Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку по теме:
« Имя существительное» (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_imya_sushchestvitelnoe.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку по теме:
« Имя существительное» (2 класс)
Цели урока:
Образовательная:
• обобщить и систематизировать знания детей по теме "Имя существительное” в ходе реализации проектной деятельности по теме: « В гости к зиме»
систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой
Развивающая:
• развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
• развивать речь.
Ход урока:
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат. Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
1. Фонетическая разминка.
На доске слова: ель ,льет
- Какую работу выполняет мягкий знак?
-Определите количество звуков и букв в словах и запишите в скобках.
2.Словарная работа. Определение темы урока.
Определить слово по его лексическому значению.
1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара)
2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней)
3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга)
4.Кристаллик снега.(снежинка)
м о р о з
и н е й
м е т е л ь
с н е ж и н к а
- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их .
- Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный гласный). Подберите проверочные слова.
-Подберите родственные слова к слову снежинка.
- Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному.
Мы определили тему нашего урока: «Имя существительное».
На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме»
3. С кем дружит ель? Определение рода .
Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных?
1.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старой ели
Орешки я грызу.(белка)
- Почему белка дружит с елью? (Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить до 30 еловых шишек.)
2.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета,
Для зимы- другого цвета.(заяц)
Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться.
3.Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки. Боится кошки.(мышь)
Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений.
4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка (5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону.
Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
- Как называется эта птичка? (королек)
- Выпишите имена существительные среднего рода.
Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь.
Составь словосочетания, используя прилагательные.
1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка.
- О чем мы должны помнить? (прилагательные согласуется с существительными в числе и роде.)
Физминутка.
2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске.
1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные.
одушевленные неодушевленные
пожарник пожар
лыжник лыжи
лесник лес
работник работа
грибник гриб
Что объединяет каждую группу слов?
2 ученик :собственные и нарицательные.
собственные нарицательные
Черное море черное платье
река Быстрая быстрая река
котенок Снежок пушистый снежок
город Орел птица орел
Журнал «Огонек» яркий огонек
Что нужно помнить о правописании имен собственных?
Остальные ребята выполняют физминутку:
Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть.
Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное?
(род, одушевленность, нарицательность)
5. Именение по числам.
Как изменяются имена сущ.? ( по числам)
Выписать названия птиц из стихотворения.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
(А.Яшин)
Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова.
Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц.
Снегири питаются ягодами рябины и калины.
Синицы едят крошки белого хлеба и сало.
Для чижей любимый корм- семена березы.
Чечетка лакомится ягодами бузины.
Для щеглов запасите семена лопуха.
Птицам нравятся семена арбуза и тыквы.
Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки)
- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц?
(Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба)
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин)
6. Роль в предложении.
Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число)
Наступила холодная зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.)
В воздухе кружатся пушистые снежинки.( мн ч.) Земля ( ед.ч. ,ж.р,)
покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.)
Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении.
- С какими прилагательными согласуются сущ.?
-Как образуются снежинки?
Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу.
7. Итог урока.
Составить паспорт им. сущ.
Имя……………………существительное
Обозначает……………предмет, явления природы, события.
Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что?
Особые признаки:Постоянные
Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р.
Непостоянные:
Число…………………… ед.ч, мн.ч.
8. Домашнее задание.
Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных.
На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.
9. Итог урока. Музыкальный подарок детям.
Звонок, перемена, отдых. Молодцы!
Тема : «Имя существительное. Общее понятие» 2 класс
Цели урока:
- Личностные:
Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
- Метапредметные:
Познавательные УУД:
Формирование умения ставить познавательную цель урока;формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
Умение учиться и способность к организации своей деятельности.Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
Коммуникативные УУД:
Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог,работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом.
- Предметные:
Распознавать имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные; изменять имена существительные по числам, работать с именами существительными, употребляющиеся только в одном числе;работать с толковым словарём.
1. Оргмомент
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мудрейкин
- Здравствуйте ,ребята. Я пришел сегодня на урок не один , а с гостем. Поднимите руку , кто догадался ,как его зовут. (Гном Астроном)
- Ребята, я вас приглашаю полететь на мою планету.
2 Минутка чистописания.
Письмо сочетания -оро – На ракетах.
3. Словарная работа
Запишите слова под диктовку: мороз, корова, сорока, ворона, горох.
-Что общего в написании этих слов? (оро)
-На какое правило записанные вами слова ?
- Как мы называем эти слова?
-Что нужно сделать , чтобы правильно записать эти слова?
- Запишем эти слова и вспомним стихи, которые вам помогут запомнить написание этих слов.
Взаимная проверка тетрадей.
4 Формулирование темы и цели урока.
-Что обозначают эти слова?
Что общего у всех этих словарных слов? (Все словарные слова являются именами существительными.)
Тема: Сегодня на уроке мы будем говорить о существительном.
– На какие группы можно разделить эти слова? Почему?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
На планете обнаружены……, а что или кто вы узнаете, выполнив следующее задание:
Одним словом заменить и записать имена существительные в разные столбики (дети поднимают руки, комментируют)
- юла, барабан, кукла, машинка- все это игрушки (что?)
- сорока, воробей, ворона, чайка – птицы (кто?)
- тополь, клен, пальма, ель – деревья (что?)
- волк, жираф, носорог, заяц – животные (кто?)
- банан, апельсин, лимон, груша, мандарин – фрукты (что?)
- девочки, мальчики, женщины, мужчины – люди (кто?)
Физкультминутка.
- Мяч. Учитель кидает мяч и задает вопрос «Что?», ученик кидает мяч обратно и называет неодушевленное имя существительное, если вопрос «Кто?», то одушевленное. Остальные дети, если согласны, хлопают один раз в ладоши
- «Море волнуется» 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд приседают плавно с руками только тот ряд, который называет учитель.
Самостоятельная работа (письменно) по учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс. Страница 122 упражнение 236.
Необычный остров на планете . Игра «Пульт управления2
- Прочитай. Озаглавь текст.
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные.
- Подумай, почему ручка, которой мы пишем, так называется (устно).
- В каком еще значении употребляется слово ручка? (многозначное слово) устно.
Проверка упражнения 236.
3. Работа в группах
На планете Гнома Астронома много волшебных островов, эти острова – ЧАСТИ НАШЕЙ РЕЧИ. Одним словам понравился один остров, другим другой.
- рассмотрите рисунок во всех подробностях
-
- - как называется остров?
- какие вопросы написаны на щите?
- почему стражник задает сразу два вопроса?
- кто подплывает к острову?
- что к нему подплывает?
- пустят ли прибывших на остров?
- отыщи 17 существительных. Задай вопрос о каждом.
- что говорят о себе жители острова?
Проверка работы каждой группы
Подведение итогов. Самооценка работы на уроке
- Дайте определение, что такое имя существительное?
- Какое имя существительное называют одушевленным, какое неодушевленным?
- Называя предметы, людей, события, явления природы, животный и растительный мир мы даем им имена. Имя существительное – самая значительная часть речи.
Рефлексия.
Давайте украсим нашу планету. Если вы чувствовали себя комфортно на протяжении всего путешествия, то посадите яркий цветок. А если не совсем хорошо , то посадите белый цветок.
Отлично справились со всеми вопросами, цели сегодняшнего урока мы достигли!
- Д.З. Дома составьте рассказ об имени существительном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
1. Знакомство с именем существительным как частью речи.2. Упражняться в нахождении имен существительных, в определении признаков существительных и их роли в предложении....
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.
В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс ПНШ
Имя существительное, 4 класс ПНШ...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Имя существительное»
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала;Задачи:образовательные:обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;развивать орфографичес...
Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ
Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс
Изучение новой темы по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" для 2 класса
Конспект урока по русскому языку по темк "Имя существительное"...