Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klassrusskiy_yazyk.docx | 74.32 КБ |
4_a_vezikko_s.v._ktp_po_russkomu_yazyku.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), авторской программы для общеобразовательных учреждений В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Цели рабочей программы:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи реализации программы
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- Развитие коммуникативных умений;
- Развитие нравственных и эстетических чувств;
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года№ 373 «Об утверждении и введении вдействие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
- Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...».
- Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии № 1.
- Авторская рабочая программа учебного предмета В.П. Канакиной.
Выбор данной программы был обусловлен тем, что программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средстваязыка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писатьи читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В четвёртом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонение имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи – наречием.
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
Общая характеристика учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразиемсинтаксическихструктур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий: сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, сочинение, словарный диктант);
- промежуточная аттестация (контрольная работа)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 140 учебных часов (из расчёта 4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии № 1 и календарным учебным графиком.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения впредставлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, уменийи навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию исамовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности какусловия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своимпоступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатовизучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с ^елями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатовизучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватныеязыковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Содержание учебного предмета
Курс русского языка в 4 м классе, как и в предыдущихклассах, концентрируется вокруг основных разделов русского языка: «Текст», «Предложение», «Слово».
Первый раздел учебника «Вспоминаем, повторяем, изучаем...» позволяет уточнить, систематизировать, углубить приобретенные знания о языке и речи, тексте, предложении, слове иего лексическом значении, лексических группах слов, частяхречи; совершенствовать орфографические, пунктуационные,речевые умения и навыки. Новыми для учащихся в данномразделе станут темы «Однородные члены предложения»и «Наречие», которые будут предметом изучения школьников на последующих уроках. Учителю рекомендуется систематически включать в уроки задания типа языкового анализаи синтезапо изученным разделам русского языка.
Большое внимание в курсе русского языка 4 классауделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся с изменением по падежам имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, с изменением глаголов в настоящем времени по лицам и числам.На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударныхпадежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Развиваетсяумение анализировать слово в единстве всех его сторон:смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.Процесс обучения построен таким образом, что учащиесяполучают новые знания на основе уже изученного материала. Осознанному восприятию нового языкового материалашкольникам помогают наблюдения за языковыми понятиями и их признаками, которые сопровождаются обобщениямии выводами. Одной из форм организации такой работы является диалог ученика и автора (если это малокомплектнаяшкола), диалог учителя и ученика (в массовой школе диалогведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Вопросы и задания включают элементы репродуктивной и поисковой самостоятельной деятельности учащихся.
Совершенствование знаний, умений и навыков происходит в процессе выполнения разнообразных упражнений, атакже с помощью таких видов наглядности, как таблицы, схемы, алгоритмические предписания, рисунки, репродукции картин, материалы форзацев учебника. Упражнения учебника и рабочей тетради разнообразны. Задания кним можно рассматривать как учебно-познавательные задачи: лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические. Решение таких задач, с одной стороны, потребует от учащихся умений анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы, с другой стороны, будет способствовать развитию абстрактного лингвистического мышления, правильному усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практикеязыка и речи. Задания разной степени сложности позволятэффективно осуществлять индивидуально дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем языковой подготовки.
