Конспект урока "Шипящие согласные звуки" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока "Шипящие согласные звуки" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

1 класс

Тема: «Шипящие согласные звуки»

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков, их ролью в русском языке.

Развивающая: Развивать умение самостоятельно ставить целевые установки, оттолкнувшись от темы. Развивать внимание, умение сравнивать. Работать над обогащением словарного запаса учащихся.

Воспитывающая: чувство коллективизма, сострадание; отзывчивость и желание прийти на помощь ближнему.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- приобретения начального опыта применение знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Личностные УУД:

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

*Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

*Познавательные:

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Инструментальный блок

Тип урока:

Комбинированный

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические.

Образовательные ресурсы:

учебник, рабочая тетрадь, карандаш, линейка, наглядное пособие.

Ход урока

  1. Орг.момент
    Разминка для рук:

Моем руки
1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
2. "Стряхиваем водичку с рук": 
пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3. "Вытираем руки": 
энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.

  1. А сейчас откроем тетради и запишем число 30 марта.

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

  • Cегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве в замке жила маленькая девочка и звали ее Белоснежка. Она росла доброй, вежливой, ласковой девочкой. У нее было много друзей. Очень любила она играть с гномами. Замок, в котором она жила находился возле леса. И играла она с друзьями на опушке леса. Однажды Белоснежка и гномики пошли играть в прятки. Девочка водила, а гномы прятались. И когда они спрятались, злая мачеха Белоснежки заколдовала их и превратила в камни. Белоснежка долго искала своих друзей, но найти не могла. Вернувшись, домой, она случайно узнала, что мачеха заколдовала гномов и очень расстроилась. Но узнав, что друзей можно расколдовать, она позвала нас помочь ей.

  1. -Поможем, ребята, Белоснежке? (рисунок Белоснежки)
  1. Чистописание
    -
    Вот и первое задание.

Медвежонок кушал мёд:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем 
И запомню букву..." (М)

- Какую букву мы будем сегодня писать?
- Что вы можете о ней сказать? Давайте прописывать.
– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. 
– Какой счёт будет для этого элемента? (-и-) 
– Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-) 
– Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).

- Пропишите букву самостоятельно. Прописали, а теперь найдите самую лучшую из всех букв и поставите точку красного цвета.
Вывод:

- Молодцы, вот справились и с первым задание, и на полянке появился первый гномик. (рисунок гнома)

2) Словарная работа

- А сейчас выполним второе задание, если справимся, освободим второго гнома. Посмотрите на доску. Там какое-то слово. Кто догадался что это за слово?

д

а

ч

а

з

а

задача

 

- Давайте дружно проговорим это слово.

- Скажите, а что означает слово задача? Где в жизни можно встретить это слово?
-  Давайте сделаем разбор этого слова. Поставим ударение (слово безударное, которое надо запомнить и подчеркнуть)

- Посчитаем звуки. Сколько звуков в слове задача? (6 звуков) Кто хочет проговорить их. А сколько букв? (6 букв). (устно)
- Скажите, а какие орфограммы здесь есть?

- А сейчас, давайте запишем слово задача в тетрадях. Пропускаем четыре пальчика от начала строки и записываем слово задача с маленькой буквы.

- Обведем это слово в облачко карандашом красного цвета.
- (устно) Придумайте 3-4 предложения с этим словом.

Вывод:

-На какие группы можно разделить звуки? (гласные, согласные)

-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные тянутся, а согласные нет. При произношении звонких букв или звуков вы используете голос, а при произношении глухих шипение и другие тихие звуки.)

-На какие группы мы еще можем разделить звуки, по каким признакам? (звонкие, глухие)

У:- Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Посмотрите, на полянке появился второй гномик. (рисунок второго гнома)

  1. Физкультминутка
    Поймай звук! Я читаю слова, а вы приседайте, когда услышите буквосочетания жи – ши, и хлопайте в ладоши, если таких буквосочетаний нет.
    (
    Парта, камыши, ужи, стол, лужи, доска, жираф, жир, машина, дом, молоко, шуршат, жуют, живут.)
  2. Открытие новых знаний.
  1.  Ребята, откройте учебник на стр. 60 и посмотрите на упр. 75. Прочитайте глазками упражнение и скажите что это?

