Конспект урока в 3 классе"Проверка орфограмм непроизносимой согласной".(
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова.
Тема «Слова с непроизносимой согласной. Словоизменение и словообразование»
В программе на данную тему отведено 10 часов.
Данный урок в теме - урок № 1, вид урока – изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_orfogramm_neproiznosimoy_soglasnoy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Проверка орфограмм непроизносимой согласной".( слайд № 1)
Цель: конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной; развитие умения сопоставлять произношение с написанием, анализировать, обобщать, точно формулировать выводы;
развитие навыков грамотного письма, внимание к правильному употреблению слов с учетом их соматической (смысловой) сочетаемости;
воспитывать чувство товарищества.(слайд № 3)
Оборудование: карточки, компьютер.
Ход урока
Учитель. Сегодня я предлагаю вам провести необычный урок. Давайте устроим охоту на привидения!(слайд № 2)
I. Создание ситуации успеха (слайд №4)
У. Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква в слове?
Дети. Да
У. Хорошо, давайте поиграем в игру "Охота на звуки". Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает. Итак, слово коты. Учитель указывает на одну букву.
Д. Буква о обозначает звук [а].
У. Бровь
Д. Буква в обозначает звук [ф' ].
У. Сделать
Д. Буква с обозначает звук [з].
У. Лёд
Д. Буква д обозначает звук [т].
У. Грустный
Д. Буква т не обозначает никакого звука.
II. Ситуация затруднения
У. Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?
Д. Это ошибка.
Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить.
III. Постановка учебной задачи (слайд № 5)
У. Какая проблема у вас возникла?
Д. Надо ли писать букву, если звук не слышим и как это узнать?
- Как проверить эту странную орфограмму?
У. Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И как писать - не ясно нам.
Будем охотиться за привидениями!
IV. Работа в парах.(слайд №6)
У. Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму.
Учащиеся работают в парах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят в выводу: если в корне родственных слов есть такая фонема, значит, ее нужно обозначать буквой и там, где она не слышится. Например: грустный - грустит.
V. Проверка правильности версии (слайд № 7)
У. Может быть, это только одно такое слово в русском языке, где есть звук-призрак?
От данных слов образуйте слова, называющие признаки предметов:
У. Область
Д. Областной
У. Несчастье
Д. Несчастный
У. Гигант
Д. Гигантский
У. Произнесите и послушайте, есть ли во втором слове звуки-привидения? Запишите в тетради все слова, которые вы образовали, подчеркивая ту букву, которая обозначает звук-приведение одной чертой. А сейчас подчеркните соседей этих букв. Что заметили?
У. В русском языке могут встречаться три согласных звука
рядом. Некоторые звуки произносить подряд неудобно, поэтому один звук исчезает - не произносится. Как можно назвать такой звук?
Д. Их называют непроизносимыми согласными.
VI. Способ проверки непроизносимых согласных(слайд № 8)
У. Кто знает секрет привидений? Как проверить слова с непроизносимой согласной?
Д. Для этого нужно подобрать такие родственные слова, в которых у этого звука появляются другие соседи, и он слышится.
VII. Физминутка (слайд № 9)
VII1 Тренировочные упражнения (слайд № 10)
У. Только что мне сообщили, что сразу в нескольких частях нашего села появились сигналы о привидениях. Проверьте и отыщите непроизносимые согласные.
з в ё (зн) ы й
се (рц) е
ч е (сн) ы й
л е (сн) о й
радо (сн) ы и
со (нц) е
хру (сн) ут ь
Дети выполняют задание, далее следует проверка. Проверка: найдите слова с такими значениями:
имеющий отношение к звездам;
веселый;
центральный орган кровообращения;
небесное светило;
добросовестный;
затрещать.
Какое слово осталось?
Д. Лесной.
У. Есть ли в нем непроизносимая согласная?
Д. Нет.
У. Призраки решили поиграть с вами в прятки. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполните проверку.(слайд № 11)
здешний житель – местный
пасмурный день – ненастный
печальная картина – грустная
правдивый ответ — честный
красивый пейзаж — прелестный
VIII. Итог урока
У. Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными.(слайд № 12, 13)
У нас сегодня праздник. Мы победили неизвестные привидения.
Дети выполняют задание.
- Как проверить эти непроизносимые согласные? Все ли из них можно проверить?
Д. Нельзя проверить орфограмму непроизносимой согласной
в слове праздник.
У. Как же быть с такими словами?
Д. Их надо запоминать.
У. А как быть с другой орфограммой?
Д. Ее можно проверить: неизвестные - вести.
У. Как же проверяются орфограммы непроизносимой согласной?
Д. Надо найти родственное слово или посмотреть это-слово в словаре.
У. Но самое главное - научиться находить эти орфограммы, в этом мы потренируемся на следующем уроке.
-Кого вы считаете лучшим соискателем привидений?
-Молодцы! Спасибо всем за урок! (слайд № 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к конспекту Проверка орфограмм непроизносимой согласной
Ррезентация к конспекту урока русского языка в 3 классе по ситеме Л.В.занкова "Проверка орфограмм непроизносимой согласной "...
Орфограмма: "НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ"
правило...
Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Непроизносимые согласные"
Урок по русскому языку во 2 классе на тему "Непроизносимые согласные в корне слова" составлен в технологии проблемного диалога....
Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс
Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока: Урок исследования и первичного закрепления новых...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....
Конспект урока на тему: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»
Тема урока: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить...