урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Матюнина Наталья Сергеевна

Цели:

повторять знания о существенных признаках глагола;

подвести детей к выводу как изменяется глагол;

Задачи:

·        продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

·        развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

·        совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;

·        воспитывать взаимопонимание, товарищество;

Оборудование: Компьютер, проектор, таблица временных форм, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №2»

г.Тайынша Северо-Казахстанской области

Конспект урока русского языка по теме

"Изменение глаголов по временам"

подготовила

учитель начальных классов

Матюнина Наталья Сергеевна

г. Тайынша

 2011

Цели:

повторять знания о существенных признаках глагола;

подвести детей к выводу как изменяется глагол;

Задачи:

  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
  • воспитывать взаимопонимание, товарищество;

Оборудование: Компьютер, проектор, таблица временных форм, презентация.

Ход урока

1.Орг. момент  

- Поприветствуем  гостей.

 -С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное  настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.

-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?

Давайте пожелаем друг другу удачи.

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!

                                           И к знаниям откроешь путь!»

2.Чистописание:

Повторим 5 золотых правил русского языка 

-Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОИЕА (чистописании)

-Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании

страна

праздник

солнце

ж

м

?

(сущ.страна – ж.р., праздник- м.р., солнце- ср.р, вместо знака должна быть буква с)

на доске

Ранняя

Весна

Наступает

П

С

?

 Сс Сс СС

(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса  должна быть написана буква Г)

Гг Гг Гг

3.Актуализация знаний.

- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.

1)Что такое глагол?(открывается буква)

2)Что обозначает глагол?

3)На какие вопросы отвечает глагол? Э

4)Чем в предложении является глагол?

5)Как изменяется глагол?

6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

-Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).

Физ- пауза: Игра на внимание. (Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное  должны присесть, если глагол, то должны ходить шагом).

Лопата, кричать, синий, топать, мебель, бежать, точилка, волшебный, тетрадь, писать, цветок, читать.

4.Постановка учебной задачи.

1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

2)Фонетический разбор:

Произведём фонетический разбор слова время.

Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога

В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.

Р-[р]- согл., мяг., зв., непарн.

Е-[е]-гл., ударн.

М-[м]-согл., мягк., зв., непарн.

Я-[а]-гл., безуд.

5б. 5 зв.

5.Новая тема:

-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

-Тема нашего урока- Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –п.в.

- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.

-Продолжаем путешествие.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)

-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в.

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)

А теперь обратимся  к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.85.

6. Физ-ка.

Я назову глаголы, если это

Н.в.- руки на пояс

П.в.- присядьте

Б.в.- ходьба на месте

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.

7. Закрепление изученного.

1)Работа с текстом.

Ребята, какой праздник приближается? Наурыз мейрамы- день, когда по восточному преданию, происходит возращение из-под земли полуденного духа, несущего свет- слепым, исцеление- немощным, мир – воюющим. Наурыз приходит в ночь с 21 на 22 марта. Что вы знаете о празднике? С  приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются весельем, играми, лошадиными скачками.22 марта нужно обязательно накормить голодного, одарить обездоленного.

С вечера 21 марта люди собираются где-нибудь в одном месте, что бы послушать песни,  поделиться новостями, ведь люди не виделись долгие зимние  месяцы. Женщины готовят традиционный «наурыз коже». В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. Дастархан накрывают в каждой семье.

Этот праздник одинаково  дорог  всем живущим в Казахстане казаху, украинцу, русскому, и другим 130 национальностям.

-И я хочу пожелать  нашим гостям, и вам ребята, вашим семьям благополучия, мира, здоровья в наступающем году!

2) Выпишите глаголы, определите время.

-Скоро наступит долгожданный праздник Наурыз. Народ Казахстана любит весенний праздник Наурыз. Девушки качаются на качелях. Юноши скачут на быстрых лошадях. Звучит домбра. В каждом доме хозяйка приготовила вкусный дастархан. Люди придут друг к другу в гости.

8. Итог урока.

-Что нового вы сегодня узнали? (Глагол изменяется по временам)

9.Оценки за урок

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия

Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске солнышко жёлтое.

-Если не совсем уверены в том, что  всё поняли, то зеленое.

-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке- красное.

-Всем спасибо за урок!

Резерв

Дополнительное задание игра.

Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:

Например:

Котлеты жарят, а суп варят.

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают.(Какое время?)

Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)

Ластиком будут ___ стирать, а ручкой___ будут писать . (Какое время?)

Рыбы плавали, а птицы ___ летали. (Какое время?)

Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время?)

Список использованной литературы

1. Р.Т. Мендекинова. Русский язык издательство «Атамура» 2004

2. В.К. Павленко. Литературное чтение издательство «Атамура» 2004


Использованные материалы и Интернет-ресурсы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Правописание глаголов прошедшего времени" 4 класс

Урок разработан в форме космического путешествия, тип урока- обобщение изученного материала, формы работы- групповая, индивидуальная....

Презентация к уроку "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"

Презентация для урока "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Планета знаний"...

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Презентация по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" 3 класс

Презентация по теме: "Глаголы прошедшего времени"...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....