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

У:- Как читают скороговорки?

Д:- Скороговорка - говорить скоро или быстро.
У:- Для чего они нам нужны? (развивать речь)

У:- Давайте произнесем скороговорки сначала тихонько в парах, а затем громко всему классу. Потренируйтесь.

-Какой шипящий звук слышится много раз в словах первой строчки?

Д:- В словах первой строчки слышится звук Ш (вещаю карточку «ШИ»)

У:- Давайте вместе пошипим. А в словах второй строчки?

Д:- Во второй строчке слышится звук Ж. (вещаю карточку «ЖИ»)

У:- Давайте пожужжим . Теперь произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки?

Д:- Эти звуки звучат твердо.

У:- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?

Д:- Эти звуки всегда твердые.

У:- Давайте, запишем эти скороговорки в тетрадь. Кто хочет поработать у доски? Помните, что упражнение пишем с красной строки, пропускаем один пальчик.

- Молодцы, мы снова справились с заданием, и на полянке появилось сразу два гномика, потому что выполнили два задания. (рисунки двух гномов)

2) Переходим к следующему упражнению, 76, стр.60
Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

У:- Прочитайте упражнение. В этих словах есть шипящие звуки?

Д:- Это звук Щ. (вещаю карточку «ЩА»)

У:- Сравните произношение данного звука со звуками Ш и Ж. Какой он?

Д:- Звук Щ мягкий.

У:- запишите слово с буквой Щ в тетради, подчеркните шипящие звуки.

У:- Какой звук вы подчеркивали в упражнении?

Д:- Звук Щ.

-Посмотрите, еще одного гномика мы с вами спасли. Сколько их стало на полянке?

Д:- На полянке 5 гномика.

  1. Физкультминутка

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

  1. Закрепление первичных знаний

- Следующее задание — это будет упражнение 77 стр.61.

Спиши загадку, напиши отгадку.
Он и сочен, и душист,
А снаружи золотист.

а

е

с

и

н


- Назовите щипающие звуки в загадке. Какие из них мягкие, какие твердые?

- Если списываем загадку или стихотворение, то пишем от начала строки и проговариваем правила списывания.

У:- Какие шипящие вы подчеркнули?

Д:- Ж,Ш,Ч,Щ.

У: Посмотрите, на полянке появилось еще 2 гномика. Молодцы, ребята, вы очень помогли Белоснежке.

- Скажите, какие из названных вами звуков твердые, какие мягкие?

Д:- Звуки Ж,Ш- всегда твердые. Звуки Ч, Щ- всегда мягкие.

У: Посмотрите, на полянке появилось еще 1 гномик (рисунок гнома)

  1. Рефлексия

-Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились?

-Какие познавательные вопросы задавали?

-Что нового каждый из вас узнал?

-А где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Молодцы! А еще мы с вами сегодня совершили добрый поступок, помогли Белоснежке и расколдовали гномов.

- Оцените свою работу на уроке

- Если вам было комфортно, и вы все поняли на уроке подарите Белоснежке белый цветочек, если что-то не поняли и было не очень комфортно на уроке подарите желтый цветочек, а если было тяжело на уроке подарите красный цветочек.

-Я благодарю вас за совместную работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе"Проверка орфограмм непроизносимой согласной".(

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова.  Тема «Слова с непроизносимой согласной. Словоизменение и словообразование»  В программе на данную тему отведено 10 часов. Данный у...

Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"

Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Конспект урока произношения 1 класс. Согласный звук [ч].

Данный конспект  создан для проведения урока произношения в школе V вида (для детей с ТНР). Главная задача - формировать правильное произношение звука, умение чётко проговаривать и  давать х...