Существенное значение придается развитию связной речиучащихся вустной и письменной формах. Материалы учебника и методического пособия дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания. Формированию речевых умений, навыков культурыречи способствуют речевые задания, анализ художественноготекста образца и коллективное или самостоятельное составление собственного текста по личным наблюдениям, по заданной учителем или выбранной самим учеником теме, посюжетному рисунку или серии рисунков, репродукции картины художника. Продолжается работа со словарями учебника (при изучении любой темы).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащих
№ п/п | Тематическое планирование | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Повторение изученного в 1-3 классах | 9 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи.Составлять текст о речи или языке.Составлять самостоятельно текст по рисунку с включением в него диалога.Выделять части текста, составлять план текста.Соблюдать нормы построения текста(последовательность, связность, соответствие теме..) |
2 | Предложение | 7 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.Соблюдать интонацию перечисления.Составлять предложения с однородными членами.Сравнивать простые и сложные предложения. |
3 | Слово в языке и речи | 17 | Анализировать высказывания о русском языке.Выявлять слова, значение которых требует уточнения.Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.Подбирать синонимы и антонимы.Оценивать уместность использования слов в предложениях.Объяснять алгоритм разбора слов.Сочинятьобъявления. |
4 | Имя существительное | 33 | Различать изученные части речи.Классифицировать слова по частям речи.Подбирать примеры изученных частей речи.Находить наречия среди данных слов.Образовывать наречия от имён прилагательных.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Различать имена существительные.Определять признаки, присущие именам существительным.Различать падежные и смысловые (синтаксические)вопросы.Определять принадлежность имен существительных к 1,2,3 склонению.Составлять текст по репродукции.Сравнивать имена существительные разных склонений.Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания, определять способ проверки.Обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах ед. и мн. числа.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». |
5 | Имя прилагательное | 24 | Находить имена прилагательные среди других слов.Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.Определять род, число имён прилагательных.Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед. числе). Различать начальную форму имени прилагательного.Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.Работать с памятками в учебнике.Сравнивать падежные окончания имен прилагательных среднего и мужского рода по таблице.Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки.Анализироватьи излагать письменно содержание описательной части текста-образца.Находить информацию о своём городе в разных источниках. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста. |
6 | Личные местоимения | 6 | Распознавать местоимения среди других частей речи.Определять наличие в тексте местоимений.Различать начальную и косвенную форму местоимений.Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.Редактировать текст. |
7 | Глагол | 29 | Различать глаголы среди других слов в тексте.Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола.Трансформировать текст, изменяя форму глагола.Образовывать временные формы глагола.Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.Определять лицо и число глаголов.Определять роль Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени (ешь-ишь).Работать с таблицами спряжений.Оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. |
8 | Повторение | 15 | |
ИТОГО | 140 часов |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Библиотечный фонд | |
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.).Примерная программа начального общего образования по русскому языку |
|
Печатные пособия | |
. Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку |
|
Технические средства обучения | |
Классная доска. Мультимедийный проектор, компьютер, принтер лазерный |
|
Экранно-звуковые пособия | |
. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку |
|
Оборудование класса | |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |
|
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Основная литература Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014. Рабочие тетради и пособия Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2014. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013. Дополнительная литература Методические пособия Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- разбирать простое предложение с однородными членами;
- ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- писать обучающее изложение доступного текста;
- списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
- производить разбор слова по составу;
- подбирать однокоренные слова;
- распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
- определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
- производить морфологический разбор доступных слов;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Четвероклассники получат возможность научиться-.
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста;
писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
4 класс (140 ч, 4 ч в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Примечание | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | |||
Раздел «Повторение изученного в 1-3 классах» (9 часов) | ||||||
1 | Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Наша речь и наш язык. | 1 | ||||
2 | Текст. План текста | 1 | ||||
3 | Типы текстов. | 1 | ||||
4 | Предложение как единица речи. | 1 | ||||
5 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | ||||
6 | Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 1 | ||||
7 | Распространённые и нераспространённые предложения. Проверочная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | ||||
8 | Словосочетание. | 1 | ||||
9 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | 1 | ||||
Раздел «Предложение» (7 часов) | ||||||
10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Однородные члены предложения. | 1 | ||||
11 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | ||||
12 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1 | 1 | ||||
13 | 1 | |||||
14 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||||
15 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||||
16 | Проверочная работа №2 по теме «Предложение» | 1 | ||||
Раздел «Слово в языке и речи» (17 часов) | ||||||
17 | Лексическое значение слова | 1 | ||||
18 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | 1 | ||||
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | ||||
20 | Фразеологизмы. | 1 | ||||
21 | Части речи | 1 | ||||
22 | Части речи | 1 | ||||
23 | Контрольное списывание №1 | 1 | ||||
24 | Наречие | 1 | ||||
25 | Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи» | 1 | ||||
26 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | ||||
27 | Состав слова. Суффиксы и приставки. Разбор слова по составу | 1 | ||||
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | ||||
