Урок русского языка по теме "Обстоятельства места, времени и образа действия"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) по теме

Урок ознакомления с новым материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_russkomu_yazyku.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Учитель: Прохорова Ю.А.

Тема урока: Обстоятельства места, времени и образа действия.

Тип урока: комбинированный

Технологии: проблемное обучение, технология группового обучения.

Цели урока: Усвоить разряды обстоятельств по значению.

Задачи:

Предметные

  1. Познакомить детей с типами обстоятельств на основе знаний о разрядах наречий по значению.
  2. Установить взаимосвязь между типом обстоятельства и частями речи, которыми оно может быть выражено.

Метапредметные

  1. Формировать умение выдвигать гипотезы и находить правильные решения.
  2. Развивать у детей чувства языка, эмоциональной сферы.
  3. Формировать мыслительные процессы  анализа и синтеза, подведения под понятие.
  4. Формировать навыки взаимопомощи и взаимоконтроля  в процессе коллективной работы над единой проблемой.

Цели учебной деятельности:

  1. Научиться определять виды обстоятельств.
  2. Осознать взаимосвязь между видом обстоятельства и частями речи, которыми оно может быть выражено.
  3. Научиться использовать в речи обстоятельства различных видов в соответствии с речевой ситуацией.
  4. Продвинуться в умении самостоятельно добывать знания.

Программа: система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник русского языка для 4 класса  (авт. А.В. Полякова)

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися.

Организационный момент.

2 мин.

Создание психологического настроя на урок. Выполнение под рифмованное проговаривание упражнения, нацеленного на  формирование правильного положения учащихся за партой.

Актуализация знаний.

5 мин.

Фронтальная словарная работа.

  • Коллективное заполнение пропусков в словах, записанных на доске.

б…..о                            - Антоним к слову медленно

в…..х                            - Синоним к слову кверху

о………..о                    - Скажите одним словом: не спеша, тихо, с опаской.

в…….е                          - Синоним к слову скоро (однокоренное слово)  

в…..з                             - Антоним к слову вверх

з……й                           - Антоним к слову летом

  • Выявление сходства и различия между записанными словами. («Что вы можете сказать об этих словах?»)

- Учащиеся самостоятельно обобщают слова и относят их в группу наречия – неизменяемой части речи.

- Учащиеся самостоятельно делят наречия на группы по значению (времени, места,  образа действия), записывают свой вариант деления в тетради с последующей взаимной проверкой и обсуждением спорных вариантов.

Усвоение содержания нового учебного материала.

12 мин.

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

  • Устная работа с деформированным текстом – заполнение пропусков  в отрывке из произведения А.П.Гайдара с использованием наречий, записанных в тетради.

…………  но  ………….. Владик и Толька перебегали дорожки  ныряли в чащу кустарника  ползли ………  спускались ……….  ……….. они очутились высоко над берегом моря.

  • Самостоятельная запись дополненного текста в тетрадь.

- Учащиеся самостоятельно обнаруживают отсутствие знаков препинания.

- Учащиеся исправляют запись на доске, сопровождая работу объяснением  и выполняя подчеркивание однородных членов предложения на доске и в тетрадях.

  • Определение частей речи, которыми выражены однородные обстоятельства. Определение категории наречий. Нахождение других наречий в тексте, определение, какими членами предложения они будут являться, к каким категориям наречий относятся. Выяснение, на что указывают обстоятельства (на время, место или образ  действия)

Выдвижение гипотез. Постановка целей урока.

(- Какие вопросы возникли у вас в процессе выполнения этого задания, может быть, вы обнаружили какой-то интересный факт?)

Примерные вопросы, ответы на которые должны быть найдены на этом уроке:

  • Может ли у обстоятельств быть такой же разряд по значению, как и у наречий?
  • Можно ли определить разряд по значению у обстоятельств, выраженных другими частями речи?

Анализ материала для доказательства выдвинутых гипотез.

  • Определение типа подчеркнутых обстоятельств, выявление сходства вопросов, задаваемых к наречиям и к обстоятельствам.
  • Нахождение других обстоятельств в тексте, определение частей речи, которыми они выражены, применение к ним метода определения типа обстоятельства с помощью вопроса.

Физкультминутка.

1 мин.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела.

- Какие обстоятельства вы услышали в этом стихотворении?

Закрепление изученного материала.

14 мин.

Обобщение результатов.

  • Самостоятельная формулировка вывода о типах обстоятельств, способах их определения на основе постановки вопросов, частях речи, которыми могут быть выражены обстоятельства определенного типа.
  • Составление по группам – шестеркам сводной таблицы – алгоритма под названием «Типы  обстоятельств и способы их определения». Обсуждение результатов работы и запись  в тетрадь с опорными схемами  обобщенного варианта.

Включение новых знаний в систему языковой деятельности.

  • Коллективный анализ предложений.

Светит солнце.

Бегут ручейки.

Поют птицы.

Примерные вопросы:

- Что вы можете сказать об этих предложениях?

- Как вы думаете, о каком времени года идет речь? Почему?

- Вам хочется, чтобы наступила весна?

- А ваша весна могла бы быть описана такими простыми предложениями? (Вас все устраивает в этих предложениях?)

  • Распространение предложений.

- Коллективная работа над 1 предложением. ( Определение алгоритма распространения предложения. Постановка вопроса от подлежащего «Какое?»  Сбор слов в «детскую копилку». Постановка вопросов от сказуемого. Сбор слов в «детскую копилку». Устное определение типа обстоятельств, которые называются и частей речи.)

- Запись 1 предложения. Разбор по членам предложения, частям речи, определение типа обстоятельств.

  • Работа по группам – шестеркам:

- Распространение 2-го и 3-го предложений.

- Определение типа обстоятельств, записанных в предложениях.

- Работа по проверке правильности определения типа обстоятельств. ( Найдите в своих предложениях  обстоятельства определенного типа.)

Постановка домашнего задания.

3 мин.

  • Эмоциональное завершение работы.

- Во что превратились эти 3 предложения в вашей тетради?

- Докажите, что это текст.

- Чтение вариантов групп вслух.

  • Домашнее задание

- Дома дополните этот текст 3 – 4 предложениями, используя в них разные типы обстоятельств.

Обстоятельства подчеркните, надпишите часть речи и тип обстоятельства.

Подведение итогов урока.

3 мин.

  • Что мы сегодня с вами узнали на уроке? На какие вопросы нашли ответы?
  • Как мы к этому пришли? Что нам помогло?
  • Что мы научились делать?
  • Какие выводы мы сделали в процессе работы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"

Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходи...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;Задачи:·        продолжить работу по формированию орфографическо...

Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"...

Урок русского языка "Упражнение в определении времени глагола"

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК "Занков"...

Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».

В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики ...