Урок русского языка "Род имен прилагательных" (технология РКМ)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка постороен на основе технологии развития критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка, 3 класс147.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок открытия новых знаний по теме:

 «Род имен прилагательных»

ФИО (полностью)

Ухарских Татьяна Викторовна

Место работы

МАОУ СОШ № 1 станицы Выселки

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Тема «Род имен прилагательных»

Базовый учебник

«Русский язык». 3 кл. /С.В.Иванов,М.И.Кузнецова. - Москва:Вентана-Граф , 2013.

  1. Цели  урока:
  • организовать деятельность по выбору способа определения рода имени существительного;
  •  систематизировать знания об имени существительном;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие устной речи.

9. Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • проводить самооценку на основе критерия успешности;
  • обладать мотивационной основой учебной деятельности;
  • формировать алгоритм своего действия.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации с использование учебной литературы;
  • осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков;
  • формировать умение рассуждать;
  •  активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Коммуникативные:

  • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  1. Тип урока. Урок  открытия новых знаний 
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в  группах.
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, материал для  парной работы, математический веер.

 


  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД 

1

2

3

4

5

6

I

Организационный момент (создание эмоционального фона урока)

Презентация закрыта

   2 слайд

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- Приглашаю всех в мир русского языка. Он для нас таит много нового, откроем еще одну его страницу знаний.

Вспомним, как мы будем получать новые знания?

1.Выполним пробное действие.

2. Зафиксируем затруднение.

3.Построим новое знание.

- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", чего бы ты хотел достичь на уроке.

Я  хотел бы  достичь                                              

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что – то новое самостоятельно

Порадоваться за товарища

Получить «5»

Приветствие.

Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.

Пожелание успеха.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

II

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 3,4

Слайд 5

III. Постановка проблемы

  1. Работа в тетради.

- Запишем дату, классная работа.

Сегодня на уроке мы работаем в группах постоянного состава, организуйте эти группы. Помните о правилах работы в группах.

2.Словарная работа. Картинный диктант.

- Запишите слова.

-На какие группы вы можете их разделить?

3. Проверка словарной работы.

- На экране появляются слова, проверяем написание у себя в тетради. Поставьте себе промежуточную оценку, которую вы сможете улучшить в течение урока.

4. Выявление затруднений. Работа в группах. Стадия «Вызов»: Приём «Мозговая атака».

- Определите, что общего у всех этих слов. Обсудите свои сведения в группах, сделайте общий итог, используя заготовку.

Речевое клише:

  1. Часть речи-
  2. Отвечают на вопросы-
  3. Лишние слова (по каким признакам)-

Самостоятельная работа учащихся.  

(Для слабых выданы схемы. 1 столбик вопросы, 2 столбик ответы)

Опрос. 

Запись ответов на доске.

Стадия осмысления: Прием «Инсерт». (в ЭОР гиперссылка)

Вы рассказали, что уже знаете об имени существительном. Выполняем следующее задание.

-У вас на парте листы. (На парте карточки – листочки).

Прочитать тест. Сделать пометки значками. Значки дети ставят по ходу чтения на полях:

«» - уже знал                          «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня               «?» - не понял, есть вопросы

Самостоятельная работа учащихся.

Вопрос

Варианты ответа

Пометки

1. Что такое имя прилагательное?

А) Часть слова.

Б) Член предложения.

В) Часть речи.

 

2. Что обозначает имя прилагательное?

А) Признак предмета.

Б) Предмет.

В) Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

А) Какой? Чей? Какая?

Б) Кто? Что?

В) Что делать?

Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть прилагательное?

А) Только подлежащим.

Б) Подлежащим и дополнением.

В) Подлежащим,

 сказуемым,

обстоятельством, дополнением, определением.

5. Признаки имени прилагательного.

А) Одушевлённое — неодушевлённое.

Б) Число.

В) Падеж.

Г) Род

Проверка. ( веер)

-Проверяем работу и показываем сигнальными карточками ответы, которые выбрали.

- Расскажите друг другу, что вы узнали нового.

Фронтальный опрос.

-Возвратимся к нашим записям о том, что вы знали, или думали, что знали об имени прилагательном.

-Какую новую информация об имени прилагательном предстоит узнать?

С одним из таких признаков мы познакомимся на уроке. Вернемся к вашим ответам, записанным на доске по словарной работе. Одна из групп ребят предложила сказать о словах, что они бы их разделили на две группы: прил. и сущ.. Обоснуйте свой ответ.

-Определите тему урока, обозначьте возможные пути решения.

-Каков наш следующий шаг?

Задание для пробного действия.

На доске написаны словосочетания:

добрая мама    

добрый папа  

доброе утро

-Что вы заметили?

Почему так произошло?

Записывают слова. Проверяют свою работу.

Прил. и сущ.

Высказывают предположения о теме урока.

Признаки имени прилагательного.

Выполнение пробного действия

Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 IV

Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

IV. «Открытие нового знания»

Слайд 6

1.Построение проекта выхода из затруднения.

-  Проблема: используя данное противоречие,  дополните каждый ряд ёщё одним словам и запишите в тетрадь.

Работа в группах

1.добрая мама, девочка.

2.добрый папа, дядя  

          3.доброе утро, солнце

2. Открытие нового знания.

По - какому признаку  вы дополнили слова в первой группе?

(Определяли род имени существительного, ж.р.)

Какие будут ваши предложения  относительно второй группы?

(Определяли род имени существительного, м.р.)

По - какому признаку вы дополнили  слова третьей группы?

(Определяли род имени существительного, ср.р.)

 

Итак, тема нашего урока: «Род имён прилагательных» Какова наша учебная задача на этом уроке? (Учиться определять род имён прилагательных)

3. Сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. …..

-Так как мы определяем род имени прилагательного?

Выполняют, предварительно обсудив их в группах, соблюдают правила работы в группе.

 

Познавательные УУД

Личностные УУД Регулятивные УУД

V

Физкультминутка для глаз.

Слайд 7

  На экране.

 

VI

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Слайд 8,9

 

 Слайд 10

1. Коллективная работа.

- Мы помним, что наша задача: научиться определять род имён прилагательных.

Выполняем упражнение 1 в учебнике, проговаривая порядок определения рода.

а) Нахожу существительное.

б)Определяю род имени существительного: мужской, женский, средний род.

в) Определяю род имени прилагательного.

- Что интересного вы заметили? Какая часть слова изменяется в имени прилагательном? Выделите его в словах.

2.Самостоятельная работа. Игра «Кто больше?»

- Рассмотрите картинку на слайде.  

Составить словосочетания, распределив имена прилагательные в три столбика по родам. (1 группа-высокий)

2 группа- (средний записать имена прилагательные в три столбика

3 группа (низкий)-списать слова с карточки-помощницы, указать род имен прилагательных. (у имен существительных род уже указан)

3. Проверка работы.

-Сравните с образцом. Сделайте вывод. Оцените свою работу. У кого вызвало затруднение?

-Какие орфограммы встретили в словах?

4. Развитие речи.  

- Устно составим предложения по данной картинке.

Ответы на вопрос.

Анализируют, доказывают, распределяют.

Окончание

Проверяют.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

VII

Физкультминутка 

Смена деятельности, снять напряжение мышц

- Давайте подвигаемся, отдохнем,

Физминутку проведем.

Встают, выполняют движения

VIII

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 11

1. Восстановление текста.

- Определите задание для следующей работы.

(Заменить картинки словами, списать, определить род имен прилагательных).

2. Проверка по образцу (с проговариванием алгоритма определения рода имен прилагательных).

Ответы детей.

По очереди выходят к доске и перетаскивают слова.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

VI

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подводятся итоги урока.

VII. Рефлексия учебной деятельности

-  Вот и закончился урок, но не заканчиваются тайны русского языка.

 

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Что хотели узнать?

- В чём у вас были затруднения?

- Как открывали новое знание?

 -Оцените свою работу на уроке.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня  получилось). Расскажи ребятам в группе, что тебе   удалось достичь за урок. Что не получилось?

  

Личностные УУД Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Приложение 1 (Памятка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....