Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики сталкиваются с проблемой, выдвигают версии и выводят способ решения новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней, учатся работать в паре, группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_na_meste_zvuka_.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».
(Проверка орфограмм непроизносимой согласной)
по учебнику М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка»
(Программа «Гармония», 3 класс)
В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики сталкиваются с проблемой, выдвигают версии и выводят способ решения новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней, учатся работать в паре, группе.
Цель. Конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной.
Задачи. Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков, помочь осознать их как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [сн, с'н', зд, з'д', ств]; научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней; развивать умения работать в паре, группе, умение сотрудничать, помогать друг другу.
Тип урока – урок – игра- открытие нового.
ФОПД – урок (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная)
МО: проблемный, поисковый, игровой, практический, словесный.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Создание ситуации успеха.
4. Ситуация затруднения.
- Постановка учебной задачи.
- Работа в группах.
- Проверка правильности версии.
- Способ проверки непроизносимых согласных.
- Тренировочные упражнения.
- Физкультминутка.
- Тренировочные упражнения.
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы откроем новую тайну русского языка. Я предлагаю провести необычный урок. Давайте устроим игру в прятки!
Сначала проверим, как выполнили домашнее задание.(435)
- Что нужно было сделать?
- Какие предложения отметили знаком + ?
- Какие буквы гласных и согласных звуков в корнях слов вы смогли объяснить с помощью проверочных слов?
( В это время у доски работают 3 человека):
1) - Подбери противоположные по значению слова. На доске: здоровый - (б.льной)
высокая - ( ни.кая)
далёкий - (бли.кий)
тяжёлый - (лё.кий)
широкий - (у.кий)
твёрдые - (мя.кие)
- Что называют эти слова?
- На какой вопрос отвечают? Если обнаружишь орфографическую задачу, которая сразу не поддаётся решению, оставь «окошко», а потом можно вернуться и подумать. Найдётся решение – вписать букву, нет – оставить «окошко».
2) – Выполни звуко - буквенный разбор слова юбка.
[ й' ] ="
[ у´] O ю´
[ п ] - б
[ к ] - к
[ а ] O а
2 слога
5 зв., 4б.
юбка
3) – Из двух слов выбери проверочное и подчеркни:
мороз (Морозко, заморозит)
шубка (шубки, шубы)
книжка (книжный, книжкина)
ночной (ночь, ночевать)
3. Создание ситуации успеха.
- Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква? (Да.)
- Хорошо, давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает.
- Итак, слово коты. (Буква о обозначает звук [ а ]).
- Бровь. (Буква в обозначает звук [ф]).
- Сделать. (Буква с обозначает звук [ з]).
- Лёд. (Буква д обозначает звук [т]).
- Грустный. (Буква т не обозначает никакого звука).
4.Ситуация затруднения.
- Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете? ( Это ошибка. Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить. Чтобы проверить, надо проговорить этот звук в слове.)
- В упражнении 439 (тетрадь-задачник) устно закончим строки. В слова с «окошками» вставьте значки тех звуков, которые вы слышите.
…Заяц! – молвил гусь. –
Отчего ты гру[ ]ный?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вку[ ]ый!
- Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:
грустный
[ сн ]
вкусный
5. Постановка учебной задачи.
- Какой вопрос возник у вас? (Надо ли писать букву, если звук неслышим или нет, и как это узнать.)
- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания есть орфограмма? (Неслышимый звук обозначается буквой в одном слове, а в другом – нет в одном и том же сочетании).
- Как проверить эту странную орфограмму?
- Прочитайте название темы. Какое из слов, которые вы сравнивали (436), к ней особенно подходит? Почему?
- Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Сегодня на уроке мы будем ловить звуки – согласные - призраки, которые от нас прячутся.
6. Работа в группах.
- Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму. Но сначала вспомните, что обозначает буква в слове.
Учащиеся работают в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу: в однокоренном слове грустит звук-призрак появился, значит, этот звук нужно обозначать буквой и там, где он не слышится.
7.Проверка правильности версии.
- Может быть, это только одно такое слово в русском языке, где есть звук-призрак?
- От данных слов образуйте слова, называющие признаки:
область (областной)
гигант (гигантский)
несчастье (несчастный)
честь (честный)
радость (радостный)
Дети работают в группах, записывают слова, которые образовали.
- Произнесите и послушайте, есть ли во втором слове звуки-призраки? (Есть).
- Прочитайте в рамке (437) сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? (Буквы непроизносимых согласных звуков).
8. Способ проверки непроизносимых согласных.
Учащиеся обсуждают задания из упр.438. Попробуйте решить новую орфографическую задачу знакомыми способами проверки. К одному слову проверки не найдёте. Куда обратитесь?
- Как узнать секрет звуков-призраков? Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный или нет? И как от этого зависит написание слова? (Надо подобрать такие однокоренные слова, в которых непроизносимый согласный звук слышится).
- Сверьте свой вывод с выводом авторов учебника. Чтение правила из упр.439.
10. Физкультминутка.
Исходное положение – стоя.
- Если я назову слово, в котором есть непроизносимый согласный, вы плывёте, догоняете призраки, если в слове нет непроизносимого согласного, вы выполняете прыжок.
Земля, якорь, местный, известняк, ненастный, грустная, дожди, лесной, честный, туча, радостный, хрустнуть.
11.Тренировочные упражнения (упр.440 из тетради-задачника)
- Какие способы проверки корней помогли вам решить эти орфографические задачи?
12. Итог урока.
- Найдите в предложении слово с непроизносимой согласной.
Мы научились искать неизвестные орфограммы.
- Как проверить эту непроизносимую согласную? (проверочным словом вести)
- Какие привидения играли с нами в прятки? (буквы непроизносимых согласных звуков.
- Какую тайну букв на месте «опасных» сочетаний узнали? (Если был непроизносимый согласный – он появится. Тогда его нужно обозначать буквой.)
- А кто сможет рассказать об открытом секрете родителям? Думаю, что упр.441 вам теперь будет выполнить легко.
- На следующем уроке мы узнаем другие «опасные» сочетания, потренируемся в нахождении непроизносимых согласных.
- Спасибо. Хорошо играли в прятки … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Буква на месте звука, которого нет
На уроке учащиеся познакомятся со способом проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков...
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....
Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"
урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....
Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.
Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...
Урок русского языка по теме"Буква на месте звука, которого нет".
Урок разработан по учебнику Русский язык. К тайнам нашего языка, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко....
Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"
Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"...