Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы». Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shipyashchie_soglasnye_zvuki._slova__s_sochetaniyami_zhi_shi.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
2011 г. Русский язык
1-й класс
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1167
Щавелевой Елены Аркадьевны
Тема урока: "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши".
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Задачи урока:
- Образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши.
- Развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
- Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.
- Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, картинки.
Средства обучения для учащихся: учебник, карточки.
Структура урока: 1.Организация внимания учащихся. 2. Гимнастика для пальцев.
3. Чистописание.
4. Развитие учебной мотивации. 5. Стимулирование реакций обучающихся.
- Индивидуальная работа по карточкам;
- Физкультурная минутка;
- Работа в парах.
6.Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
- Гимнастика для глаз;
- Работа с учебником.
7. Обеспечение обратной связи.
8. Выводы и обобщения.
9.Рефлексия.
Ход урока
1. Организация внимания учащихся
2. Гимнастика для пальцев. Дружат в нашем классе… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)
Девочки и мальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)
Мы с тобой подружим… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)
Маленькие пальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)
Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)
Мы закончили считать . (Хлопки руками – 4 раза)
Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)
Начинаем мы писать . (Хлопки руками – 4 раза)
3. Чистописание. Число, месяц.
Классная работа.
- Посмотрите фрагмент (слайд) и определите, какой звук произносится?(змея шипит, жук жужжит)
- Давайте все вместе дружно пошипим и пожужжим.
- Какими буквами на письме обозначаются звуки (ш), (ж)?
Запись в тетрадь:
Жж Шш Жж Шш и т.д.
- Можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.
-Сделайте вывод! (ш ж всегда твердые)
4. Развитие учебной мотивации
(Слайд).
- Сегодня, на уроке русского языка, Муравьишка предлагает отправиться на экскурсию в весенний лес, в гости к … А вот к кому мы с вами узнаем в конце урока.
-Что это за плакат висит на дереве?(Слайд )
- Дождем смыло последние слоги в словах. Восстановите предложения.
По полям бегут ручьи,
На дорогах – лу
Скоро выйдут муравьи
После зимней сту
Мы - малы
Постараемся определить тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (слайд )
-Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем учиться ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ орфограмму в словах, ПРИМЕНЯТЬ правило при написании слов.
-Какие буквы нужно писать после ж и ш!
-Вот ведь как интересно получается: Звуки ж,ш- всегда твердые, но в буквосочетаниях жи, ши пишется буква и. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить.
(слайд) В сочетаниях жи- ши
Только И всегда пиши!
-А чтобы лучше запомнилось это правило, ребята вам прочтут веселые запоминалки.
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи.
Жи да ши, жи да ши
С букой и всегда пиши.
*****************************
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
*****************************
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья жи и ши-
Только с и всегда пиши.
-Письмо по памяти четверостишия.????????
-Еще раз это правило прочтите в учебнике на стр. 66 в упр. 96.
5.Стимулирование реакций учащихся
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Ребята, давайте проверим, правильным ли маршрутом мы идем? А для этого вам нужно выполнить задание Муравьишки (Приложение1) . На карточках вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ.
- Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (3)
- Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3)
- Прочитайте слова из оставшихся букв. (правильный маршрут)
ПРАШИВИЛЬЖИНЫЙШИ
ЖИМАШИРШРУЖИТ
- Физкультурная минутка.
В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. (Шаги на месте.) Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по полу шуршит. (Наклоны туловища.) - Ты куда? - К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу. (Наклоны головы.) Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тихо, Шорох, не шурши. (Приседания.) Навостри-ка уши - Тишину послушай. (Потянулись и сели на место)
- Работа в парах. (слайд)
Гусеницы объели часть листиков. Восстановите слова.
каранда.. ма .. на стри..
ё .. к мы.. чи..
лы.. .. повник
6.Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
- Гимнастика для глаз
- Работа с учебником
Стр.65, упр.95.
7. Обеспечение обратной связи.
(Слайд)
Жыли мыши, не тужыли, Шышки на зиму сушыли,
Из шыповника с малиной Чай варили витаминный.
- Прочитайте стихотворение, и вы узнаете, к кому в гости мы пришли.
-Правильно, к мышатам. Помогите им исправить ошибки.
- Спишите первую часть стихотворения, вставьте нужные буквы. Правило!!!
- Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.
(Проверка - слайд).
8. Выводы и обобщения .
- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?
- Звуки Ж и Ш всегда твердые, - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмма, которую нужно запомнить.
9. Рефлексия
-Вот и закончилось наше путешествие.
(Слайд).
У домика мышек растет яблоня. -Если урок прошёл отлично и вы остались довольны, сорвите с дерева красное яблоко.
-Если – хорошо, но могло быть лучше, - желтое яблоко.
-Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – зелёное яблоко.
Благодарю за урок, всем спасибо.
Дополнительный материал.
- Послушайте сказку:
“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.
- Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.
Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка) (Подчеркнуть орфограмму)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин)
Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
- Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.
Ё__к и ёр__к — колючи, но всё же
Ё__к и ёр__к совсем не похожи:
Ёр __к при виде врагов не трево_тся,
Ё__к тотчас же пытается съё_ться.
Домик мышат
Приложение 1
КА жи ди
ща Ши ва ры мо тя Ши сы ави гу ча зы фу ШИ жи по ЧУ ШИ жи |
КА жи ди
ща Ши ва ры мо тя Ши сы ави гу ча зы фу ШИ жи по ЧУ ШИ жи |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Щавелева Елена Аркадьевна
Дата: 20.04.2011 года
Класс: 1 «в»
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Преподавание русского языка ведется по учебнику
Рамзаевой Т.Г. (4 ч в неделю).
Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы»
Была поставлена дидактическая цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
Цель реализовывалась через следующие аспекты:
- образовательный: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши.
- развивающий: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
- воспитательный: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
- по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
- по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадки, решить кроссворд и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
( Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями). )
Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.
На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации в справочной литературе) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды, с работой по учебнику и в рабочих тетрадях и практическим ().
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась компьютерная программа, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.
Завершающим этапом была подведение итогов, оценка учащимися своих результатов урока.
Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования. Стихотворения, физкультминутки. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках , то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"
Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"
Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"...
План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п
План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] , [ п\'], буквы П, п....
Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б». с презентацией
Урок обучение грамоте по теме: "Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б»" с презентацией. На уроке дети в игровой форме вместе с героем сказки Л. Толстого из сказки "Золотой ключик или приключения Бу...
Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"
Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д" Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышлен...
конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."
Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....