Конспект урока: «Роль суффикса в слове»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предмет: русский язык
Тема урока: «Роль суффикса в слове»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_suffiksa_v_slove.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 321
Центрального района
Предмет: русский язык
Учитель: Иванова Елена Васильевна
Тема урока: «Роль суффикса в слове»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель: формировать представление о суффиксе как о значимой части слова, разбирать слова по составу
Задачи: формирование умений образовывать слова при помощи суффикса, совершенствовать умение разбирать слово по составу
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить в словах суффикс;
- различать суффикс как часть слова, образующую новые слова;
- определять значение суффикса.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.
Образовательные технологии: технология деятельностного метода, здоровье-сберегающая технология.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
А) Запись слов под диктовку: Москва, кошачий, морковь, картофель, тарелки, мебель.
- Какое слово из записанных может быть лишним? (Москва – имя собственное/ кошачий – прилаг., остальные слова сущ./ морковь – парная согласная/ тарелки – мн.число/ мебель – ударение на 1ый слог)
Б) Задание на внимание: - Первая буква в первом слове, вторая во втором, третья в третьем, шестая буква в четвертом, четвертая в пятом, первая в шестом и третья в седьмом. Какое слово получилось? (Морфема)
- Какие морфемы ты знаешь?
- «Открытие новых знаний»
На доске плакат:
-Что такое окончание? Что такое основа? Что такое суффикс? Что такое приставка?
- Среди записанных нами слов есть прилагательное кошачий. Подбери однокоренные слова к этому слову.
- Прочитайте текст, лежащий на парте:
-Можете ли вы прочитать так, чтобы мы ярко представили главных героев этого рассказа? Какие слова помогли нам представить большого кота? (котище, хвостище, глазища, усища) Подчеркни их в тексте. Чем они похожи? (суффикс ИЩ) Как меняется значение слова, когда появляется этот суффикс? Какие слова помогли нам представить котенка? (трусишка, котишка, плутишка, серенький) А чем они похожи?
Найди однокоренные слова. Выпиши их. (Запись на доске. Разбор по составу. Кот – котище – котишка
Хвост – хвостище)
- Изменилось ли значение слова? Почему? Как изменилось? Делаем вывод, что суффикс – значимая часть слова.
Возвращаемся к плакату.
- Мы увидели, что суффиксы помогают образовывать новые слова. Он приносит в слово свое значение.
- Физкультминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук)
Сели кисти на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)
И сказали три кота:
-Красота! Красота! (Хлопки в ладоши).
- Первичное закрепление
Задание из книги Л.Соболевой:
- Однажды возле ручья сидели слова:
Камень
Изб – а
Уголь
Голуб – ой
Смел ый
Пень
Лед
Их окончания, даже нулевые, были слегка отодвинуты, чтобы они не мешали образованию новых слов. Тут к словам подбежали разные суффиксы. А суффиксы были такие:
- ушк -
- ёк -
- ян -
- щи -
- ость -
- ц -
Как ты думаешь, какие новые слова получились? Запиши их. А какие смешные слова могли получится? Какое у них значение?
- Самостоятельная работа
Работа в парах сменного состава. Игра «Пчелки» (разбор слов по составу с суффиксами, встретившимися на уроке). У каждого ребенка слово для разбора по составу. Дети обмениваются словами, разбирают слова друг друга, затем взаимопроверка и смена партнера в паре.
- Итог урока
- Чему учились? Все ли было понятно на уроке? Оцени свои достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".
План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....
Урок "Роль суффикса в слове" 2 класс по программе "Школа 2100"
Урок раскрывает роль суффикса в слове....
Урок "Роль суффикса в слове" 2 класс по программе "Школа 2100"
Урок раскрывает роль суффикса в слове....
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...
открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "суффикс. роль суффикса в слове"
конспект и презентация...