Конспект урока в 3 классе"Проверка орфограмм непроизносимой согласной".(
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова.

 Тема «Слова с непроизносимой согласной. Словоизменение и словообразование»

 В программе на данную тему отведено 10 часов.

Данный урок в теме -  урок № 1, вид урока – изучение нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_orfogramm_neproiznosimoy_soglasnoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Проверка орфограмм непроизносимой согласной".( слайд № 1)

Цель: конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной;  развитие  умения сопоставлять произношение с написанием, анализировать, обобщать, точно формулировать выводы;

         развитие навыков грамотного письма, внимание к правильному употреблению слов с  учетом их соматической (смысловой) сочетаемости;

        воспитывать чувство товарищества.(слайд № 3)

Оборудование: карточки, компьютер.

Ход урока

Учитель. Сегодня я предлагаю вам провести необычный урок. Давайте устроим охоту на привидения!(слайд № 2)

I. Создание ситуации успеха (слайд №4)

У. Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква в слове?

Дети. Да

У. Хорошо, давайте поиграем в игру "Охота на звуки". Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает. Итак, слово коты. Учитель указывает на одну букву.

Д. Буква о обозначает звук [а].

У. Бровь

Д. Буква в обозначает звук [ф' ].

У. Сделать

Д. Буква с обозначает звук [з].

У. Лёд

Д. Буква д обозначает звук [т].

У. Грустный

Д. Буква т не обозначает никакого звука.


II. Ситуация затруднения

У. Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?

Д. Это ошибка.

Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить.

III. Постановка учебной задачи (слайд № 5)

У.  Какая проблема у вас возникла?
Д. Надо ли писать букву, если звук не слышим и как  это узнать?

- Как проверить эту странную орфограмму?

У. Порой в словах встречаются

     Ужасные согласные.              

      Они не произносятся,

      И как писать - не ясно нам.

  Будем охотиться за привидениями!

IV. Работа в парах.(слайд №6)

У. Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму.  

Учащиеся работают в парах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят в выводу: если в корне родственных слов есть такая фонема, значит, ее нужно обозначать буквой и там, где она не слышится. Например: грустный - грустит.

V. Проверка правильности версии (слайд № 7)

У. Может быть, это только одно такое слово в русском языке, где есть звук-призрак?

От данных слов образуйте слова, называющие признаки предметов:
У. Область

Д. Областной

У. Несчастье                                    

Д. Несчастный                 

У. Гигант       

Д. Гигантский   

У. Произнесите и послушайте, есть ли во втором слове звуки-привидения? Запишите в тетради все слова, которые вы образовали, подчеркивая ту букву, которая обозначает звук-приведение одной чертой.  А сейчас подчеркните соседей этих букв. Что заметили?

У. В русском языке могут встречаться три согласных звука
рядом. Некоторые звуки произносить подряд неудобно, поэтому один звук исчезает - не произносится. Как можно назвать такой звук?

Д. Их называют непроизносимыми согласными.

VI. Способ проверки непроизносимых согласных(слайд № 8)

У. Кто знает секрет привидений? Как проверить слова с непроизносимой согласной?

Д. Для этого нужно   подобрать такие родственные слова, в которых у этого звука появляются другие соседи, и он слышится.

VII. Физминутка (слайд № 9)

VII1 Тренировочные упражнения (слайд № 10)

У. Только что мне сообщили, что   сразу в нескольких частях нашего села появились сигналы о привидениях. Проверьте и отыщите непроизносимые согласные.
з в ё (зн)  ы й

се (рц) е

ч е (сн) ы й      

л е (сн) о й

радо (сн) ы и

со (нц) е

хру (сн) ут ь

Дети выполняют задание, далее следует проверка. Проверка: найдите слова с такими значениями:

имеющий отношение к звездам;

веселый;

центральный орган кровообращения;

небесное светило;

добросовестный;

затрещать.

Какое слово осталось?

Д. Лесной.

У. Есть ли в нем непроизносимая согласная?

Д. Нет.

У. Призраки решили поиграть с вами в прятки. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполните проверку.(слайд № 11)

здешний житель – местный

пасмурный день – ненастный                      

печальная картина – грустная               

правдивый ответ — честный                

красивый пейзаж — прелестный

VIII. Итог урока                        

У. Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными.(слайд № 12, 13)
У нас сегодня праздник. Мы победили неизвестные привидения.

Дети выполняют задание.

- Как проверить эти непроизносимые согласные? Все ли из них можно проверить?

Д. Нельзя проверить орфограмму непроизносимой согласной
в слове
 праздник.

У. Как же быть с такими словами?
Д. Их надо запоминать.
 

У. А как быть с другой орфограммой?

Д. Ее можно проверить: неизвестные - вести.

У. Как же проверяются орфограммы непроизносимой согласной?

Д. Надо найти   родственное слово или посмотреть это-слово в словаре.

У. Но самое главное - научиться находить эти орфограммы, в этом мы потренируемся на следующем уроке.

-Кого вы считаете лучшим соискателем привидений?

-Молодцы! Спасибо всем за урок! (слайд № 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к конспекту Проверка орфограмм непроизносимой согласной

Ррезентация к конспекту урока русского языка в 3 классе по ситеме Л.В.занкова "Проверка орфограмм непроизносимой согласной "...

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Непроизносимые согласные"

Урок по русскому языку во 2 классе на тему "Непроизносимые согласные в корне слова" составлен в технологии проблемного диалога....

Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....

Конспект урока на тему: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»

Тема урока: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить...