Урок русского языка 1 классТема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок построен в режиме двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 1 класс
Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
ЦЕЛИ: -закрепление знаний обучающихся о мягкости согласных;
-формирование умений обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами;
-формирование умения работать в группах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
- предупредить нарушение осанки и нарушение зрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с элементами букв, вырезанные из бумаги шары с буквами: е, е, и, и, ю, письмо со стихотворением, карточки со словами ( по количеству обучающихся или больше), карточки для работы в парах в игру в прятки, чистые листочки и фломастер, карточки с разными гласными буквами у каждого обучающегося.
ХОД УРОКА
1.. Организационный момент (виброгимнастика)
РАЗМИНКА ДЛЯ УМА ( обучающиеся стоят и отвечают)
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какой месяц?
- Какое время года?
- Какой сейчас урок?
- Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Буквы мы (пишем)
- Звуки мы (произносим)
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Сколько гласных букв?
- Сколько гласных звуков?
- Какие гласные обозначают твёрдость согласных?
Дыхательная гимнастика"Радуга, обними меня"
И.п. - стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук "с", выдыхая воздух и втя гивая в себя живот и грудную клетку. Руки вперед, скрестить перед грудью (обнимая), одна рука идет под мышку, другая - на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Одна группа обучающихся садится за парты, вторая - стоит за конторками.
2. Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)
-Учитель читает сказку «Хвастун»
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.
Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.
Беседа по прочитанному тексту:
- Кто поставил хвастунишку на место?
- Почему согласные и без него стали мягкими?
- Какая тема урока?
Постановка целей урока учителем.
Пальчиковая гимнастика «ТРАВА-МУРАВА»
Травка- муравка
Со сна поднялась, (1)
Птица-синица
За зерно взялась, (2)
Зайки - за капустку, (3)
Мышки - за корку, (4)
Детки - за молоко. (5)
- Работа в тетрадях:
Запись числа, классная работа.
Каллиграфическая минутка «Узнай букву». Учитель показывает карточку с элементами букв Ю. (- О I ), Я ( о I / ), Е (_ _ _ I ). Учащиеся узнают её, вспоминают, как правильно её писать, учитель показывает правильное написание на доске, обучающиеся выполняют коррекционное упражнение «Письмо носом» буквы, затем записывают её в тетради.
Зрительная пауза Упражнение «Большие повороты»
Смена поз (кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку)
3.Организация восприятия и осмысления новой информации:
Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)
е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО - записано на доске
Запись в тетрадях и на доске (смена зрительной дистанции)
Лена Лёша Лида Люда Оля
-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)
-Какое слово лишнее? Почему?
Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.
Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)
-Какую функцию выполняет буква Е ? (Обозначает мягкость . согласного и превращается в звук Э)
Аналогично характеризуются остальные буквы
Вывод: Выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.
Е ё и ю я
Это буквы второго ряда
-Когда после согласных пишутся данные буквы? (Когда согл. слышится мягко)
Первичная проверка понимания
1. Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Если первый согласный звук твёрдый - хлопаем в ладоши, если мягкий - топаем ногами
Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет, балет.
Смена поз (кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку)
5. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении
Режим поиска
1. Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»
На доске записано разными по величине буквами:
Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,
ЗАДАНИЕ: Отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.
Проверка: дети называют слово, учитель вставляет шар с нужной буквой в слово.
Зрительная пауза. Моргание.
2. ЗАДАНИЕ БУКВЫ Ю (Письмо от буквы Ю)
Найди в стихотворении ошибку, которую сделал ученик
Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголке
Нацарапано : «Писателу»
А пониже «Маршаку»
С этим адресом мудрёным
Добрело письмо ко мне…
Слава нашим почтальонам
С толстой сумкой на ремне.
Буква Ю приготовила вам испытание. Она хочет посмотреть, не допустите ли вы таких же ошибок.
Запись под диктовку с комментированием в тетрадях и на доске предложения:
ЛЮСЯ ЛЮБИТ СВОЮ СЕСТРУ ТАНЮ.
Буква Ю благодарит всех за внимательность и просит ответить на вопрос: Какие гласные указывают на мягкость согласных?
Вывод:
Коррекционная физминутка
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Режим поиска
3. ПОИСК СЛОВ, разложенных на подоконниках, полочках шкафов, имеющихся в классе, столах, подвесках с мягким согласным.
Задание: Гласные второго ряда разбежались по словам и просят, чтобы вы их отыскали и указали мягкость каких согласных они обозначают. (учащиеся находят слова, подходят к учителю и объясняют правильность выбора)
4. ПОИСК глазами на задней стене слов, в которых все согласные звуки мягкие. Слова: петух, друг, нельзя, люди, слоны, лебеди, кастрюля, зима, город,
Смена поз (кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку)
6. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач:
Работа в парах ( У каждой пары за партой лист с заданием)
ИГРА В ПРЯТКИ
Читает учитель: Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Найдите между строк название животного, птицы или насекомого.
- Вдали сарай, за ним забор,
Он окружает птичий двор.
- Как хорошо после дождя,
телята рады, рад и я!
- Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки.
Проверка: Какие слова нашли?
7. Контроль за результатами учебной деятельности:
Задания обучающимся:
- На листочках фломастерами запишите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного.
-Возьмите на парте карточки с гласными буквами и выполняйте задания по тексту:
Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. ( Обучающиеся встают и ходят по классу). Вдруг небо потемнело. Солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и гласные, которые обозначают твёрдость согласных, спрятались в домик слева, а гласные, обозначающие мягкость согласных - в домик справа. (Обучающиеся занимают соответствующие места)
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний:
ВЫВОД: Какие гласные, обозначают мягкость согласных?
9.Подведение итогов урока
Рефлексия:
- Кто запомнил, какие гласные указывают на мягкость согласного звука, улыбнётся мне и посмеётся.
Кто ещё не запомнил, тот – подойдёт ко мне после урока и шепнёт мне об этом на ушко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы
В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен учителям, родителям и детям, позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....
Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я
Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....
Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"
1В класс Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой б...
Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...
Чего больше: гласных звуков или гласных букв?
Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....
Конспект урока "Правописание гласных букв, гласная буква И", 1 класс, Школа России + презентация
Правописание гласных букв, буква И1. Организационный момент.1. Артикуляционная гимнастика «Ароматный цветок»2. Актуализация знаний.2. Составьте повествовательное предложение, восклицательное и вопроси...