Конспект урока "Шипящие согласные звуки" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока "Шипящие согласные звуки" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
1 класс
Тема: «Шипящие согласные звуки»
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков, их ролью в русском языке.
Развивающая: Развивать умение самостоятельно ставить целевые установки, оттолкнувшись от темы. Развивать внимание, умение сравнивать. Работать над обогащением словарного запаса учащихся.
Воспитывающая: чувство коллективизма, сострадание; отзывчивость и желание прийти на помощь ближнему.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- приобретения начального опыта применение знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Личностные УУД:
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
*Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
*Познавательные:
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Инструментальный блок
Тип урока:
Комбинированный
Формы, приёмы и методы
Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические.
Образовательные ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь, карандаш, линейка, наглядное пособие.
Ход урока
- Орг.момент
Разминка для рук:
Моем руки
1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
2. "Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3. "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
- А сейчас откроем тетради и запишем число 30 марта.
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Cегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве в замке жила маленькая девочка и звали ее Белоснежка. Она росла доброй, вежливой, ласковой девочкой. У нее было много друзей. Очень любила она играть с гномами. Замок, в котором она жила находился возле леса. И играла она с друзьями на опушке леса. Однажды Белоснежка и гномики пошли играть в прятки. Девочка водила, а гномы прятались. И когда они спрятались, злая мачеха Белоснежки заколдовала их и превратила в камни. Белоснежка долго искала своих друзей, но найти не могла. Вернувшись, домой, она случайно узнала, что мачеха заколдовала гномов и очень расстроилась. Но узнав, что друзей можно расколдовать, она позвала нас помочь ей.
- -Поможем, ребята, Белоснежке? (рисунок Белоснежки)
- Чистописание
- Вот и первое задание.
Медвежонок кушал мёд:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем
И запомню букву..." (М)
- Какую букву мы будем сегодня писать?
- Что вы можете о ней сказать? Давайте прописывать.
– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.
– Какой счёт будет для этого элемента? (-и-)
– Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-)
– Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).
- Пропишите букву самостоятельно. Прописали, а теперь найдите самую лучшую из всех букв и поставите точку красного цвета.
Вывод:
- Молодцы, вот справились и с первым задание, и на полянке появился первый гномик. (рисунок гнома)
2) Словарная работа
- А сейчас выполним второе задание, если справимся, освободим второго гнома. Посмотрите на доску. Там какое-то слово. Кто догадался что это за слово?
д | а | ч | а | з | а |
задача |
- Давайте дружно проговорим это слово.
- Скажите, а что означает слово задача? Где в жизни можно встретить это слово?
- Давайте сделаем разбор этого слова. Поставим ударение (слово безударное, которое надо запомнить и подчеркнуть)
- Посчитаем звуки. Сколько звуков в слове задача? (6 звуков) Кто хочет проговорить их. А сколько букв? (6 букв). (устно)
- Скажите, а какие орфограммы здесь есть?
- А сейчас, давайте запишем слово задача в тетрадях. Пропускаем четыре пальчика от начала строки и записываем слово задача с маленькой буквы.
- Обведем это слово в облачко карандашом красного цвета.
- (устно) Придумайте 3-4 предложения с этим словом.
Вывод:
-На какие группы можно разделить звуки? (гласные, согласные)
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные тянутся, а согласные нет. При произношении звонких букв или звуков вы используете голос, а при произношении глухих шипение и другие тихие звуки.)
-На какие группы мы еще можем разделить звуки, по каким признакам? (звонкие, глухие)
У:- Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Посмотрите, на полянке появился второй гномик. (рисунок второго гнома)
- Физкультминутка
Поймай звук! Я читаю слова, а вы приседайте, когда услышите буквосочетания жи – ши, и хлопайте в ладоши, если таких буквосочетаний нет.
(Парта, камыши, ужи, стол, лужи, доска, жираф, жир, машина, дом, молоко, шуршат, жуют, живут.) - Открытие новых знаний.