29 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | ||||
30 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант №2 | 1 | ||||
31 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 1 | ||||
32 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 1 | ||||
33 | Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | ||||
Раздел «Имя существительное» (33 часа) | ||||||
34 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Изменение по падежам | 1 | ||||
35 | Признаки падежных форм имён существительных | 1 | ||||
36 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | 1 | ||||
37 | Несклоняемые имена существительные | 1 | ||||
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 | ||||
39 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | ||||
40 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | ||||
41 | 2-е склонение имён существительных | 1 | ||||
42 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | ||||
43 | 3-е склонение имён существительных | 1 | ||||
44 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | ||||
45 | Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | ||||
46 | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | ||||
47 | Именительный и винительный падежи | 1 | ||||
48 | Родительный падеж | 1 | ||||
49 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | ||||
50 | Дательный падеж | 1 | ||||
51 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | ||||
52 | Творительный падеж. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | ||||
53 | Предложный падеж | 1 | ||||
54 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | ||||
55 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | ||||
56 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | ||||
57 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант №3 | 1 | ||||
58 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | ||||
59 | Контрольный диктант №3 за 1 полугодие | 1 | ||||
60 | Работа над ошибками. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | 1 | ||||
61 | Именительный падеж множественного числа | 1 | ||||
62 | Родительный падеж множественного числа | 1 | ||||
63 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||||
64 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | 1 | ||||
65 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | 1 | ||||
66 | Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное». | 1 | ||||
Раздел «Имя прилагательное» (24 часа) | ||||||
67 | Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных | 1 | ||||
68 | Род и число имён прилагательных. | 1 | ||||
69 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
70 | Работа над ошибками. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 1 | ||||
71 | Склонение имён прилагательных. | 1 | ||||
72 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | ||||
73 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||
74 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | ||||
75 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||
76 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||
77 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||
78 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||
79 | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | ||||
80 | Контрольное списывание №2 | 1 | ||||
81 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | ||||
82 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | ||||
83 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | ||||
84 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах Словарный диктант №4 | 1 | ||||
85 | Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | 1 | ||||
86 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | ||||
87 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | ||||
88 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | ||||
89 | Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||||
90 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||
Раздел «Личные местоимения» (6 часов) | ||||||
91 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Роль местоимений в речи | 1 | ||||
92 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. | 1 | ||||
93 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | ||||
94 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 1 | ||||
95 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. | 1 | ||||
96 | Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» | 1 | ||||
Раздел «Глагол» (29 часов) | ||||||
97 | Глагол как часть речи (повторение) | 1 | ||||
98 | Время глагола | 1 | ||||
99 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||||
100 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||
101 | Контрольный диктант №6 за 3 четверть | 1 | ||||
102 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Неопределённая форма глагола | 1 | ||||
103 | Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | 1 | ||||
104 | Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | ||||
105 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | 1 | ||||
106 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | 1 | ||||
107 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | 1 | ||||
108 | Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | ||||
109 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | ||||
110 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | ||||
111 | Личные окончания глаголов Iи II спряжений | 1 | ||||
112 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | ||||
113 | Изложение деформированного повествовательного текста | 1 | ||||
114 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | 1 | ||||
115 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Словарный диктант № 5 | 1 | ||||
116 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | ||||
117 | Контрольное списывание №3 | 1 | ||||
118 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | ||||
119 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | ||||
120 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | ||||
121 | Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1 | ||||
122 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | 1 | ||||
123 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» | 1 | ||||
124 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 | ||||
125 | Изложение повествовательного текста | 1 | ||||
Раздел «Повторение» (15 часов) | ||||||
126 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | 1 | ||||
127 | Повторение по теме «Текст» | 1 | ||||
128 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | ||||
129 | Контрольный диктант № 8 за 4 четверть | 1 | ||||
130 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
131 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 | ||||
132 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | ||||
133 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | ||||
134 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | ||||
135 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | ||||
136 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | ||||
137 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | ||||
138 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | ||||
139 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | ||||
140 | Игра «Родное слово» | 1 |
1
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4А класса, Везикко С.В.
№ урока | Дата | Тема урока | |||
Повторение 11 часов | |||||
1 | 1.09 | Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. | |||
2 | 2.09 | Язык и речь. Формула вежливости | |||
3 | 3.09 | Текст и его план | |||
4 | 4.09 | Р.р.1 Подробное изложение по рассказу Е.Пермяк «Первая вахта» с.10 упр.8 | |||
5 | 7.09 | Редактирование изложения. Типы текстов | |||
6 | 8.09 | Предложение как единица речи | |||
7 | 9.09 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | |||
8 | 10.09 | Диалог. Обращение | |||
9 | 11.09 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | |||
10 | 14.09 | Словосочетание | |||
11 | 15.09 | Проверь себя | |||
Предложение 9 часов | |||||
12 | 16.09 | Однородные члены предложения(общее понятие) | |||
13 | 17.09 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
14 | 18.09 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
15 | 21.09 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | |||
16 | 22.09 | КПИ 1 Исходный уровень | |||
17 | 23.09 | Работа над ошибками. | |||
18 | 24.09 | Сложное предложение и предложение с однородными членами | |||
19 | 25.09 | Р.р.2 Изложение повествовательного текста Е.Чарушин «Кот Епифан» с.39 упр.56 | |||
20 | 28.09 | Р.р.3.Редактирование изложеия | |||
Слово в языке и речи | |||||
21 | 29.09 | Слово и его лексическое значение | |||
22 | 30.09 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | |||
23 | 1.10. | Синонимы, антонимы, омонимы | |||
24 | 2.10 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | |||
25 | 5.10 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | |||
26 | 6.10 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | |||
27 | 7.10 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | |||
28 | 8.10 | Правописание гласных и согласных в коре слов | |||
29 | 9.10 | Правописание гласных и согласных в коре слов, удвоенных согласных в словах | |||
30 | 12.10 | Правописание приставок и суффиксов | |||
31 | 13.10 | Правописание слов с буквами Ь и Ъ | |||
32 | 14.10 | Р.р.4 Изложение повествовательного текста Ю.Дмитриева «Дрозды» с.66 упр.110 | |||
33 | 15.10 | Редактирование изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | |||
34 | 16.10 | Склонение имён существительных и имён прилагательных | |||
35 | 19.10 | Р.р. 5Сочинение отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» с.77 упр.134 | |||
36 | 20.10 | Редактирование сочинения Имя числительное. Глагол | |||
37 | 21.10 | Наречие как часть речи | |||
38 | 22.10 | Правописание наречий | |||
39 | 23.10 | Контрольная работа 2 по теме: «Части речи» | |||
Имя существительное 41 час | |||||
40 | 26.10 | Распознание падежей имён существительных | |||
41 | 27.10 | Упражнение в распознании Имен, Род, Вин, падежей неодушевленных имён существительных | |||
42 | 28.10 | Упражнение в распознании одушевленных имен существительных в Род, Вин, падежах, в дательном падеже | |||
43 | 29.10 | Упражнение в распознании имен существительных в творительном и предложном падеже | |||
44 | 30.10 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознания. Несклоняемые имена существительные | |||
45 | 9.11 | Три склонения имен существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных | |||
46 | 10.11 | Упражнение в распознании имен существительных 1-ого склонения | |||
47 | 11.11 | Р.р. 6 Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» с.92 упр.161 | |||
48 | 12.11 | Редактирование сочинения 2-склонение имен существительных | |||
49 | 13.11 | Упражнение в распознании имен существительных 2-ого склонения | |||
50 | 16.11 | 3-склонение имен существительных | |||
51 | 17.11 | Упражнение в распознании имен существительных 3-ого склонения | |||
52 | 18.11 | Три склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | |||
53 | 19.11 | Падежные окончания имен существительных 1,2,3-ого склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | |||
54 | 20.11 | Именительный и винительный падежи | |||
