Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Егорова Татьяна Леонидовна

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.

Планируемые результаты:

предметные:

·        научатся писать слова с проверяемой безударной гласной;

·        научатся работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием;

·        научатся устанавливать возможные способы проверки безударных гласных.

личностные:

·        оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (самооценка);

·        стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: обобщение.

Оборудование: Русский язык: 3 класс: Климанова Н.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2013 год, стр. 43; проектор; компьютер; доска; тетрадь, сигнальные карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.

Планируемые результаты

предметные:

  • научатся писать слова с проверяемой безударной гласной;
  • научатся работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием;
  • научатся устанавливать возможные способы проверки безударных гласных.

личностные: 

  • оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (самооценка);
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: обобщение.

Оборудование: Русский язык: 3 класс: Климанова Н.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2013 год, стр. 43; проектор; компьютер; доска; тетрадь, сигнальные карточки.

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

2.

Мотивационный

этап.

Словесный метод:
беседа

Практич.: минутка чистописания

  • Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес.

Минутка чистописания

  • Для начала откройте свои тетради и запишите число, классная работа.  

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица.

  • Скажите, что объединяет эти слова? (Общая часть)      
  • Какое слово лишнее? Почему? (Носить)   
  • Пропишите эти слова в строчку с большой буквы каллиграфически.    

Писать в тетрадях.

Выдвигать предположения.

Отвечать на вопросы.   

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный метод:
беседа

Практич. метод: словарная работа

Словарная работа

  • На доске слова: двор, избегать, грибник, грибной, дворик, беготня, грибница, дворня, бегство, дворник, беглый, дворняга, бегунок, дворовый, грибок, гриб.
  • Подумайте, по какому принципу можно разделить эти слова на три группы? (Однокоренные слова)
  • Запишите слова в три столбика, выделите корень, поставьте ударение.
  • Прочитайте слова первого столбика, записанные вами. (Двор, дворик, дворня, дворник, дворняга, дворовый)
  • Как называются эти слова? (Однокоренные или родственные)
  • Назовите орфограмму. (Безударная гласная в корне слова)
  • Как проверить безударную гласную? Какое слово будет проверочным? (Чтобы проверить безударную гласную в корне нужно поставить ее под ударение)
  • А что такое корень? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
  • Прочитайте слова второго столбика, записанные вами. (Избегать, беготня, бегство, беглый, бегунок)
  • Назовите орфограмму. (Безударная гласная в корне слова)
  • Как проверить безударную гласную? Какое слово будет проверочным? (Чтобы проверить безударную гласную в корне нужно поставить ее под ударение)
  • Прочитайте слова третьего столбика, записанные вами. (Грибник, грибной, грибница, грибок, гриб)
  • Назовите орфограмму. (Безударная гласная в корне слова)
  • Как проверить безударную гласную? Какое слово будет проверочным? (Чтобы проверить безударную гласную в корне нужно поставить ее под ударение)
  • Послушайте: [лиса]. Запишите слово. Как будете записывать? (Варианты детей)
  • О каком слове идет речь: «лиса» или «леса»? Почему по произношению слова мы не можем это точно определить? (Звук неточно передается буквой)
  • Составьте предложения с этими словами.

1) В лесу мы бываем редко, забывая, что лес — это полный жизни мир, подчас скрытый от людских глаз. 

2) Глазки у лисы бусинками, светятся хитрым огнём.

  • Подберите проверочные слова. О какой орфограмме мы будем говорить на уроке? (Безударная гласная в корне слова)
  •  Предположите, какая тема у нас будет сегодня? (Безударные гласные в корне слова)
  • А какую мы поставим перед собой цель? (Повторить безударные гласные в корне) 

Выделять признак, по которому можно разделить слова на группы 

Выделять карандашом корень, ставить ударение в словах.

Отвечать на вопросы.

Записывать в тетрадях.

Составлять предложения.

Называть орфограмму.

Отвечать на вопросы

Определять тему и ставить цели урока.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

4.

Решение частных задач.

Практич. метод: работа по учебнику

Словесный метод:
беседа

Практич. метод: составление алгоритма

Первичное закрепление

Работа по учебнику

  • Откройте учебник на странице 43 и прочитайте «Узелки на память».
  • Буквы, каких гласных звуков в слове надо проверять? (А, О, Е, И, Е, Я)  
  • В какой части слова должны находиться эти гласные? (В корне слова)
  • А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
  • Например, слово лиса. Что сначала мы должны сделать? (Поставить ударение)
  • Что теперь мы должны подчеркнуть? Какую букву? (Букву безударного гласного)
  • Что теперь мы сделаем? (Найдем и обозначим корень)
  • И каким будет наш последний шаг? Что мы еще не сделали? (Подберем однокоренное слово, так, чтобы б/уд гл. звук стал ударным)

Памятка. Алгоритм проверки безударных гласных.