- Ребята, откройте учебник на стр. 60 и посмотрите на упр. 75. Прочитайте глазками упражнение и скажите что это?
Шапкой Миши шишки сшибли.
В живом уголке жили ежи и ужи.
У:- Как читают скороговорки?
Д:- Скороговорка - говорить скоро или быстро.
У:- Для чего они нам нужны? (развивать речь)
У:- Давайте произнесем скороговорки сначала тихонько в парах, а затем громко всему классу. Потренируйтесь.
-Какой шипящий звук слышится много раз в словах первой строчки?
Д:- В словах первой строчки слышится звук Ш (вещаю карточку «ШИ»)
У:- Давайте вместе пошипим. А в словах второй строчки?
Д:- Во второй строчке слышится звук Ж. (вещаю карточку «ЖИ»)
У:- Давайте пожужжим . Теперь произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки?
Д:- Эти звуки звучат твердо.
У:- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?
Д:- Эти звуки всегда твердые.
У:- Давайте, запишем эти скороговорки в тетрадь. Кто хочет поработать у доски? Помните, что упражнение пишем с красной строки, пропускаем один пальчик.
- Молодцы, мы снова справились с заданием, и на полянке появилось сразу два гномика, потому что выполнили два задания. (рисунки двух гномов)
2) Переходим к следующему упражнению, 76, стр.60
Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
У:- Прочитайте упражнение. В этих словах есть шипящие звуки?
Д:- Это звук Щ. (вещаю карточку «ЩА»)
У:- Сравните произношение данного звука со звуками Ш и Ж. Какой он?
Д:- Звук Щ мягкий.
У:- запишите слово с буквой Щ в тетради, подчеркните шипящие звуки.
У:- Какой звук вы подчеркивали в упражнении?
Д:- Звук Щ.
-Посмотрите, еще одного гномика мы с вами спасли. Сколько их стало на полянке?
Д:- На полянке 5 гномика.
- Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
- Закрепление первичных знаний
- Следующее задание — это будет упражнение 77 стр.61.
Спиши загадку, напиши отгадку.
Он и сочен, и душист,
А снаружи золотист.
а | е | с | и | н |
- Назовите щипающие звуки в загадке. Какие из них мягкие, какие твердые?
- Если списываем загадку или стихотворение, то пишем от начала строки и проговариваем правила списывания.
У:- Какие шипящие вы подчеркнули?
Д:- Ж,Ш,Ч,Щ.
У: Посмотрите, на полянке появилось еще 2 гномика. Молодцы, ребята, вы очень помогли Белоснежке.
- Скажите, какие из названных вами звуков твердые, какие мягкие?
Д:- Звуки Ж,Ш- всегда твердые. Звуки Ч, Щ- всегда мягкие.
У: Посмотрите, на полянке появилось еще 1 гномик (рисунок гнома)
- Рефлексия
-Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились?
-Какие познавательные вопросы задавали?
-Что нового каждый из вас узнал?
-А где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Молодцы! А еще мы с вами сегодня совершили добрый поступок, помогли Белоснежке и расколдовали гномов.
- Оцените свою работу на уроке
- Если вам было комфортно, и вы все поняли на уроке подарите Белоснежке белый цветочек, если что-то не поняли и было не очень комфортно на уроке подарите желтый цветочек, а если было тяжело на уроке подарите красный цветочек.
-Я благодарю вас за совместную работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе"Проверка орфограмм непроизносимой согласной".(
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема «Слова с непроизносимой согласной. Словоизменение и словообразование» В программе на данную тему отведено 10 часов. Данный у...
Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"
Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы». Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....
Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс
На уроке систематизируюся знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется умение выполнять алгоритм действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне» Конспект урока во 2 классе
Урок русского языка во 2 классе....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс
Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...
Конспект урока произношения 1 класс. Согласный звук [ч].
Данный конспект создан для проведения урока произношения в школе V вида (для детей с ТНР). Главная задача - формировать правильное произношение звука, умение чётко проговаривать и давать х...
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...