55 | 23.11 | Р.р.7 Обучающее изложение повествовательного текста Н.Сладков «Поползень»с.101 упр.180 | |||
56 | 24.11 | Редактирование изложения Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | |||
57 | 25.11 | Именительный, родительный и винительные падежи одушевленных имен существительных | |||
58 | 26.11 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | |||
59 | 27.11 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | |||
60 | 30.11 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | |||
61 | 1.12 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | |||
62 | 2.12 | Упражнение в правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | |||
63 | 3.12 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | |||
64 | 4.12 | Упражнение в правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | |||
65 | 7.12 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | |||
66 | 8.12 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | |||
67 | 9.12 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | |||
68 | 10.12 | Контрольный диктант 3 по теме: «Правописание безударных падежей окончаний имен сущ. В ед.числе | |||
69 | 11.12 | Анализ контрольного диктанта | |||
70 | 14.12 | Склонение имен существительных во множественном числе | |||
71 | 15.12 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | |||
72 | 16.12 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | |||
73 | 17.12 | Правописание окончаний имен сущ., множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе | |||
74 | 18.12 | Дательный, творительный. Предложный падежи имен существительных множественного числа | |||
75 | 21.12 | Р.р. 8 Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»с.140 упр.247 | |||
76 | 22.12 | Р.р. 9 Редактирование сочинения | |||
77 | 23.12 | Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. и мн. числе | |||
78 | 24.12 | Контрольный диктант 4 по теме «Имя существительное» | |||
79 | 25.12 | Работа над ошибками. | |||
80 | 28.12 | Наши проекты Говорите правильно. | |||
81 | 29.12 | Имя прилагательное как часть речи | |||
82 | 11.01 | Род и число имен прилагательных | |||
83 | 12.01 | Описание игрушки с.9 упр.15 | |||
84 | 13.01. | Склонение имен прилагательных | |||
85 | 14.01 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |||
86 | 15.01 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | |||
87 | 18.01 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | |||
88 | 19.01 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | |||
89 | 20.01 | Именительный, винительный, родительный падежи | |||
90 | 21.01 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже | |||
91 | 22.01 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
92 | 25.01 | Р.р. 10 изложение текста описания. Наши проекты с.27 упр.57 | |||
93 | 26.01 | Р.р. 11 Редактирование изложения | |||
94 | 27.01 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
95 | 28.01 | Склонение имен прилагательных женского рода | |||
96 | 29.01 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | |||
97 | 1.02 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | |||
98 | 2.02 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | |||
99 | 3.02 | Упражнение и правописание падежных окончаний имен прилагательных | |||
100 | 4.02 | Р.р. 12 Сочинение - отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» с.40 упр.85 | |||
101 | 5.02 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных | |||
102 | 8.02 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | |||
103 | 9.02 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных во множественном числе | |||
104 | 10.02 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе | |||
105 | 11.02 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | |||
106 | 12.02 | Работа над изложением Ю.Яковлев «Багульник»с.46 упр.99 | |||
107 | 15.02 | Обобщение по теме: «Имя прилагательное» | |||
108 | 16.02 | Работа над сочинением с. 49 упр.106 | |||
109 | 17.02 | Контрольный диктант 5 на тему «Имя прилагательное» | |||
