Урок чтения по теме « Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку ( класс) на тему

Галина Светлана Ивановна

Интересный, содержательный урок для обучающихся 1 класса .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

Урок   чтения   по  теме « Буква  ь   знак    для   обозначения   мягкости   согласных   звуков» 1 класс

Учитель: Галина С.И.

                                         

                                          2012 г

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
  • содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи;
  • воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

Тип урока: урок введения нового знания.

Оборудование:

  •  мультимедийная установка,
  •  Ноутбук   учителя
  • «Азбука» учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А. Издательство « Просвещение»
  • Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

План-конспект урока:

Описание

Слайд/Доска

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.                 

 

Слайд 1

2. Актуализация знаний

Сравнение слов

ЛЮК – ЛУК
МЯЛ – МАЛ
МИЛ – МЫЛ

Способ обозначения мягкости согласных гласными Я Ю Е Ё И

 

Составление схем

Слайд 2

Слайд 3

3. Введение новых знаний

Сравнение схем слов РИС – РЫСЬ

Чем похожи, чем отличаются?

– Как обозначена мягкость [р]? И
– Как обозначена твёрдость [р]? Ы
– Как обозначить мягкость [с]? 
?
Определение «чего не знаю?»

Вывод: Необходимо ввести новый знак для обозначения мягкости согласных.

«Ь»

Мягкий голос, 
Мягкий шаг.
Это буква…? (ь)

Сколько звуков в слове РЫСЬ?
– Сколько букв? Сколько звуков?
– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? 
(Ь звука не обозначает)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

 

Составление схем

Слайд 4

 

 

Слайд 5

4. Первичное закрепление

– Вы сейчас вместе с Ь поработаете фокусниками. Слова, которые лежат у вас на столах, превратите в другое слово с помощью Ь.

Мел – мель
Мол – моль
Был – быль
Пыл – пыль
Кон – конь
Галка – галька

Проверка в какое слово превратилось слово, обозначающее: 

  • мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания на школьной доске;
  •  примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн;
  • слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени;
  • сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару;
  • место, куда в игре надо попасть при броске?

– С каким словом возникли затруднения?

Работа над лексическим значением слов ГАЛКА – ГАЛЬКА

– Сколько букв? Сколько звуков? Почему не одинаково?(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)

Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.

– Какую функцию выполняет мягкий знак?
– А в начале слова может стоять Ь? Почему?

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Составление схем

 

Слайд 8

5. Физминутка

Если пишется Ь, то стоим, если не пишется, то присаживаемся.
Пень, соль, письмо, лимон, пальто, ключ, кольцо, тарелка, фея, печка (Вспомнить правописание сочетаний ЧК-ЧН).

 

Слайд 9

6. Работа по учебнику

Чтение по вариантам. Стихотворения Г. Сапгира 
Сравнение слов ШЕСТ – ШЕСТЬ, БАНКА – БАНЬКА
Чтение слов в учебнике. 
Подсчёт букв и звуков.
ПЕНКИ – ПЕНЬКИ 5 звуков, а букв во втором слове 6 и т. д.

– Почему так получилось: букв больше, чем звуков?(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)
– Где на ленте букв поселить Ь?

Работа по учебнику в парах

Слайд 10

 

Слайд 11

7. Закрепление. Работа на интерактивной   доске

Определение в словах кол-ва звуков и букв в словах «медведь», «пальма».

8. Подведение итогов

– Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Что нового узнали? (Ь может стоять в середине и в конце слова, а вначале нет, т. к. не обозначает звука, а только мягкость впередистоящего согласного).

– Оцени себя сам на лестнице знаний и умений.

 

Слайд 12

Слайд 14

Мел – ____________
Мол – ____________
Был – ____________
Пыл – ____________
Кон – ____________
Галка – ___________

 

Мел – ____________
Мол – ____________
Был – ____________
Пыл – ____________
Кон – ____________
Галка –___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе...

Урок чтения. Тема "Буква ь. Обозначение мягкости согласных на конце слова"

Тип урока: урок изучения нового материала. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"

УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...