  1. Ставим ударение в слове.
  2. Подчеркиваем букву безударного гласного звука.
  3. Находим и обозначаем корень слова.
  4. Подбираем однокоренное слово или изменяем форму слова, так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Найдите упражнение 61 на странице 43. Прочитайте задание про себя.
  • Что мы сейчас будем делать? (Писать текст по памяти)
  • Для начала давайте прочитаем текст.
  • О чем говорится в тексте? Назовите тему. (Незабудки)
  • Как мы можем озаглавить этот текст? (Варианты детей)
  • Где цветут незабудки? Какие у них цветки? (По берегам лесного ручейка. Нежные цветки)
  • Запишите текст по памяти, подчеркните буквы проверяемых безударных гласных используя алгоритм.
  • Что мы сейчас делали? (Писали текст по памяти, подчеркивали б/уд гл. используя алгоритм)
  • Что нам помогло выполнить задание? (Алгоритм)

Проверка. Один ученик читает, остальные показывают правильность ответа сигнальными карточками. Красная – не согласен. Зеленая – согласен.
По берегам лесного ручейка цветут незабудки. Их голубые нежные цветки очень красивы. Я часто прихожу смотреть на них.

Работать по учебнику. Выполнять упражнения.

Составлять алгоритм.

Писать текс по памяти.

Осуществлять самопроверку.

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Физминутка

  • А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем!

Повторять движения за героями на экране.

Л: установка на ЗОЖ.

Словесный метод:
беседа

Практич.: работа по учебнику

Работа по учебнику

  • Найдите упражнение 62 на странице 43. Прочитайте задание про себя.
  • Что мы должны сделать? (Прочитать и списать пословицы, подчеркнуть в корнях глаголов буквы безударных гласных)
  • А что такое пословицы? (Краткое изречение с поучительным смыслом)
  • А что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
  • Как вы будете выполнять это задание? Что сделаете сначала? (Спишем пословицы)
  • А потом? (Подчеркнём в корнях глаголов буквы б/уд гласных)
  • А что такое корень? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
  • Выполните это задание, пользуясь алгоритмом самостоятельно.
  • Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и возьмите простой карандаш или зеленую ручку. Проверьте соседа по парте с помощью эталона на доске. Около каждого правильного слова поставьте «+».

На доске:

сердиться

помириться

браниться

годится

  • Кто не допустил ни одной ошибки?
  • А кто допустил одну ошибку?
  • Кто две и более?
  • О чем это говорит? (О том, что нужно повторить безударные гласные в корне слова)
  • А как проверить безударную гласную? (Чтобы проверить безударную гласную в корне нужно поставить ее под ударение)
  • Найдите упражнение 63 на странице 43. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Найти лишнее слово в каждой группе)
  • Запишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы.
  • Какое слово лишнее в первой группе? Почему? (Золотой – слово без приставки)
  • А во второй группе? Почему? (Удивить - слово с приставкой)
  • Докажите, пользуясь составленным алгоритмом, выбор буквы безударных гласных.
  • Запишите под диктовку.

Бежит ручей,

Спешит, звенит,

Волной своей играет.

А снизу бурные ключи

В бока его толкают.

                        Л. Шарапова

  • Работая по алгоритму, найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Докажите правильность написания.

Самопроверка. Несколько учеников работают у доски по очереди.   

  • Какое первое слово? (Бежит)
  • Что сделаете сначала? (Поставим ударение)
  • Что теперь мы должны подчеркнуть? Какую букву? (Букву безударного гласного)
  • Что теперь мы сделаем? (Найдем и обозначим корень)
  • И каким будет наш последний шаг? Что мы еще не сделали? (Подберем однокоренное слово, так, чтобы б/уд гл. звук стал ударным)

Аналогично разбираются другие слова.

Работать по учебнику.

Осуществлять взаимопроверку в парах.

Сверять работу соседа по парте с эталоном выполнения задания на слайде.

Работать по учебнику.

Записывать слова и выполнять задания.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

5.

Подведение итога урока. Рефлексия.

  • Что мы повторили на уроке? (Правописание безударных гласных в корне)
  • Как проверить безударную гласную? Какое слово будет проверочным?
  • Что нового вы узнали на уроке? (Узнали алгоритм проверки безударных гласных.)
  • Достигли ли мы цели урока? (Да.)
  • Спасибо вам за урок, до свиданья!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называть основные понятия нового материала.

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мои юные друзья! Приглашаю вас к себе в гости. Приходите!

Слайд 2

Нос, носовой, носить, переносица.

Слайд 3

Двор, избегать, грибник, грибной, дворик, беготня, грибница, дворня, бегство, дворник, беглый, дворняга, бегунок, дворовый, грибок, гриб.

Слайд 4

двор дворик дворня дворник дворняга дворовый избегать беготня бегство беглый бегунок грибник грибной грибница грибок гриб

Слайд 5

Тема: Безударные гласные в корне слова

Слайд 6

Цель: Повторить безударные гласные в корне слова.

Слайд 7

Ставим ударение в слове. Алгоритм проверки безударных гласных.

Слайд 8

2. Подчеркиваем букву безударного гласного звука.

Слайд 9

3. Находим и обозначаем корень слова

Слайд 10

4. Подбираем однокоренное слово или изменяем форму слова, так, чтобы безударный гласный звук стал ударным

Слайд 11

сердиться помириться браниться годится

Слайд 12

До свидания мои юные друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс

Урок закрепления по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс....

Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" (2 класс)

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любов...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий

Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".

Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....