"Корень. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_odnokorennye_slova.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- Оргмомент
- Добрый день, ребята!
- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.
- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.
- А еще к нам на урок заглянул необычный гость.
- Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Молодцы!
2. Минутка чистописания
А) Пальчиковая гимнастика
- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию
Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на осинку. (укладываем руки на парту)
- Отлично, размялись.
Б) Чистописание на листочке
- Подготовьте наши листочки для читсописания.
- Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)
- Вспомним написание. Все внимание на экран.
- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.
Вв // Вв //
-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.
- На следующей строке запишите слова :
ветер ветряная безветренный
- Придумайте предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.
Ветер по морю гуляет.
- Молодцы.
В) Запись даты в тетрадь
- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.
Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Итак, записываем
Двадцать второе октября.
Классная работа.
- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.
3. Словарная работа.
- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.
- Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь с большой буквы через запятую. Загадки на экране.
Карандаш, орех, черный, пшеница, ученик, пальто.
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)
- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:
1 слово – 1 буква,
2 слово – 1 буква
3-ье слово - 3 буква
4 слово – 3 буква
5 слово – 4 буква
6 слово – 4 буква.
- Какое слово получилось? КОРЕНЬ
- Послушайте сказку о встрече двух корней.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
Услышали их разговор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.
- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)
4. Работа по теме урока.
- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.
- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)
- Что общего в этих словах? (общая часть)
- Как называется это часть? (корень)
- Как называются такие слова? (однокоренные)
- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.
5. Физминутка
- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.
Лес-лесной, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.
-Ветерку очень понравилось.
6. Продолжение работы
- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Еж, ежонок и ежиха,
Слон, слоненок и слониха,
Лис, лисенок и лисица,
Гусь гусенок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.
-Какую семью мы не записали?
-Почему? Ведь у них есть общая часть?
- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?
- Что еще должно быть общее? (Значение)
- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)
- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья оленя (олень, оленено, олениха)
- Итак, какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).
- Наш ветерок продолжает свой путь и отправляется дальше.
На доске записаны слова и часть доски разбита на три колонки сущ прил глагол
- Перед вами слова.
- Сформулируйте задание. (Найти однокоренные слова).
- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)
-А теперь распределите слова по столбикам (по частям речи).
- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.
- Молодцы.
7. Рефлексия
- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гулял и кораблик подгонял.)
-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.
- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.
8. Домашнее задание
Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание.
9. Итог
- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.
Что понравилось…
Было интересно…
- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.
Урок окончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....
Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс
Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....
Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс
Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
Корень. Однокоренные слова.
Данный урок рекомендуется для учащихся 2 класса. На нем дается понятие однокоренные слова и их общая часть корень. Также дети знакомятся с понятием "чередование согласных"...
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
Предмет: Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...
Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс
Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...