открытый урок "Глагол. Распознание глаголов по вопросам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пудченко Ольга Васильевна

конспект открытого урока по русскому языку "Глагол. Распознание глаголов по вопросам". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol._raspoznanie_glagolov_po_voprosam._2_klass.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

Урок русского языка

Тема: Глагол. Распознавание глагола по вопросам.

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия)

Задачи:

Образовательная:

 - уточнение представлений о функции глаголов в речи;

 - развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи.

Формируемые УУД.

1. Личностные УУД:

-  принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-  на основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2.  Регулятивные УУД:

-учить принимать и сохранять учебную задачу,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

 - осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя,

 - развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3.  Познавательные УУД:

- общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.

- логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.

4.  Коммуникативные УУД:

через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: Открытие нового знания

 Методы обучения: фронтальная работа,  работа в парах, групповая работа, беседа, самостоятельная работа.

 Материально – техническое оснащение: учебники, рабочие тетради,  презентация, карточки с  текстом, иллюстрации.

1.Оргмомент       (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Васильевна. Нас с вами сегодня ждет увлекательное путешествие.

        Когда я спешила к вам, я встретила сказочную героиню. Отгадайте.

(Слайд 2)

Эта женщина прекрасна,

Красота её опасна.

Может взглядом погубить,

Сердце в миг оледенить.

Вся она полна коварства,

В ледяное её царство,

Если кто-то попадет,

То, пожалуй, пропадёт.

Кто эта красавица,

Что коварством славится?

Властная, мятежная

………. (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)       (слайд 3)

Чистописание.

- Ребята, с какой буквы начинается слово «снежная»? Будем красиво ее писать. Для этого откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число. Классная работа. На следующей рабочей строке запишите за мной сочетание букв. Достаточно. Дайте характеристику [с].

- Мы отправляемся в царство Снежной Королевы. Она очень любит придумывать разные задания. Чтобы справиться с ними, вам нужны умения. А какие вы узнаете из писем, которые вам прислала Снежная Королева. Для каждого ряда письмо.

-Соберитесь в группы, возьмите содержимое конверта. Что это? Составьте слово, которое заколдовано в снежинках. Кто готов ? Поднимите руку,  решите, кто будет отвечать.

Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ. Верно !!! И мы начинаем думать, рассуждать, доказывать.

2.Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая работа.                      (слайд 4)

В царстве снежной королевы очень холодно. В записанных словах замерзли и исчезли буквы. Нужно отогреть их и восстановить слова.

На слайде написаны слова с пропущенными орфограммами:

М..роз, за…ц, м…дведь , с…рока, р…сует.                       

- Запишите, вставляя пропущенные буквы.

     Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде.

Учитель. Поднимите руку те ученики, которые столкнулись с трудностями при  выполнении словарной работы.

Учитель. Поднимите руку те  ученики, которые справились с заданием  без ошибок.

Учитель. Молодцы! Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 Почему оно лишнее?

Дети. Слово рисует – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Слова мороз, заяц, медведь, сорока – существительные.

Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?

Дети. Эти слова мы употребляем в речи; они обозначают предметы и отвечают на вопросы (кто?) и (что?).

3. Самоопределение к деятельности.

Определим тему урока.

- Прочитайте лишнее слово.

- К какой части речи относится?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

Как вы думаете, какова тема урока?    Правильно, будем учиться распознавать глаголы по вопросам. (слайд) Запишите в своих тетрадях.

- Сейчас зима. А кто зимой может рисовать?   (мороз) Что мороз рисует?  (узоры). На чем он их рисует?   (на окнах). Составьте  предложение с этими словами.   Мороз рисует узоры на окне.   Давайте запишем. Даша, запиши предложение на доске. Определите и надпишите части речи. Как узнаем, к какой части речи относятся слова? По цели высказывания, какое это предложение? По интонации?

  1. Открытие нового знания.

Снежной Королеве приснился сон, как будто она попала в летнюю  сказку. А что она там увидела, мы узнаем, открыв учебники на с. 5, упражнение 6.

- Петя, прочитай текст.

- Катя, прочитай задание? Что же нам нужно сделать?

- Запишите в тетрадях «Упражнение 6». На следующей рабочей строке вместе со мной запишем первый вопрос: что делал? На этой же строке немного дальше пишем другой вопрос «Что делала?»  Марина, прочитай первое предложение.  Найдите глагол. На какой вопрос отвечает? В какой столбик запишем? Саша, запиши на доске. И т.д. В четвертом и пятом предложениях найдите и запишите глаголы в нужный столбик самостоятельно.

     «Проверка».    

  •    Кто не допустил ошибки? ( все молодцы) – так как вы находили глаголы? ( по вопросам)
  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.      Чтобы мы не замерзли в царстве Снежной Королевы, сделаем физ.минутку. (слайд 10)

Мы ногами  топаем,

  • Мы руками  хлопаем,
  • Глазками мигаем,
  • Головой киваем,
  • Раз - сюда,
  • Два - туда,
  • Повернись вокруг себя,
  • И присели, и привстали,
  • Руки кверху мы подняли
  • И на носочки встали!
  • Учитель. Ребята, что сейчас делали?
  • Дети. Мы выполняли действия.
  • Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?
  • Дети. Глаголы.

 Закрепление полученных знаний.   (в паре)

Снежная Королева подготовила для нас очередное задание. У вас на столах розовые листы. Возьмите их. Прочитайте задание: подобрать гл к сущ., походящий по смылу.

Снег  (что делает?)…………………….

Медведи  (что делают?)…………………….

Ель  (что делает?)……………………..

Зайчик (что сделал?),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Зима (что сделала?)___________

Проверка.

Ребята, Снежная Королева находится в растерянности. Вы все задания выполнили, все молодцы. И пока наша Снежная Дама придумывает нам новые задания,  немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол, хлопайте в ладоши».

        «…вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, фонарь, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы молодцы, самые внимательные!

 Подведение итогов.  Рефлексия учебной деятельности.  В стране Снежной Королевы нередко бывает ветер. Он разметал слова по снегу. Закончите предложения:

Правило.   (слайд   )

   Глагол – это………

  Глаголы обозначают ………

  Глаголы отвечают на вопросы:………

Посмотрите на снежинки со словами, которые  вы составили в начале урока. Прочитайте их еще раз. Скажите, какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос отвечают? А совершали ли мы эти действия на уроке?

Давайте порадуем Снежную Королеву и нарядим елочку. Ребята, кто считает, что справился со всеми заданиями, все понял – повесьте шарик на елочку, у кого возникли затруднения – положите шарик рядом с елочкой.

Дом. задание.  Для закрепления повторите правило на с. 5 и задание 7 на с. 6

Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Желаю вам удачи! Спасибо за урок!

Задание: подобрать к имени существительному глагол, походящий по смылу.

Снег  (что делает?)___________________________

Медведи  (что делают?)______________________

Ель  (что делает?)____________________________

Зайчик (что сделал?)_________________________

Зима (что сделала?)__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к открытому уроку "Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Урок-морское путешествие на остров знаний.1. Орг.момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Изучение нового5. Отработка умения задавать вопросы и отвечать на них....

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс...

презентация к уроку "Глагол. Распознавание глагола по вопросам".

презентация к уроку по русскому языку "Глагол. Распознавание глагола по вопросам" для 2 класса. УМК "Школа России"....

Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...