110 | 18.02 | Работа над ошибками. | |||
111 | 19.02 | Проверь себя с.50 | |||
Местоимение 9 часов | |||||
112 | 24.02 | Местоимение как часть речи | |||
113 | 25.02 | Личные местоимения | |||
114 | 26.02 | Изменение личных местоимений 1-ого и 2-ого лица по падежам | |||
115 | 29.02 | Изменение 3-ого лица по падежам | |||
116 | 1.03 | Изменение личных местоимений по падежам | |||
117 | 2.03 | Р.р. 13 изложение повествовательного текста с элементами описания | |||
118 | 3.03 | Редактирование изложения. Обобщение по теме: «Местоимение» | |||
119 | 4.03 | Контрольный диктант 6 по теме «Местоимение» | |||
120 | 9.03 | Работа над ошибками. | |||
Глагол 32 часа | |||||
121 | 10.03 | Роль глаголов в языке | |||
122 | 11.03 | Изменение глаголов по временам | |||
123 | 14.03 | Неопределенная форма глаголов | |||
124 | 15.03 | Неопределенная форма глаголов | |||
125 | 16.03 | Изменение глаголов по временам | |||
126 | 17.03 | Р.р. 14 изложение повествовательного текста по цитатному плану | |||
127 | 18.03 | Редактирование изложения Спряжение глаголов | |||
128 | 21.03 | Спряжение глаголов | |||
129 | 22.03 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | |||
130 | 23.03 | 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени | |||
131 | 24.03 | 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени | |||
132 | 25.03 | Наши проекты. Пословицы и поговорки | |||
133 | 4.04 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |||
134 | 5.04 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |||
135 | 6.04 | Р.р. 15 Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода»с.87 упр.179 | |||
136 | 7.04 | Редактирование сочинения Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |||
137 | 8.04 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |||
138 | 11.04 | Возвратные глаголы | |||
139 | 12.04 | Правописание тся и ться в возвратных глаголов | |||
140 | 13.04 | Правописание тся и ться в возвратных глаголов | |||
141 | 14.04 | Составление рассказа по серии картинок | |||
142 | 15.04 | Правописание глаголов в прошедшем времени | |||
143 | 18.04 | Р.р. 16 Изложение повествовательного текста по вопросам «Олимпийские игры в Греции» с. | |||
144 | 19.04 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | |||
145 | 20.04 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | |||
146 | 21.04 | Контрольный диктант 7 по теме: «Глагол» | |||
147 | 22.04 | Работа над ошибками. | |||
148 | 25.04 | Обобщение по теме «Глагол» | |||
149 | 26.04 | Обобщение по теме «Глагол» | |||
150 | 27.04 | Р.р. 17 Сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» | |||
151 | 28.04 | Редактирование сочинения | |||
152 | 29.04 | Проверь себя. | |||
Повторение 18 часов | |||||
153 | 4.05 | Язык. Речь. Текст | |||
154 | 5.05 | Предложение и словосочетание. | |||
155 | 6.05 | Предложение и словосочетание. Простые предложения | |||
156 | 10.05 | Предложение и словосочетание. Сложные предложения | |||
157 | 11.05 | Лексическое значение слова | |||
158 | 12.05 | Р.р.19 Контрольное изложение с.140 упр.310 «Доигрался» | |||
159 | 13.05 | Р.р. 20 Редактирование изложения | |||
160 | 16.05 | Состав слова. Однокоренные слова | |||
161 | 17.05 | Состав слова. Окончания | |||
162 | 18.05 | Состав слова. Приставка | |||
163 | 19.05 | Состав слова. Суффикс | |||
164 | 20.05 | Части речи. | |||
165 | 23.05 | Части речи. Существительное, глагол | |||
166 | 24.05 | Части речи. Прилагательное, местоимение,союзы | |||
167 | 25.05 | Итоговый контрольный диктант 8 | |||
168 | 26.05 | Работа над ошибками. | |||
169 | 27.05 | Звуки и буквы | |||
170 | 30.05 | Игра «По галактике Частей речи» | |||
Повторение изученного в 1-3 классах | 9 | ||||
Предложение | 7 | ||||
Слово в языке и речи | 17 | ||||
Имя существительное | 33 | ||||
Имя прилагательное | 24 | ||||
Личные местоимения | 6 | ||||
Глагол | 29 | ||||
Повторение | 15 | ||||
ИТОГО | 140 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...