Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ребась Ольга Михайловна

 

В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики сталкиваются с проблемой, выдвигают версии и выводят способ решения  новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней, учатся работать в паре, группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_na_meste_zvuka_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                                                          

Урок  русского языка «Буква на месте звука, которого нет».

(Проверка орфограмм непроизносимой согласной)

по учебнику М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка»

(Программа «Гармония», 3 класс)

         В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики сталкиваются с проблемой, выдвигают версии и выводят способ решения  новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней, учатся работать в паре, группе.

      Цель. Конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной.

      Задачи. Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков, помочь осознать их как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [сн, с'н', зд, з'д', ств]; научить решению новой орфографической задачи   с помощью известных способов проверки корней; развивать умения работать в паре, группе, умение сотрудничать, помогать друг другу.

       Тип урока – урок – игра- открытие нового.

      ФОПД – урок (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная)

      МО: проблемный, поисковый, игровой, практический, словесный.

       План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Создание ситуации успеха.

4.   Ситуация затруднения.

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Работа в группах.
  3. Проверка правильности версии.
  4. Способ проверки непроизносимых согласных.
  5. Тренировочные упражнения.
  6. Физкультминутка.
  7. Тренировочные упражнения.
  8. Итог урока.

                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

 - Сегодня на уроке мы откроем новую тайну русского языка. Я предлагаю провести необычный урок. Давайте устроим игру в прятки!

          Сначала проверим, как выполнили домашнее задание.(435)

       - Что нужно было сделать?

       - Какие предложения отметили знаком + ?

       - Какие буквы гласных и согласных звуков в корнях слов вы смогли объяснить с помощью проверочных слов?

       ( В это время у доски работают 3 человека):

       1) - Подбери противоположные по значению слова.                                                             На доске: здоровый -   (б.льной)

                  высокая   -   ( ни.кая)

                  далёкий   -   (бли.кий)

                  тяжёлый  -   (лё.кий)

                  широкий  -   (у.кий)

                  твёрдые   -   (мя.кие)

  • Что называют эти слова?
  • На какой вопрос отвечают? Если обнаружишь орфографическую задачу, которая сразу не поддаётся решению, оставь «окошко», а потом можно вернуться и подумать. Найдётся решение – вписать букву, нет – оставить «окошко».

        2) – Выполни звуко - буквенный разбор слова юбка.

             [ й' ]   ="

             [  у´]  O       ю´

             [ п ]    -        б

             [  к ]   -        к

             [ а ]    O       а

                2 слога

              5 зв., 4б.

               юбка

          3) – Из двух слов выбери проверочное и подчеркни:

              мороз (Морозко, заморозит)

              шубка (шубки, шубы)

              книжка (книжный, книжкина)

              ночной (ночь, ночевать)

 

3. Создание ситуации успеха.

  • Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква? (Да.)
  • Хорошо, давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает.
  • Итак, слово коты. (Буква о обозначает звук [ а ]).
  • Бровь. (Буква в обозначает звук [ф]).
  • Сделать. (Буква с обозначает звук [ з]).
  • Лёд. (Буква д обозначает звук [т]).
  • Грустный. (Буква т не обозначает никакого звука).

 4.Ситуация затруднения. 

  • Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете? ( Это ошибка. Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить. Чтобы проверить, надо проговорить этот звук в слове.)

-    В упражнении 439 (тетрадь-задачник) устно закончим строки. В слова с «окошками» вставьте значки тех звуков, которые вы слышите.

      …Заяц! – молвил гусь. –

      Отчего ты гру[   ]ный?

      Откровенно признаюсь:

      Я ужасно  вку[   ]ый!

  • Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:

                                               грустный

                  [ сн ]                          

                                               вкусный

5. Постановка учебной задачи.

  • Какой вопрос возник у вас? (Надо ли писать букву, если звук неслышим или нет, и как это узнать.)
  • Можно ли сказать, что на месте этого сочетания есть орфограмма? (Неслышимый звук обозначается буквой в одном слове, а в другом – нет в одном и том же сочетании).
  • Как проверить эту странную орфограмму?
  • Прочитайте название темы. Какое из слов, которые вы сравнивали (436), к ней особенно подходит? Почему?
  • Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

      Сегодня на уроке мы будем  ловить звуки – согласные - призраки, которые от нас прячутся.

6. Работа в группах.

  • Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму. Но сначала вспомните, что обозначает буква в слове.

Учащиеся работают в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу: в однокоренном слове грустит звук-призрак появился, значит, этот звук нужно обозначать буквой и там, где он не слышится.

       7.Проверка правильности версии.

  • Может быть, это только одно такое слово  в русском языке, где есть звук-призрак?
  • От данных слов образуйте слова, называющие признаки:

область (областной)

гигант    (гигантский)

несчастье  (несчастный)

честь       (честный)

радость  (радостный)

Дети работают в группах, записывают слова, которые образовали.

  • Произнесите  и послушайте, есть ли во втором слове звуки-призраки? (Есть).

  • Прочитайте в рамке (437) сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? (Буквы непроизносимых согласных звуков).

8. Способ проверки непроизносимых согласных.

      Учащиеся обсуждают задания из упр.438. Попробуйте решить новую орфографическую задачу знакомыми способами проверки. К одному слову проверки не найдёте. Куда обратитесь?

  • Как узнать секрет звуков-призраков? Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный или нет? И как от этого зависит написание слова? (Надо подобрать такие однокоренные слова, в которых непроизносимый согласный звук слышится).
  • Сверьте свой вывод  с выводом авторов учебника. Чтение правила из упр.439.

10. Физкультминутка.

Исходное положение – стоя.

  -     Если я назову слово, в котором есть непроизносимый согласный, вы плывёте, догоняете призраки, если в слове нет непроизносимого согласного, вы выполняете прыжок.

 Земля, якорь, местный, известняк, ненастный, грустная, дожди, лесной, честный, туча, радостный, хрустнуть.  

 11.Тренировочные упражнения (упр.440 из тетради-задачника)

  • Какие  способы проверки корней помогли вам решить эти орфографические задачи?

      12. Итог урока.

  • Найдите в предложении слово с непроизносимой согласной.

Мы научились искать  неизвестные орфограммы.

  • Как проверить эту непроизносимую согласную? (проверочным словом вести)
  • Какие привидения играли с нами в прятки? (буквы непроизносимых согласных звуков.
  • Какую тайну букв на месте «опасных» сочетаний узнали? (Если был непроизносимый согласный – он появится. Тогда его нужно обозначать буквой.)
  • А кто сможет рассказать об открытом секрете родителям? Думаю, что упр.441 вам теперь будет выполнить легко.
  • На следующем уроке мы узнаем другие «опасные» сочетания, потренируемся в нахождении непроизносимых согласных.
  • Спасибо. Хорошо играли в прятки … .

 

   

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Буква на месте звука, которого нет

На уроке учащиеся познакомятся со способом проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"

урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Урок русского языка по теме"Буква на месте звука, которого нет".

Урок разработан по учебнику Русский язык. К тайнам нашего языка, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко....

Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"

Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"...