Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ариханова Анна Алексеевна

Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку268.33 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока66.5 КБ
Файл Самоанализ урока17.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка Летом папа наш привез В белом ящике мороз. И теперь мороз седой Дома летом и зимой. Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник.)

Слайд 2

Х х Хе хо холодильник хорь Холодильник хорошо морозит.

Слайд 4

Упражнение 72, стр. 64 гроза грозный погрозить цвет цветной цветёт зелень зелёный зеленеет побелка белый побелить сторож сторожевой сторожить чистота чистый почистить даль дальний удалить низина нижний снизить

Слайд 5

Упражнение 73, страница 65 Снеговик, снежный, снег , Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок , снежок. Подснежник снегоход (снег, ходить ); снегопад (снег, падать)

Слайд 6

Упражнение 74, страница 66 воздуш ный ← воздух жад ность ← жад ный ход ьба ← ход ить дом ашний ← дом сер ость ← сер ый книж ный ← книг а

Слайд 7

Домашнее задание Страница 67, упражнение 77.



Предварительный просмотр:

Урок Русского языка в 3 классе.

Тема: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи».

Цель урока: показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Задачи: 

  • научить детей отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
  • научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные слова;
  • учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
  • научить детей выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

У. Переменка закончилась?

Д. Да.

У. Что сейчас необходимо сделать?

Д. Успокоиться и настроиться на урок.

У. Учебники, тетради, ручки, карандаши и линейки есть у всех на столе?

Д. Да.

У. Значит, приступаем к уроку.

  1. Минутка чистого письма.

Чтобы иметь знания.

Понадобятся терпение и старания.

А чтобы работать быстро и ловко

Нам нужна для ума тренировка.

  •  (Слайд 1) Загадка: 

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

Задание: назвать корень всех слов, называя часть речи данного слова.

Как вы думаете, о какой букве идёт речь?

Д. О букве «Х»

  • (слайд 2) Вспоминаем, как пишется буква «Х», её соединение с буквой «Е», «О», и записываем предложение с этой буквой:

Х х Хе хо

Холодильник хорь

Холодильник хорошо морозит.

Найти в словах холодильник и морозит корень.

  1. Знакомство с новой темой урока.

У. Всё в нашем мире состоит из чего-то и с чем-то взаимосвязано: лес – из деревьев; озера, моря, океаны – из капелек воды. Таких примеров можно подобрать множество…

Но у нас не окружающий мир, а урок русского языка. Здесь тоже можно привести множество подобных примеров: речь состоит из предложений…

Д. Предложения – из словосочетаний; словосочетания – из слов.

У. Хорошо, но слова же в свою очередь тоже состоят из чего-то, я сейчас говорю не о буквах, а о составе слова. Напомните мне, пожалуйста, из чего?

Д. Приставка, корень, суффикс и окончание.

Слайд 3

У. Правильно, из приставки, корня, суффикса и окончания. Но что же в слове является главным, без чего не может существовать не одна самостоятельная часть речи: существительное, прилагательное, глагол?

Д. Корень

У. Правильно, корень – самая главная часть слова.

Слово корень – многозначное слово. Встречались ли вы ещё где-нибудь с этим словом?

Д. Корень у растений, корни волос, корень зуба.

У. Правильно, значений у этого слово много, но общего у всех этих слов – они основная часть своих предметов.

В русском языке корни живут «семьями», а «квартирами» для них служат слова, принадлежащие к разным частям речи. Слова, у которых одинаковый корень называются родственными словами или?

Д. Однокоренными.

  1. Закрепление полученных знаний, работа с учебником.

У. Сейчас мы познакомимся с вами с некоторыми семьями слов, выполнив упражнение 72 на странице 64. Кто мне поможет и прочитает задание вслух?

Д. Задание: выпиши слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выдели корни.

Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина.

Дополнительное задание: поищи в каждой семье слова, которые являются проверочными друг для друга. Подчеркни их. Если в одной семье два слова, подчеркни оба слова.

У. Сейчас Полина выйдет к доске, а остальные самостоятельно работают в тетрадях. Сначала выполняется основное задание, а потом дополнительное.

Выполнение задания:

                 

гроза

грозный

погрозить

цвет

цветной

цветёт

зелень

зелёный

зеленеет

побелка

белый

побелить

сторож

сторожевой

сторожить

чистота

чистый

почистить

даль

дальний

удалить

низина

нижний

снизить

У. Вот теперь у нас с вами есть три столбика однокоренных слов, которые относятся к разным частям речи.

Назовите мне слова, которые являются проверочными друг для друга. Как мы определим эти слова?

Д. Ударение должно падать на ту букву, которую нам нужно проверить.

У. Цвет, зелень, зелёный, побелка, белый, сторож, чистый, почистить, даль, дальний, нижний, снизить.

У. Назовите мне корни этих слов.

Д. Гроз-, цвет-, зелен-/зелён-, -бел-, сторож-, -чист-, -дал-, низ-/ниж-

У. Проверим, правильно ли вы выполнили задание или нет, внимание на доску (слайд 4)

У. Продолжим знакомиться с родственными словами, выполним упражнение 73 на странице 65. Влад читает задание и выходит к доске.

Д. Задание: запиши родственные слова, исключив формы одного и того же слова. Слов должно быть десять.

Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, по снегу, снеговики, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, о подснежниках, снеговичок, снежок.

Дополнительное задание:

  • Подчеркни слово, без которого не было бы всех остальных.
  • Выпиши слово, которое подходит к схеме:
  • Составь сложные слова, в которых первый корень снег-, а другие корни –ход- и –пад-. В скобках напиши проверочные слова для орфограмм, которые можно проверить.

У. Всем ли понятно задание.

Д. Да.

Выполнение задания:

Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок.

Подснежник

снегоход (снег, ходить); снегопад (снег, падать).

(В ходе проверки задания ученики отвечают на все вопросы задания.)

  1. Физминутка (презентация)

        

У. Теперь выполним упражнение 74, на странице 66.

Сейчас Карина прочитает задание.

Задание: определи, от слов какой части речи (от существительного, прилагательного, глагола) образованы слова:

Краснота, воздушный, жадность, ходьба, домашний, серость, книжный.

покажи это письменно таким образом: краснота  красный.

После того, как прочитано задание, устно всем классом определяем, от слов какой части речи образованы данные слова. После того, как все обговорили, дети самостоятельно фиксируют всё себе в тетрадь. После того, как все выполнят задание, проверяем. Слайд 6

Выполнение задания:

воздушный ← воздух жадность ← жадный ходьба ← ходить домашний ← дом серость ← серый книжный ← книга.

  1. Подведение итогов урока.

У. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д.  Однокоренные слова могут быть разными частями речи.

У. Что вам сегодня было непонятно на уроке или в чём вы затруднялись?

Д. Ответы детей.

  1. Домашняя работа.

У. Страница 67, упражнение 77.

В этом задании даны четыре группы слов. В каждой группе нужно найти лишнее слово, которое не является однокоренным для всех остальных. Вам нужно записать только родственные слова, выделив у них корень.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ.

Урок русского языка на тему «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» был проведён в 3 классе. Класс к уроку готов, тема для ребят отчасти новая, с однокоренными словами ребята уже знакомились, но раньше они подбирали однокоренные слова, относящиеся к именам существительным. Взаимоотношения между учащимися спокойные, дружественные. Дети хотят, чтобы спросили именно их, поэтому бывали моменты, когда ученики пытались говорить хором, поэтому приходилось их останавливать и напоминать о том, что когда мы хотим ответить, мы не выкрикиваем, а спокойно поднимаем руку.

Урок проводился согласно тематическому планированию. По программе на данную тему запланирован один час. По дидактической цели – это комбинированный урок. 

По основному способу проведения – фронтальная, индивидуальная и парная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.

Цель работы учащихся на уроке: показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Образовательные задачи: 

  • Повторение материала об имени существительном;
  • Формирование понятий: корень, родственные, однокоренные слова;
  • научить детей отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
  • научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные слова;
  • учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
  • научить детей выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам.

Развивающие задачи: 

  • Формирование универсальных учебных действий – работа с заданиями в учебнике, понимание задания;
  • Развитие связной  речи во время ответа;
  • Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
  • Обогащать словарный запас, кругозор.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умение работать классом;
  • Воспитывать самостоятельность.

Для достижения задач и цели урока мною использовались следующие методы:

  • Словесные;
  • Наглядные.

Использовала различные формы работы учащихся:

  • Коллективная;
  • Индивидуальная.

Использовались различные виды проверок:

  • Самопроверка;
  • Взаимопроверка.

Поставленные цели и задачи на уроке мною были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Учебник: Каленчук М.Л., Чуракова Н. А. «Русский язык» - М.: Академкнига, 2013.Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Тип урока. Урок открытия нового знания....

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...