урок русского языка 2 класс ПНШ по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Денисова Валентина Терентьевна

- формировать УУД: развивать способности анализировать и логически рассуждать, сравнивать;  формировать положительную мотивацию и познавательную активность,  умение использовать ранее полученные знания для открытия новых, коммуникативные умения,  самоконтроль и самооценку.

- воспитывать чувство взаимовыручки, сотрудничества, волевые качества, стремление к успеху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: "Что такое обращение"

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели: -создать условия для знакомства учащихся с понятием «обращение»:

-знать, что такое обращение;

-уметь находить обращения в тексте;

-правильно расставлять знаки препинания при обращении;

-использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;

-выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

- формировать УУД: развивать способности анализировать и логически рассуждать, сравнивать;  формировать положительную мотивацию и познавательную активность,  умение использовать ранее полученные знания для открытия новых, коммуникативные умения,  самоконтроль и самооценку.

- воспитывать чувство взаимовыручки, сотрудничества, волевые качества, стремление к успеху.

1. Психологический настрой на деятельность .

«Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует».

(Др.Индия.)

-Как вы понимаете эти слова?

-Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования.

2.Определение темы урока – через словарную работу

- разгадывание ключевого слова кроссворда

- «Что такое обращение».  У    кого какие будут предположения?                                                          

-Прочитайте тему нашего урока  на стр. 54 учебника.

                   «Что такое обращение»

-Какой тип урока  нас ожидает? (урок открытия «нового» знания)

-Чтобы открыть новые знания, какие действия необходимо выполнить?

3. Целеполагание .

-Определим цели нашего урока.    

Дети формулируют цели урока:

Узнать:  -Что такое обращение.

                -какую работу выполняет;

                - поучимся находить обращения в тексте.

                 -правильно расставлять знаки препинания при обращении;

               - использовать обращение в  своей речи

4.  Работа по теме урока.

Анализ языкового материала.       Учебник стр. 54.        

-Прочитай  вполголоса два предложения:

1.Миша, подойди к Маше.

2.Миша подошёл к Маше.

- С разной ли интонацией  ты их читаешь?

-Где ты голосом выделяешь слово Миша?  Где не выделяешь?

- В первом предложении это слово (Миша) произносим  со звательной интонацией.

-В каком предложении о Мише что-то сообщается?

-В каком    предложении к Мише обращаются?

-Какую работу  выполняет это слово?

-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того,  к кому обращаются с речью.     Это обращение.

Чтение правила Летучей Мыши.

-Что нового узнали из правила?   (На письме обращение выделяется запятыми)

Работа по картинке учебника .  Групповая работа.

-Рассмотрите картинку.  Сочините свои обращения.

1группа-  Маша  обращается к  коту

(«Барсик, какой же ты безобразник!»,  «Барсик,  как же тебе попадёт от мамы»)

2 группа –Анишит  Йокоповна к  Мише.

(Миша, помоги Маше!,   Миша, куда ты спрятался?,

3группа-  Миша к  Маше.

(Маша,  мама очень огорчится?,   Тебе  помочь, Маша?)

-Помните, с какой интонацией  нужно произносить  обращения.

Динамическая пауза.

Выделение обращений в письменной речи.    

- Если в устной речи обращение выделяется паузами, то как в письменной речи  обращение выделяется ?

Сравнить предложения стр 55.

-Где может стоять обращение в предложении?

(обращение может стоять не только в начале предложения, но и в конце, и в середине предложения )

- Понаблюдай и ответь, в каком случае при обращении ставится одна запятая, а в каком- обращение с двух сторон выделяется  запятыми?

-рассмотрите  таблицу со схемами.

-Кто догадался, что это за схемы?

- Каждому предложению найдите соответствующую схему.

6. Закрепление.

- Исследовательская работа в парах.

Предлагаю вам небольшое исследование. Перед вами карточки трех разных цветов. Я показываю на слайдах иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Ваша задача: узнать сказку, выбрать карточку с текстом из данной сказки, найти предложение с обращением, расставить знаки препинания.

  1. Свет наш солнышко Ты ходишь

         Круглый год по небу.

         К красну солнцу наконец

          Обратился молодец. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - розовая карточка)

  1. Отпусти ты старче меня в море?

Не печалься ступай себе с богом.

Смилуйся государыня рыбка.

Чего тебе надобно старче?

Отыскали старика привели к ней. («Сказка о рыбаке и рыбке» - оранжевая карточка)

  1. Здравствуй князь ты мой прекрасный.

Князь пошёл забывши горе. (« Сказка о царе Салтане» - зеленая карточка)

Упражнение 61.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

-Найдите обращения.

- Вы догадались, что в тексте не хватает запятых? Почему?

- Спишите текст правильно.

Самоконтроль.

Миша  подсчитал, что в этом тексте пропущены 7 запятых.

-Сколько запятых у вас?

--В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

7.Рефлексия. ( выполняется с опорой на начало урока)

-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

-Вы выяснили, чем является обращение ?

-А, что еще вы узнали?

Всем нам при общении

поможет обращение,

к людям, звездам или птицам,

можешь смело обратиться.

При письме не забывай, запятыми выделяй.

8. Итог урока. По-моему мнению,  вы хорошо сегодня поработали, а теперь оцените сами уровень успешности усвоения «нового» знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование обращения в сказках А.С. Пушкина

Слайд 2

«Узнай сказку по сказочным предметам» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 3

Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу.

Слайд 4

Свет наш солнышко, Ты ходишь круглый год по небу.

Слайд 5

Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал? "Чего тебе надобно , старче?" – "Смилуйся , государыня рыбка! ..,"

Слайд 6

«Сказка о царе Салтане о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 7

Здравствуй , князь ты мой прекрасный !

Слайд 8

Что за прелесть эти сказки? Каждая есть поэма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...