 5.12. | Звук (ш), буквы Ш, ш. | 35 | 6.12. | Строчная и прописная буквы ш, Ш. с. 3-4 | |||
52 | 6.12. | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. | 36 | 7.12. | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. с. | |||
53 | 10.12. | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 37 | 11.12. | Закрепление письма изученных букв | |||
54 | 11.12. | Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж). | 38 | 12.12. | Строчная и прописная буквы ж, Ж. с. 6 | |||
55 | 12.12. | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж. | 39 | 13.12. | Чтение слов и предложений с буквами Ж. Ш. Правописание сочетаний жи – ши с. 8-9 | |||
56 | 13.12. | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о). | 40 | 14.12. | Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё после согласных с. 10-11 | |||
57 | 17.12. | Буква Ё – пока-затель мягкости согласных звуков. | 41 | 18.12. | Буква Ё, ё – показатель мягкости. С. 12 | |||
58 | 18.12. | Звук (й), буква й | 42 | 19.12. | Буква й. Слова с буквой й. с. 13 | |||
59 | 19.12. | Звук (й), буква й | 43 | 20.12. | Звук (й), буква Й. Повторение и обобщение. С. 14. | |||
60 | 20.12. | Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х ). | 44 | 21.12. | Строчная и прописная буквы х, Х. с. 15 | |||
61 | 24.12. | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | 45 | 25.12. | Письмо предложений и текстов с буквами Х, х. с. 16 | |||
62 | 25.12. | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | 46 | 26.12. | Письмо предложений и текстов с буквами Х, х | |||
63 | 26.12. | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 47 | 27.12. | Закрепление письма изученных букв | |||
64 | 27.12. | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й, у). | 48 | 28.12. | Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо строчной буквы ю после согласных с. 19-20 | |||
65 | 14.01 | Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков. | 49 | 15.01 | Письмо предложений, текстов с буквами Ю, ю. с. 21 | |||
66 | 15.01 | Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук (ц) | 50 | 16.01 | Строчная и прописная буквы ц, Ц. с. 22-23 | |||
67 | 16.01 | Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. | 51 | 17.01 | Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц. с. 24 | |||
68 | 17.01 | Звук (э), буквы э, Э. | 52 | 18.01 | Строчная и прописная буквы э, Э. с. 25 | |||
69 | 21.01 | Чтение слов, предложений с буквами Э, э. | 53 | 22.01 | Письмо слов, предложений с буквами Э, э. с. 26 | |||
70 | 22.01 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 54 | 23.01 | Закрепление письма изученных букв | |||
71 | 23.01 | Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ ) | 55 | 24.01 | Строчная и прописная буквы щ, Щ. слог ща. с. 27-28 | |||
72 | 24.01 | Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. | 56 | 25.01 | Закрепление письма изученных букв | |||
73 | 28.01 | Чтение слов, предложений с изученными буквами | 57 | 29.01 | Формирование навыков письма. С. 29 | |||
74 | 29.01 | Буквы Ф,ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф ). | 58 | 30.01 | Строчная и прописная буквы ф, Ф. с. 30 | |||
75 | 30.01 | Чтение слогов и слов с буквой Ф | 59 | 31.01 | Письмо слов, предложений с буквами Ф, ф. с. 31 | |||
76 | 31.01 | Знакомство с буквой Ъ. | 60 | 1.02 | Знакомство с буквой «твердый знак» | |||
77 | 4.02 | Буквы Ъ и Ь знаки | 61 | 5.02 | Твердый и мягкий разделительные знаки. С. 32 | |||
78 | 5.02 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 62 | 6.02 | Закрепление письма изученных букв | |||
79 | 6.02 | Алфавит. | 63 | 7.02 | Алфавит | |||
80 | 7.02 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 64 | 8.02 | Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста (15 мин). |
Послебукварный период – чтение (12ч), письмо (12ч)
№ ур | Дата | Тема (чтение) | Дата | Тема (письмо) | Деятельность учащихся | |||
план | факт | план | факт | |||||
81 | 11.02 | К. Ушинский «Наше отечество» | 1 | 12.02 | Оформление предложений в тексте. | Восстанавливать алфавитный порядок слов. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. | ||
82 | 12.02 | В. Крупин «Первоучители славянские», «Первый букварь» | 2 | 13.02 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что | |||
83 | 13.02 | А.С. Пушкин «Только месяц показался» | 3 | 14.02 | Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? | |||
84 | 14.02 | Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский о детях | 4 | 15.02 | Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? | |||
85 | 25.02 | К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница». | 5 | 26.02 | Слуховой диктант. | |||
86 | 26.02 | В.В. Бианки «Первая охота» | 6 | 27.02 | Правописание безударных гласных в корне слова | |||
87 | 27.02 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» | 7 | 28.02 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
88 | 28.02 | М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока» | 8 | 01.03 | Правописание жи-ши. | |||
89 | 04.03 | А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» | 9 | 05.03 | Правописание ча-ща. | |||
90 | 05.03 | С.В. Михалков «Котята» | 10 | 06.03 | Правописание чу-щу. | |||
91 | 06.03 | Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» | 11 | 07.03 | Правописание чк-чн, щн | |||
92 | 07.03 | В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Пёсья песня» | 12 | 12.03 | Заглавная буква в именах собственных Контрольное списывание (15 мин). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.
Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....
Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа "Обучение грамоте" 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик (УМК "Гармония")...
Рабочая программа Обучение грамоте (письмо) 1 класс
Развёрнуя рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо) по программе В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. УМК "Школа России"...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» для 1 (подготовительного) класса
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) МБОУ «Мамон...