Правописание непроизносимых согласных 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Зекиряева Ленмара Нуриевна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Правописание непроизносимых согласных".  УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk.yaz_.docx661.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НОВОПОКРОВСКАЯ ШКОЛА»

Открытый урок по русскому языку
в 3 классе

«Правописание непроизносимых согласных»

УМК «Школа России»

IMG_4515

подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Новопокровская школа»

Зекиряева Л.Н.

        2015 год

УМК «Школа России»

Русский язык 3класс.

Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова ;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Технология деятельностного подхода.

 Метод: проблемно - диалогический.

 Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкого, карточки с заданиями, карточки для самооценки.

                                     Структура урока

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
  2. Мозговой штурм.
  3. Каллиграфическая минутка.
  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
  1. Открытие нового знания. Наблюдение за словами с непроизносимым            согласными.
  1. Поиск решения учебной проблемы.
  1. Мини-исследование. Групповая работа .
  1. Соотнесение своей точки зрения с научной.
  2. Подводящая беседа к формулированию правила.
  3. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.
  1. Динамическая физминутка.
  2. Закрепление изученного.
  1. Устная работа.
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа.
  1. Подведение итогов.
  1. Выводы и обобщения.

2.Самооценка детей.

  1. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

(диалог учителя и учащихся)

- Дети, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Урок:

  • Интересным
  • Познавательным

  • Развивающим
  • Плодотворным

- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

Ученики:

  • Активные
  • Думающие
  • Работоспособные
  • Внимательные
  • Творческие
  • Дисциплинированные

- Вы готовы быть такими?

- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

Задания для нашего урока приготовила вам Мудрая Сова

II.   Мозговой штурм:

  • Главная часть слова (корень)
  • Опасное место в слове (орфограмма)
  • Третья буква алфавита (в)
  • Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
  • Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)
  • В какой части основы пишется ъ?
  • В какой части основы пишется ь?
  • На какие две группы можно разделить буквы  и л о д а т в ю

III. Каллиграфическая  минутка

Запишите согласные.

Лдтв    

Переставьте буквы местами и запишите новые сочетания букв

Лдтв , Влдт, Твлд, Дтвл

IV.  Новый материал

  • Задания от Мудрой Совы

 [c’эрцэ]  

  • Что интересного вы увидели в транскрипции слова СЕРДЦЕ?
  •  Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце?
  • Как называется звук, который в слове не произносится?

- Сформулируйте тему урока

- Какова цель нашего урока?

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

- Давайте вместе решим эту проблему!

Подберите однокоренные слова

Сердце

Сердечко

Сердечный

          Милосердие 

Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.

- Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

- Подбираем однокоренные слова.

- Выделяем корень в однокоренных словах.

- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

- Записываем слово.

Прочитайте пожалуйста пословицу: Сердце матери лучше солнца греет. 

IMG_4516

- Ребята, а вы заметили стечение каких согласных нам подскажет, что слово требует проверки?

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой?

(Варианты ответов учащихся)

Сделайте вывод.  (Если  мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные  четко  произносятся. Тогда  мы  узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.

грус…ный                    грусть

извес…ный         известие

мес…ный                  место

наез…ник                    езда

радос…ный           радость

ярос…ный                  ярость

чес…ный                   честь

 ( Дети записывают поочередно на доске и в тетради эти слова)

V. Мини-исследование 

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Работа в группах.

IMG_4519

Сочетания    сн – зн

Чудес.но , прекрас.но, вкус.но, ужас.но, опас.но, напрас.но, небес.ный, тесный.

Безобразный, любезный, железный серьезный, алмазный.

-Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?

Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.

(Есть слова, где  нельзя  подобрать  проверочное  слово, следует  запомнить  его  написание).

VI. Физминутка

IMG_4517

Игра “Хлопай-топай”.

- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая

согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.

Тростник, устный, страна, сердце,  земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.

VII. Закрепление изученного

  • Замените прилагательным  и запишите в тетради ( один ученик на задней стороне доски пишет слова, а дети в тетради под мою диктовку)

 Сахар из тростника                            Тростниковый

 Небо со звездами                                Звездное

 Человек , получивший                        Известный

 известность

Пирог с капустой                                          Капустный

Завод-гигант                        Гигантский

День радости                                          Радостный

Дополните предложение  (в тетради)

 Как ярко светит  …!  (солнце)

Как радостно бьется …!  ( сердце)

Какой веселый был …  ! (праздник)

Какой я …!    (радостный)

Работа в группе ( пословицы) Почему так говорят?

1.Зимой солнце светит, но не греет.

2. В большом сердце и далёкое близко.

3. Тот, кто счастлив, приносит счастье и другим.

 работа по учебнику…

             стр. 118 упр. 224, 225                                                                                                                                                                                                                                                                    

VIII. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?

Самооценка детей.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. 

В паре помогал подбирать проверочные слова. 

Внимательно слушал учителя, одноклассников . 

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . 

Фамилия Имя

оценка

 

Кого мы можем сегодня выделить? Какую оценку мы ему поставим.

IX.Домашнее задание стр. 118 упр. 226 (распечатать с объяснением)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных". Программа "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Правописание парных согласных". Программа "Школа России"...

Урок по русскому языку "Правописание наречий" 4 класс "Школа России".

Разработка урока по русскому языку в 4 классе по программе "Школа России" по теме "Правописание наречий"Задачи:1.      формировать умение находить наречие среди других частей ...

Презентация к уроку русского языка "Правописание наречий" 4 класс "Школа России".

Презентация к уроку русского языка "Правописание наречий" 4 класс "Школа России".Соответствует конспекту урока, помогает учащимся усвоить материал урока....

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне" (Начальная школа 21 века)

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф....

УМК «Школа России» Русский язык 3класс. Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносим...