Конспект урока «Суффикс. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.» + презентация
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Астахова Ирина Александровна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy.docx31.98 КБ
Office presentation icon suffiks.ppt443 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Суффикс. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.»

(русский язык)

           Цели деятельности учителя: формирование представления о суффиксах и их словообразовательной роли и правописании.

Тип урока: ОНЗ

Планируемые результаты

            предметные: знать что такое суффикс, уметь образовывать новые однокоренные слова с помощью суффиксов; знать какие бывают суффиксы, уметь писать слова с суффиксами, выделять их графически.

            личностные:  воспитание внимания и аккуратности при письме, положительное отношение к учебе;

           Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; рабочая тетрадь «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; презентация к уроку.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словесный:

слово учителя.

Практич.: минута чистопис.

Уст:

постановка цели урока

1

Минутка чистописания:

Спишите каллиграфически правильно

чик еньк оньк ек ик очк ечк

Сегодня я предлагаю вам превратиться в сыщиков, а наш кабинет будет называться так:

Детективное агентство

- Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?

(постепенно появляется запись на доске):

Как называется эта часть слова?

Место расположения в слове?

Для чего она служит?

Как обозначается?

- Это и есть цель нашей поисковой деятельности.

Слушать, смотреть презентацию.

Писать каллиграфически павильно.

Определить цель урока.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне полож. отношения к уроку

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопрос

Прак: разбор слова по составу

Прак: чтение сообщения из учебника.

7-9

На доске:

  1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
  2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

- Что общего в значении этих слов?

- Что общего в значении слов первой группы? (ласковые обращения)

- А во второй? (это пренебрежительные обращения)

- Какими из них пользоваться не надо?

- А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? После какой части слова она стоит? А во второй группе слов?

- Посмотрите именно эти части слова придают словам разные оттенки значения: или уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное, грубоватое. Эта часть слова имеет своё название.

Прочитайте сообщения профессора Самоварова.

- О какой части слова узнали?

- Составим слова по заданию Совёнка.

- Какое значение имеют эти слова? Кого называют?(название детёныша животного)

- Как пишутся суффиксы во всех словах?(одинаково)

- Посмотрите, Аня приготовила нам загадки, исследуем их.

- Прочитаем, что интересного заметил Ваня на стр 63.

Разбирать слово по составу.

Отвечать на вопросы.

Читать и анализировать информацию из учебника.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П:поиск и извлечение

информации

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.:

выполнение  упр. из учебника в парах.

Прак: выполнение пис. упр. у доски.

10-13

- Рассмотрите рисунки к упр.84.

Назовите музыкальные инструменты. А как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах? Давайте будем назвать их парами: инструмент+музыкант.

По ходу опроса на доске появляются пары слов:

Барабан-барабанщик.

Гитара-гитарист.

Горн-горнист. 

- А на чём ещё могут играть музыканты?

Гусляр, трубач, скрипач.

-Молодцы!

- А теперь поработаем в парах, распределите слова из упр86  на две группы:

1) с уменьшительно-ласкательным значением

2)название профессии людей.

-Кто готов ответить?

-Что помогло вам быстро справиться с заданием?

- Закрепим все наши знания с помощью упр. 87.

- Выполнять его будем у доски. Но для начала прочитаем текст.

- Замените выделенные слова на однокоренные с уменьшительно-ласкательным значением.

(ученики выходят по одному и записывают слова парами, выделяют суф.)

- Прочитайте измененный текст. Каким теперь стало описание зверька?

Работать с учебником, выполнять упражнения, проверять и оценивать свою работу.

Работать в парах.

Работать у доски, применять новые знания.

П:поиск и извлечение

информации

 

П:ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

К:

приходить к единому

мнению,

распределять работу

в парах.

4.

Физминутка

Практич.: физминутка.

1-2

А сейчас давайте отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем движения.

Выполняют движения.

Л:установка на ЗОЖ.

5.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: работа с Р.Т- письменное упр.;

10-15

- Вы любите играть?

- Ну что ж, сейчас проверим!

- Образуйте как можно больше слов с суффиксами –ик- и –ок- от слов: дом, лёд, глаз, нос, лист, цвет ,сын ,мяч.

- Составьте предложение с одним из слов. Расскажите его.

Если остаётся время, выполняется упр. из Р.Т:

- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Найдите слова с увеличительными суффиксами в тексте.

- В каких словах можно допустить ошибку? Как называется орфограмма? (Безударные гласные в корне») Как проверим?

- Есть ли орфограмма в слове жил? Какая?

Вести диалог с учителем. Выполнять упражнение.

К: строят устные речевые высказывания.

Р: уметь организовать свою деятельность.

8.

Итог урока

Словесный:

Беседа

Рефлексия

Практический: оценка своей деятельности

3-4

- Для чего в речи используют суффиксы?

- Какие оттенки значения они могут придавать словам?

- Для чего вам необходимо изучать суффиксы?

- Определите уровень своих знаний на шкале. Можете ли сказать, что вы теперь о суффиксах знаете все?

Суффиксов в русском языке очень много. Они таят в себе еще много загадок, которые вам предстоит разгадывать из года в год.

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р: самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

чик еньк оньк ек ик очк ечк_ _

Слайд 3

SOS! ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА.

Слайд 4

1) Как называется эта часть слова? 2) Место расположения в слове? 3) Для чего она служит? 4) Как обозначается?

Слайд 5

Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька. 2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

Слайд 6

дом лёд глаз нос лист цвет сын мяч -ик- -ок-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: «Роль суффикса в слове»

Предмет: русский языкТема урока: «Роль суффикса в слове»Тип урока: урок «открытия нового знания»...

конспект урока математики Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Урок  открытия   нового  знания  с  мультимедийным  сопровождением  по  программе  Л.В. Занкова   в 1 классе....

Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

В данном уроке показан элемент исследовательской работы на уроке окружающего мира. Работа детей в "экспериментальной лаборатории" по очистке естественных и искусственных загрязнителей....

Конспект урока по математике: Точные и приближенные значения величин.

Данный урок имеет элементы сингапурской методики. Был показан в 4-м классе. Программа "2000-2100"...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...